Письма двух магов

Рубрика: Размышления


Джон устало посмотрел на новости: порой даже банальная истина подвергалась сомнению и критике. «Разве стоит тратить время, рассказывать, что 2 плюс 2 и вправду равно 4? — вздохнул он, перелистывая страницы. — Могу ли я оставить всё как есть и пройти мимо? Подумаешь, в самом деле, какая разница, кто и что думает…»

Джон встал и посмотрел в окно, где солнце лениво катилось к закату. Сонные лучи на прощанье осветили рабочий кабинет и пролили свет на вопрос из какой-то газеты:

«Запретные заклинания Гарри Поттера: применять или нет?»

«Что правда для тебя — неправда для других, — писали в статье, — и нет ничего правильней, чем думать своей головой и разбираться в сути вещей, а не идти на поводу у общепринятых правил. Давайте же посмотрим, что совы — не те, кем являются на самом деле, на примере запретных заклинаний: Круциатус, Империус и Авада…»

Далее статья была безжалостно съедена прожорливым и удивительным на вкусовые предпочтения домашним котом Джона. Однако первое предложение нашло отклик в мыслях: а разве это единственная правда, что запретные заклинания — зло? Заколдованное перо ожило под задумчивым взглядом Джона, и следующие мысли появились на пергаменте:

«В каком бы мире мы хотели жить? Это не риторический вопрос, а насущный, и каждый должен сам найти ответ для себя. Мне по душе золотое правило нравственности: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Любой человек, описывающий, почему убивать или пытать плохо, обычно приходит к вопросам морали, человечности и принципов. Что же я могу такого сказать, чтобы убедить читателя, что пытать аморально, если тот уверен в обратном? На самом деле ответ простой — ничего. Мораль у каждого своя, воспитанная культурой и окружением, опытом самого человека. Неужели я или более мудрые люди могут поменять это парой пустых фраз о важности принципов? Я не хочу, чтобы меня пытали, убивали или забирали мою волю, и, самое важное, никому не желаю такой же участи, даже самому заклятому врагу. Таков мир, в котором я хочу жить, но что же делать с несогласными, людьми с другими принципами?

Легко назвать их дураками и просто закрыть уши: они неправы — и всё тут. Но я всё же предпочту воззвать к фактам и логике, оставив чувственную сторону.

Давайте разберём по порядку. Пытки. Уже не новость, что пытки не работают для дознания, человек под ними расскажет что угодно, лишь бы их закончить. Неоднократно подтверждалось, что пытки вредят и нарушают процесс получения верной информации. Это обычные, банальные факты, и даже в самом Гарри Поттере под пыткой нужной информации не узнали. Конечно же, я говорю про пытки родителей Невилла. Упивающиеся смертью хотели узнать о местонахождении Тёмного Лорда. Или про пытку Гермионы во время дознания о мече Гриффиндора. И есть у Круциатус другое применение, гораздо более угрожающее: месть, желание причинить боль. Сработает ли это заклинание в этом случае? На все сто, не сомневаюсь. Но Гарри, несмотря на огромную боль от потери Сириуса Блэка, не смог по-настоящему применить Круциатус на его убийце. Почему же? Как сказал сам эксперт в запретных заклятиях: «Надо хотеть причинить боль и получать от этого удовольствие, а праведный гнев — это для меня пустяки!» Только пустив в душу тьму, возможно использовать пытки на полную мощность. Никакого праведного гнева, только удовольствие от страданий. Как по мне, ни первый, ни второй путь Круциатус не для меня и, надеюсь, не для мира вокруг.

Второе заклинание: смерть. На поле боя, безусловно, полезная вещь, невероятно эффективная и молниеносная. Обратимся к ещё одному специалисту по непростительным заклятьям, рассказывающем о силе Авады: «Сейчас вы все можете достать свои волшебные палочки, направить на меня и произнести положенные слова — однако сомневаюсь, чтобы меня от этого хотя бы насморк прохватил». Дело тут в том же, в чём и в прошлом случае: надо хотеть, желать этого. Заклинания — это не пистолет, где пуля просто летит в сторону противника. Магия связана с чувствами, с душой волшебника. Как нельзя призвать Патронуса без должной подготовки и состояния духа, так и нельзя сотворить Аваду. Зачем же убивать, если есть варианты? Вспомним, что лёгкое на расправу Министерство магии убило Барти Крауча младшего. Думаю ли я, что он заслуживал смерти? Что же, наверное, да. Но стоит ли его смерть правды? Конечно же, нет. Если бы он был жив, Сириус был бы оправдан и Министерство бы узнало о возвращении Тёмного Лорда намного раньше. Убийство — не выход, а тупик.

