Шелест страниц: книга в одном экземпляре

Рубрика: Как это было


С профессором Богачеком у нас взаимовыгодный обмен. У него — интересные книги. У меня красивая бумага.
Профессор написал много книг, среди которых есть и повести, и романы. Да и рассказов хватит на пару томов. Наверно, многим уже известна «Кошка с разноцветными глазами» с потрясающими иллюстрациями. Другое произведение — «Долина кладов». В ней использован материал, полученный на предмете «Клады и сокровища»: классификация кладов. Если кому-то интересно, я этот отрывок выложу в конце статьи.
Несколько книг мне довелось облечь в материальную форму, то есть напечатать, сшить в блок и завернуть в обложку. Получается вещь уникальная, в единственном экземпляре сделанная. Об одной такой я сегодня и расскажу.
Книга зовётся...



Множество птиц спрятано внутри голубого фона, плавно перетекающего в белую птицу на переднем плане. Над ней воробушек, а сверху видны чёрные крыла, полускрытые в чёрной завеси. Стремясь к алой загадочной заре, птицы заполняют углы и на обороте обложки. Это неспроста. Все они — герои произведения. И воробушки, и галки, и кондор, и... перечислять долго. Но стоит упомянуть серебряного птенца, который играет важнейшую роль в птичьем мире. Главная героиня повести — воробышек Маруша. Сквозь три ночи она отправляется к мифическим птицам в алую зарю.
Однако не думайте, что на пути Маруши встречаются только пернатые. Ведь есть там и Шумелка-Мышь, и Кот, и Тот, Кто Сидит на Качелях.



Сложно ли делать книгу? Скорее, интересно. Я верстаю текст в Word, обложку коллажирую в Фотошопе, потом перегоняю в .pdf и распечатываю.

Чтобы понять, как формируются первые листы книг, я пересмотрела штук пять добротных томиков с художественной литературой, выпущенных в настоящих издательствах. В итоге получилось так: форзацы, далее страница с инициалами автора, выходные данные, последовательность которых я списала с какого-то издания. Сверху — немного о содержании, ниже — даты написания и прочая информация. Своё предприятие я подписала ВМ (волшебный мир, значит) «Издательство БУКВА ДЖ». Так, шутки ради. Ведь есть буква Ять, есть буква Фита, а теперь будет и буква Дж.





1. Книжный блок.

Распечатывается он тетрадями по 16 листов с двух сторон. Итоговый размер — А5, восемь двусторонних сложенных друг к другу листов. И таких тетрадей будет ровно столько, сколько надо, чтобы уместить весь текст. Порой бывает так, что последняя шестнадцатистраничная тетрадь заполняется не полностью. Что же тогда делать? Я пишу рецензию, подгадывая под размер. Ведь какая книга выпускается без предисловия или послесловия? То-то и оно!
Готовые блоки фиксируются зажимами, далее я размечаю точки, где должна проходить сшивная нить, и подпиливаю их канцелярским ножом. Бывает, что краевая часть листов пропиливается не до конца, но тут уж легко проткнуть оставшуюся часть иглой с ниткой. Так потихоньку и сшиваются блоки. По завершении работы они выглядят аккуратно.
Когда тетрадь сгибается, внутренние листы слегка выдаются вперёд, образуя полуовал. Из-за этого края книги получаются немного неровными. Однако при работе с тетрадью на 16 листов эта погрешность слабо заметна, поэтому я оставляла блоки как есть. В ином случае можно воспользоваться канцелярским ножом и металлической линейкой, гильотинным резаком или ближайшей типографией. Она возьмет сшитый блок и, проведя магические манипуляции, вернёт его ровным и гладким. Главное — оставить поля, чтобы срез не пришёлся близко к тексту.

2. Обложка.

