Рубрика: Размышления
... Вспомнить хотя бы Уэллса, «Машину времени», когда главный герой впервые увидел общество будущего: этих тепличных людей, у которых стёрлись различия между мужчинами и женщинами, их полудетский образ жизни, отсутствие стремления к узнаванию нового. Прогресс позволил им расслабиться настолько, что они стали изнеженными, хрупкими. Чем лучше жизнь — тем в меньшей степени проявляет себя человеческая натура. Исчезают многие сильные качества его личности. Это давно известный человеческий парадокс.
Помимо этого, человек любит иметь проблемы. Чем жизнь его благоустроеннее, тем проблемы оказываются мелочнее. То, на что он не обратил бы внимания в годы беды, в годы спокойствия становится необычайно важным, волнительным, навязчивым, неправильным, раздражающим. Приветствуются проблемы пассивного характера (перетерпеть), нежели активного (преодолеть искусственно созданную трудность). Разумеется, не всегда. Раз на раз не приходится.
Таким образом, человек в годы беды (а в данном случае я говорю о годах войны), оказавшись в определённой позиции (в позиции защитника), имеет проблемы глобального масштаба, и тем самым не делает проблем из мелочей. Он преодолевает стихийно созданные страшные, ужасные трудности, и тем самым становится человечнее. Если, конечно, не сдают нервы. Печальная закономерность.
Война, наравне со многими другими материалами, оставила нам прекрасное музыкальное наследие, в котором широта человеческого духа проявляется особенно сильно: песни — это громкое искусство, где передавать эмоции может и музыка (часто торжественная), и голос (громкий — чтобы все услышали; а также тоскливый, измученный, полный надежд), и, собственно, слова. Песни военные (как и песни о выдающихся личностях и событиях на поприще науки) особенно искренни и жизнеутверждающи. Жизнеутверждающие песни о войне? Тоже парадокс. Но жизнь в этот момент ценится куда сильнее.
А жить так хочется, ребята,
И вылезать уж мочи нет.
Вот где понятно, что поётся о насущном, а не придумывается для того, чтобы изобрести хорошую песню. Вот где слова патетические и эмоциональные (очень большой силы) произносятся открыто, без стеснения, и не кажутся искусственными. Гордость и отвага в них упоминаются очень часто. Потому что — да, отвага в военное время ой как нужна. В нынешнее время под гордостью и отвагой понимаются действия значимостью на порядок ниже, а потому слишком громко их произносить не стоит. И слава богу.
Что особенно сильно проявляется в военных песнях, так это отношение родителей и детей. Война укрепляет материнскую любовь, придаёт нежность материнской руке и стремление поддержать — отцовской. Война, как не раз говорилось, рано делает детей взрослыми, самостоятельными, решительными. Сколько было рассказов о том, что совсем юные люди помогали солдатам и были отмечены в военных действиях. Сколько их пожертвовали собой ради спасения других. Сколькие рисковали. И нет здесь места недовольству со стороны родителей, зато есть боязнь невозвращения. Горе, страдания.
Едва ли дети будут отвечать меньшей любовью. Тут бы успеть выразить свою заботу. Такие искренние и эмоциональные отношения были во время войны! Быть может, потому что они служили поддержкой, неким противостоянием внешним ужасам. Или потому что грань между жизнью и смертью (переходом к непоправимому) передвинулась гораздо ближе, стала такой явственной, что скрывать чувства оказалось уже как-то не к месту.
06.06.2016 | Фиби Холливал
сложно что-то говорить об "интересности взгляда" и т.п. Тема слишком тяжелая.
но вот про открытость можно поспорить, о которой в последнем абзаце.
а так - спасибо, что такие статьи есть
В «Агору» требуются:
— журналисты;
— корректоры;
— PR-агент.
По вопросам трудоустройства обращайтесь к Главному редактору.
Мнение журналистов может не совпадать с мнением редакции