И последнее: Империус. Казалось бы, это заклинание никак не хуже предыдущих, но лично я противоположного мнения: Империус — самое худшее. Заклинание отбирает твою сущность, честь, тебя. Я не раз высказывался о силе и важности разума и повторю ещё раз: человеческий разум и есть моральный дар. Разум, и именно он, является главным нашим оружием в битвах, и именно он определяет нашу мораль. Допустим, кто-то решит захваченного преступника под Империус заставить служить во имя добра, быть двойным агентом. Разве это плохо? Если его раскроют, то мы потеряем плохого человека, а если нет — мы получим важную информацию. Как говорят, ситуация беспроигрышная. Но, разрешите вернуться к моей изначальной мысли: именно мы, нашими поступками, определяем мораль. Если мы готовы отобрать разум во имя наших целей, то такой подход станет нормой, только вот цели — вещь переменчивая. Есть тонкая грань, которую никогда нельзя переступать, как бы ни хотелось.

Я не хочу жить в мире, где бы кто-то отобрал мой разум. А вы?»

---

Когда в дверь громко застучали, Уилл вскочил с кровати и побежал в прихожую, навстречу долгожданной посылке. Когда открылась дверь, яркие лучи весеннего солнца без предупреждения ворвались в тёмную комнату и выхватили нескладную фигуру мальчика и окружающую его убогую обстановку. Почтальон, порывшись в грязной чёрной сумке, выудил бумажный свёрток и, торопливо вручив Уиллу, заковылял прочь, быстро слившись с мельтешащей уличной толпой. Уилл проследил за ним взглядом, а затем прикрыл дверь и тут же нетерпеливо разорвал упаковку. Из-под плотного картона показался циановый шёлк, скрывающий что-то тяжёлое. Ткань мягко опустилась на пол, и в руках мальчика оказалась бронзовая шкатулка. Пошарив рукой по шее, Уилл снял цепочку с ключом цианового оттенка и, вставив в замочную скважину, пару раз с усилием повернул. Тихо щёлкнув, крышка отошла вверх, и мальчик заглянул внутрь. Пара флаконов, какие-то неведомые инструменты и… письмо. Уилл подхватил с пола ткань, обрывки упаковочной бумаги и поспешил в свою комнату.

«Уважаемый господин Голт!

Во-первых, хочу поблагодарить вас за высланную «классическим путем» посылку! В нашей глуши почти нет магов, поэтому летающие совы с посылками выглядят весьма экстравагантно и могут привлечь лишнее внимание.
Во-вторых, благодарю вас за внимание к моей статье в «Агоре», которая буквально чудом попала к вам в руки! Я невероятно счастлив, что такой мастер, как вы, решили дать мне ответ. Сожалею только о двух вещах: о расстоянии, что разделяет нас, и о долге, который я не могу отринуть, дабы отправиться на встречу с вами.

Прочитав ваше письмо, я вынужден с ним не согласиться… Вы говорите о нравственности, о том, что к людям нужно относиться так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Но люди друг другу не братья и никогда ими не были. Своя шкура дороже. И это нормально. Весь мир состоит из разных людей. В том числе, в нём есть преступники и убийцы. Есть просто неприятные люди, от которых хочется держаться подальше. И, в итоге, любого интересует отношение только узкой группы лиц — друзей и семьи. Им верят, их любят, они ценность. Так начинается разделение людей на категории и соответствующее отношение к каждой из таких категорий. Близкие всегда будут в приоритете. И если я готов их защищать любой ценой, это не значит, что всё это время я желал испытывать наслаждение от чьих-то мук.