Скелет обложки — это два ровных отреза картона чуть больше книжного блока, соединённые посередине материалом: от тонкой бумаги до полоски такого же картона. Важно при этом учитывать не только размер корешка, но и небольшие отступы, чтобы обложка хорошо открывалась.
Картонная основа обклеена листом формата А3, на котором напечатано изображение. Важно попасть корешком точно в центр, чтобы он не выглядел скособоченным. В этой книге мой корешок слегка занесло в сторону, но не критично. Всё хорошо надо промазывать клеем, причём не канцелярским ПВА, потому что из-за воды в его составе изделие «поведёт», а, например, строительным клеем «Титан» или «Моментом». Для пущей аккуратности стоит сначала обмазать и приклеить корешок, дать ему высохнуть, затем приклеить каждую часть обложки, а затем и внутренние завороты. Клей стоит растирать по всей поверхности, и я делаю это пальцем (он потом легко скатывается с кожи).
А вот клей-карандаш использовать не стоит — нет веры в его надёжность.

Внутреннее оформление коснулось полей. Когда-то мне подарили несколько книг «Властелина колец» с красивыми тонкими рамками, и они до того впечатлили, что в своих вёрстках я обязательно украшаю либо колонтитулы, либо боковые части, либо полностью страницу по периметру. Страницы без украшений пусты. Здесь поля украшены видами птичьего края. Чёткие контрастные рисунки будто дополняют мир, словесно нарисованный профессором Богачеком.





Вот такая получилась книга. Очень люблю процесс сшивания, особенно под хорошую аудиокнигу, когда пальцы делают, глаза следят за состоянием работы, а уши слушают.

И, как обещала, выкладываю отрывок о классификации кладов. Здесь не все клады попадают под классификацию профессора Грифона, который вёл «Клады и сокровища». Один из видов — исключительно от профессора Богачека. Угадайте, какой?



