Подземный град

Рубрика: Занимательное


2015 год богат на знаменательные даты в истории нашей страны. Одна из них — 80-летие Московского метрополитена, которое будет отмечаться 15 мая 2015 года. Благодаря этому событию и родилась идея статьи.
Слово «Метрополитен» произошло от французского словосочетания «chemin de fer métropolitain», что означает «столичная железная дорога». Первое метро в мире было открыто в Лондоне в 1863 году.
В России, а тогда ещё в Российской империи, идея создания метрополитена зародилась ещё в 1875 году, однако задумка так и осталась на словах. Но время не стояло на месте, прогресс шёл, а трамваи уже к середине 1920-х годов перестали справляться со своей задачей, вызывая пробки и давку в общественном транспорте. Поэтому летом 1931 года на партийном собрании Московского комитета ВКП(б) был вынесен на повестку дня вопрос о создании подземной железной дороги; в ноябре того же года была прорыта первая шахта — так началось зарождение отечественной подземки.



Вполне вероятно, что мы бы отпраздновали юбилей московского метрополитена ещё в прошлом году, 7 ноября, однако из-за отсутствия эскалаторов (которые тогда производили всего две компании в мире — финская «KONE» и американская «Отис») дату пришлось отложить. Но вот долгожданное чудо наконец свершилось, и 15 мая 1935 года в 6 часов 45 минут Московский метрополитен обслужил первых пассажиров. Первоначально метрополитен состоял всего из 13 станций, железнодорожная линия шла от станции «Сокольники» до станции «Парк Культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до «Смоленской» и была длиной всего 11,5 км (для сравнения: сейчас длина Московской подземки составляет около 327,5 км).
Московское метро — это не только средство передвижения, но и настоящее произведение искусства. На интернет-портале «Первого всероссийского аналитического портала о недвижимости» были опубликованы результаты опроса, в котором определялись десять самых красивых и интересных станций метро Москвы. В тройку лидеров выбились следующие станции:
Маяковская — открыта 11 сентября 1938 года, архитектор А. Н. Душкин, художник-оформитель А. А. Дейнека.



Новослободская — открыта 30 января 1952 года. Архитектор — А. Н. Душкин, витражи выполнены Латвийским отделением Художественного Фонда СССР по эскизам художника П. Д. Корина, панно «Мир во всём мире» выполнил сам Корин.



Площадь Революции — открыта 13 марта 1938 года. Архитекторы А. Н. Душкин и Ю. П. Зенкевич. Скульптуры, отлитые коллективом скульпторов под руководством М. Г. Манизера, хранят в себе магию примет. Говорят, если студенты потрут нос собаки разведчика, то успешно сдадут экзамен, зато бронзового петуха, особенно его клюв, ни в коем случае нельзя тереть — к большой беде.



Остальные места поделили между собой следующие станции:
Электрозаводская — открыта 15 мая 1944 года. Архитекторами станции выступили В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, и И. Е. Рожин, скульпторами выступили М. Г. Манизер и Г. И. Мотовилов. Оформление станции прославляет таких учёных-основоположников электротехники, как М. В. Ломоносов, П. Н. Яблочков, А. С. Попов. Оформление центрального зала посвящено теме труда. Здесь вы можете увидеть строителей, кузнецов, тружеников сельского хозяйства.



Комсомольская (кольцевая линия) — открыта 30 января 1952 года. Архитекторами выступили А. В. Щусев, В. Д. Кокорин, А. Ю. Заболотная. Оформление станции посвящено военной тематике в целом и победе советского народа в Великой Отечественной Войне в частности, представляет из себя один из ярчайших примеров сталинского ампира.



Киевская (радиальная) — открыта 5 апреля 1953 года. Архитекторами станции были Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский, В. М. Доброковский. Фрески, авторами которых выступали В. А. Коновалов, Т. В. Коновалова, А. К. Ширяева, К. П. Аксёнов и другие художники, посвящены теме советской Украины и воссоединению России и Украины 1654 года. В 2010 году на этой станции произошло происшествие — одна из фресок, «Праздник в Киеве», почти полностью обвалилась. На её восстановление ушло 3 года.



Киевская (кольцевая линия) — открыта 14 марта 1954 года, архитекторы — Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев, художники — А. В. Мызин, Г. И. Опрышко, А. Т. Иванов. Оформление станции посвящено истории Украины.



Новокузнецкая — открыта 20 ноября 1943 года. Архитекторами выступили И. Г. Таранов, Н. А. Быкова. Над скульптурами работали А. Е. Зеленский, Н. В. Томский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм, мозаики выполнены В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки.



Арбатская (Арбатско-Покровской линии) — открыта 5 апреля 1953 года, архитекторами выступили Л. М. Поляков, В. В. Пелевин, Ю. П. Зенкевич, оформлением занималась М. А. Энгельке.



Парк Победы — открыта 6 мая 2003 года, архитекторы — Н. И. Шумаков, Н. В. Шурыгина. Парк Победы — самая глубокая станция в Москве (глубина заложения 84 метра). Оформление станции посвящено Великой Отечественной Войне и Отечественной Войне 1812 года.



Спасибо за внимание!

3
2097
0
Арквейд Курапира | 13.05.2015

13.05.2015 | DukeAlF

Спасибо за статью. Есть в старых станциях особое очарование. Арк, а какая тебе нравится больше всего.

13.05.2015 | Арквейд Курапира

DukeAlF, мне нравится Театральная, так как там часто кто-нибудь в переходе исполняет на музыкальных инструментах что-нибудь из класики

14.05.2015 | Фиби Холливал

спасибо за статью!
возвращает к любованию тем, что ушло от любования из-за суеты будней.

а еще было что-то такое - открытие новой станции..
я помню открытие Отрадного.. запахи, ощущение - было здорово))
представляю, каково, когда открывались такие красоты, как в статье



забыли пароль?

Авторизация



забыли пароль?

Вакансии

В «Агору» требуются:
— журналисты;
— корректоры;
— PR-агент.
По вопросам трудоустройства обращайтесь к Главному редактору.

Поиск по статьям



Пометка

Мнение журналистов может не совпадать с мнением редакции