Следуя вашему порядку, начну с Круциатус. Это заклинание никогда не было для меня просто заклятием пыток. Оно находилось на одном уровне с Авадой. Это боевое заклинание, невероятно сильное, внушительное. Может захватить противника врасплох, деморализовать. Да, очень важную роль играет желание причинить боль человеку, и именно в этом я вижу слабость заклинания. Ты должен быть холоден и собран, а не упиваться желанием мести и сиюминутной расправы. В этом смысле Авада изящней. Тебе просто нужно хотеть, чтобы человек перестал существовать, погиб. И неважно, что стоит за этим желанием…

Аваду называют самым опасным заклинанием, но оно не намного опасней огнестрельного оружия, которое используют магглы. И самое смешное, что у нас с ними похожая ситуация. Они могут добыть оружие, носить с собой и в любой момент использовать против мирных граждан, зная, что те не могут им ничего противопоставить. Преступники, аля чёрные маги, знают, что у них есть «козырь в рукаве». А как изменилась бы ситуация, если бы такой козырь был и у рядового мага-гражданина? И не надо опасаться того, что маги, едва их допустят до Авады, тут же начнут пулять ей направо и налево. Мы ведь не делаем так с другими заклинаниями, да и магглы, имея в свободном распоряжении ножи, не идут друг друга убивать, чуть что не так. Люди видят в Аваде зло, потому что это заклинание убивает. Но убить можно и бытовым заклинанием, и просто скинув с лестницы.

Империус, на мой взгляд, весьма «лёгкое» заклинание. И, судя по тому, что Гарри Поттер неоднократно пользовался им без какого-либо тяжкого вредя для себя, «откат» у него низок, а эффект весьма впечатлительный. Его можно использовать против врагов, чтобы они показывали, где лежат их склады с опасными артефактами, где скрывают заложников, где находятся главари их банд.

Жизнь — это ценность. Запирая преступников в Азкабане, мы, на мой взгляд, не делаем им хуже. Они продолжают пользоваться жизнью и даже имеют шанс сбежать, чтобы повторить свои ужасные деяния. Отбери у них разум, если не жизнь, и они уже не представляют опасности. Не вызывают страха. И без разума опасного преступника и желания отмщения они могут стать послушными слугами, хотя бы частично приносящими пользу обществу.

Вы пишете: «Я не хочу жить в мире, где бы кто-то отобрал мой разум. А вы?»
Мы можем хотеть чего угодно. Жить в мире поняш и сахарной ваты. Но, как сказал Северус Снейп: «Может, вы ещё не заметили, но жизнь вообще несправедлива».

С уважением.
У. Г.»

Дописав письмо, Уилл провёл по нему рукой, и то разделилось на две копии. Сложив одну в конверт, а другую спрятав в шкатулку, мальчик вернулся обратно в прихожую. Скоро должен был прийти почтальон.

4
759
2
Почтальон Междумирья | 07.12.2016

07.12.2016 | Astra

Про Азкабан и преступников. Большинство же преступников от дементоров не страдают, так что смысла от вторых нет. Получается, плюс тюрьмы только в расположении, а от дементоров проку нет, только опасность для магов охранников.

07.12.2016 | Аноним

Два мага и две точки зрения. Осталось только прикрутить к статье опрос "На чьей вы стороне"...

08.12.2016 | Фиби Холливал

и добавить строку к опросу "не согласен ни с одной из"

рубрика "Размышления", а не "Досуг" (где там размещаются художественные произведения?), а значит, видим, мнение одного человека? который "спорит" сам с собой.
много чего есть возразить, ибо в этих рассуждениях не хватает базы - имеющихся утверждений о магии в мире тетушки Ро, магии мира и магии магов, на которых основывает в том мире реализация заклинаний
и еще много. О психологии, о психике разных людей.. Но всё это очень глобально, что надо учитывать при рассмотрении таких вопросов.
"нож есть у всех, но не все используют его во зло" - это слишком простая фраза для этих размышлений

16.12.2016 | Нямон

Я наверное задам дурной вопрос, но вообще зачем это все? В нашем современном мире уже и убивать особо не надо, и пытать тоже как то... Даже мысль и близко не мелькает. Мир, в котором убивали и пытали чтобы выжить, уже как то. Хм. Далеко в прошлом.
Тут даже не вопрос морали или аморальности пыток. Такие вопросы ставятся, когда эти самые пытки применяют повсеместно. И там уже можно глядеть на жертву и причитать об аморальности.

В общем мне просто интересно - "а зачем и о чем это все"?

Мне этот мир с поняшами и ватой больше нравится. Клуб Очень чОрных-пречОрных Магов как то не то.



забыли пароль?

Авторизация



забыли пароль?

Самое популярное

Вакансии

В «Агору» требуются:
— журналисты;
— корректоры;
— PR-агент.
По вопросам трудоустройства обращайтесь к Главному редактору.

Поиск по статьям



Пометка

Мнение журналистов может не совпадать с мнением редакции