— У нас тоже клады любят по видам расписать, по типам, по группам всяческим, — сказал Зинзивер, чтобы прогнать молчание. — Я и о Долине узнал не по слухам или болтовне какой. Батрачил как-то в тёплых странах, определили меня спать на сеновал, гляжу, в углу книженция какая-то валяется. Думаю, заберу себе, а то народ мигом на цигарки растреплет.
Рука Зинзивера скользнула во внутренний карман потрёпанной куртки из тёмно-рыжей кожи и извлекла небольшую книгу. Даже, можно сказать, несколько десятков затёртых до безобразия листков, стянутых по сгибу подгнившей и кое-где лопнувшей нитью.
С первого взгляда казалось, что сухую виноградную кисть разломали мелкими частичками, просыпали на обложку, да выровняли строчкой. Но приглядись, и буквы узришь странным угловатым обрывчатым шрифтом.
— Много чего тут складного за авторством Остапа Грицая, — палец черкнул по трудно различимому названию «Потаённые скарбы — що надо знати каждому». — Из неведомых мест занесло эту работу. Язык древний, но почти понятный.
— И что важного там? — вытянул шею кот.
— Да почти твоими словами писано, — закивал Зинзивер. — О кладах сберегательных калякают. Мол, каждый человек себе и банкир, и кассир. Прячь горшок с золотишком, и готов тебе вклад «до востребования». Но иногда востребовать не успеешь. И тогда посторонние люди, влекомые слухами, изо всех сил и своё имя в списки владельцев внести пытаются. Был вклад, стал клад.
— Разве только золото кладом числится? — замотала головой Зоряна, словно и не ждала ответа, словно знала свой, верный.
— Читал ещё о кладах ситуационных, — продолжил Зинзивер. — Если брать времена военные, вспомним, давай, архивы с документами. Найдут враги бумаги важные, где всё-всё о тебе расписано, и жизнь твоя в руках вражьих. Ещё вчера ты среди них гусём важным погуливал, своим прикидывался, планы диверсий складывал. А сегодня клад найден, прочитан, продуман, а тебя на виселицу ведут.
— Ещё в войну много делают схронов с наградами, — добавил кот, — да вещами личными воинов, в разведку идущих.
— Пиратские и разбойничьи клады тоже ситуационные, — кивнула девушка, — когда сокровища припрятывают ненадолго, надеясь подыскать потом место, более надёжное. Да не всегда судьба к кладу такому вернуться разрешает.
— Мой клад — ситуационный, — муркнул Шустрик и снова умолк.
— Ну и культовые клады, — закончил Зинзивер. — Это когда святыни зарывают. Или ещё реликвии какие. В общем, что у тебя реликвийные, то в книженции этой культовые.
— Ни в коем разе! — мигом встрепенулся Шустрик. — Что я в Долине искать стану, реликвия наиважнейшая, но никогда не была предметом культа.
— Мудрёно что-то, — и Зинзивер, не желая признавать ошибку, просто листнул страницы. — А вот, глянь, ещё определяют клады по месту нахождения. Поверхностные клады описаны первыми. Это тебе и дупло дерева древнего близ усадьбы почтенной, это и тайник на чердаке пропылённом, это и схрон под камнем приметным. Даже, пишут, если в землю зарыто, да неглубоко, тоже считай — поверхностный он. А подземный — тут глубина нужна.
— В землях сопредельных ходит сказание о кладе разбойничьем, — задумчиво проронил остроухий. — Сокровищ там — не пересчитать. Да заговорённый он. Чем больше людей его выкапывать берётся, тем на большую глубину он уходит.
— Глубина тут — главное, — согласился парень. — Подвал любого замка, себя уважающего, может похвастать кладом подземным.
— И подводные клады ещё бывают, — тихо добавила девица. — Сокровища потопленных кораблей. Кто у моря живёт, знает: в ночи определённые флотилии погибшие на поверхность всплывают.
— Но кладоискателям на их борт ходу нет, — выпалил парень. — Лишь тем, кого мертвяки в команде видеть желают. А уж если запишут в судовой журнал твоё имя, не сойти тебе больше на берег.
— Все виды назвал? — поинтересовалась Зоряна. — Иных нет?
— Все! — с готовностью отозвался Зинзивер. — Больше книге этой не ведомо.
— По крайней мере, один не указан, — озорно подмигнула Зоряна.
— Это ж какой-такой? — рассердился Зинзивер, словно сам писал книгу эту, словно не автору, а ему в душу плюнули, обозвав труд всей жизни брехнёй жалкой.
— Догадайся, — невинно сказала Зоряна и в сторону Долины отвернулась.
Шустрик и Зинзивер разгадками голову ломали да песнь кладов слушали. А песнь не заканчивалась, продолжала ласкать слух да звать на подвиги.
Двумя точками яркими сверкали во тьме леса глаза филина. Не видели птицу ни Зинзивер, ни Зоряна, да зоркий взгляд Шустрика прибытие гостя ночного сразу ухватил. Ничего не сказал Шустрик спутникам, загадал только, если промолчит суровая птица, значит, сложится его дорога к сокровищу. Если же странно, резко, мучительно ухнет житель леса, пойдёт всё вкривь и вкось. И сколько ни вытащи кладов из Долины, до главного сокровища долгожданного не доведётся ему добраться. Сидел филин, глазами зыркал, башкой вращал, песнопения колдовские слушал внимательно. И видно, решил не подавать голос, симфонию волшебную портя, решил не кидать знаков злых перед дорогой дальней тем, кто на холме сидел и планами делился.
Холодало. Тепло прошедшего дня уплывало, убегало тайными тропками. На его место спешили ветерки, прохладой дивного вечера пронизанные.
— Скажи уже, — взмолился Зинзивер, коснувшись легонько девушки. — А то теперь ни о чём другом и не думается.
— Воздушные клады, — девица ответила.
— Да не бывает таких! — горячо Зинзивер заспорил.
Даже невозмутимый Шустрик, услышав Зоряну, лишь фыркнул.
— В воздухе ничего не спрячешь. Всё на виду, — не утихал Зинзивер. — Да и не удержит ничего воздух. Как высоко ни кидай, всё равно на землю вернётся.
— Поверхностным кладом станет, — кивнул Шустрик. — А если с большой высоты сверзится, такую ямищу пробьёт, что и глубинным оказаться может.
— Покажи мне, как сделать хоть один воздушный клад, и я выполню любое твоё желание! — пообещал Зинзивер.
— Давай, — пожала плечами Зоряна. — Что кладовать будем?
— Вот эту монетину, — Шустрик мигом оказался рядом с девушкой.
На острых коготках чуть пританцовывал увесистый блестящий кружок. С одной стороны номинал отчеканили, будто когтями фигурно царапнули. С другой — голова круглая да остроухая. Над ней корона высокая выдавлена. Властителя мира кошачьего запечатлели. Зинзивер мельком видел такие денежки. Важные господа-коты и кошки-барыни на ярмарках монетами подобными расплачивались. И как только в поле зрения кружок этот увесистый появлялся, вдвое-втрое угодливее торговцы заприлавочные становились.
Зоряна подхватила монету, подбросила её невысоко и, когда та переворачивалась в воздухе, сделала ловкое ввинчивающее движение.
Монеты как не бывало.
— Да она за твоими пальцами, — утвердил Зинзивер недоверчиво.
Помахала руками девица. Перед самым лицом зрителя. Развернула красивые пальчики, помахала ещё секундочку. А лицо озарялось улыбкой светлой с хитринкой ясной и озорной.
— Нет её у меня, — голосок звонкий, словно у кладов за изгородью. Да только клады зовут неведомыми словами, а тут каждая буковка на языке родном.
— Здесь он, клад воздушный, — смеётся, будто шутит.
А глаза серьёзные, словно шуток тут ни грамма. Пальчик стройный показывает направление. Да нет ничего по курсу намеченному. Только воздух чистый, прозрачный, ароматом синих трав напоенный, да пустошником малость приперченный.
Зинзивер вскочил, руками машет, пробует найти точку сокровенную. Но пальцы лишь с тихим свистом воздух режут.
— Не так, — смеётся Зоряна. — Ну, не так же. Гляди, как следует.
И осторожно, мягко-мягко, взяла запястье юноши.
— Крючком длань гни, — с таинственным шёпотом руку сама выгибает затейливо. — Пальцы ставь лесенкой и ковшиком их складывай.
Вздрогнул Зинзивер. Нет ничего в воздухе, а пальцы монету чувствуют. Металла коснулись. То холодный он, а то уже теплеет от прикосновения. Зажал край сокровища и рванул на себя. Выскользнула монета, но не потерялась. Прыгнула в траву, а там её Шустрик коготками цап-царап.
Зинзиверу настолько понравилось, с места вскочил, по траве туда-сюда шастает, успокоиться не может.
— Ну-ка я сам теперь, — и с шеи нитку сдирает, на которой амулет висит.
Голова на нитке чудной птицы, из металла сизого выточенная. Клюв суровый. Глаз сердитый. Подкинул амулет в воздух, да пальцами довернул.
Исчезла голова птицы диковинной!
— Вот тебе и клад воздушный, — смеётся Зоряна. — Сам его сотворил. Теперь не скажешь, что не бывает их.
— Ну-ка подожди, — рука Зинзивера то рубит воздух, то шлёпает его в месте, где амулет исчез. Но никаких преград пальцам, дрожащим от волнения.
— Так его не вызволишь, — подсказала Зоряна, а голос сразу холодный, серьёзный. — Хоть сквозь него пройди, ничего не почувствуешь. Но он есть, никуда не делся, спрятан в секретной воздушной пещерке. Да только вход в неё лишь с одной стороны, да ещё заковыристый.

4
730
1
Джулс | 21.02.2019

22.02.2019 | Эрда оф Альтштадт

Как всегда восхищена книжным миром)

23.02.2019 | Belinda

Ого, спасибо Джулс!
Кстати, не знала, что Дарк пишет книги - а их можно в нашу библиотеку выложить?
Про клады угадать не могу, я нк ходила на лекции 😂 неуч

23.02.2019 | Джулс

Эрда, спасибо!
Белинда, все произведения Дарка на Самиздате есть: http://samlib.ru/w/window_d/
Там удобно, Дарк при случае может поменять текст и т.д. :-)
Я тоже на клады не ходила. :-) Давненько этот предмет вели...

25.02.2019 | Капля

Ого!



забыли пароль?

Авторизация



забыли пароль?

Самое популярное

Вакансии

В «Агору» требуются:
— журналисты;
— корректоры;
— PR-агент.
По вопросам трудоустройства обращайтесь к Главному редактору.

Поиск по статьям



Пометка

Мнение журналистов может не совпадать с мнением редакции