Магия белорусского Космоса

Рубрика: Занимательное


Иногда надо знать и своих великих.

Язеп Дроздович — белорусский учёный, поэт и художник, Леонардо да Винчи начала нашей эпохи известен мало, но сделать успел очень много, в частности в создании той реальности, которая когда-то приведёт человечество к обитаемому Космосу и яблоням на Марсе.

Язэп Нарцизович Дроздович работал как график, живописец, скульптор, педагог, археолог. Родился 14 октября 1888 года на хуторе Пуньки, недалеко от деревни Передолы Глубокского района. Родился он в обедневшей дворянской семье, а чья кровь это была — Понятовские-Радзивилы или Рюриковичи — кто там, в белорусских болотах, разбираться с генеалогией будет. Когда Язэпу было два года, умер его отец. Мать осталась одна с шестью детьми на руках.

Общим знаниям Язэп Дроздович учился дома, а с 1906 года пошёл учиться в Виленскую рисовальную школу профессора живописи И. Трутнева, где он проучился до 1910 года.

С 1910 по 1917 годы служил в армии Российской империи, воевал на фронтах Первой мировой войны. Там же окончил фельдшерские курсы. Странник Язэп Нарцизович Дроздович не имел своего дома. Ему как истинному Художнику порой денег не хватало даже на краски.

После революции в 1919 году он оформлял первый букварь в Советской Белоруссии, работая в белорусском литературном издательском отделе комиссариата просвещения.

Если кто не знает, многие дворянские дочки оставались в Белоруссии учительницами в сельских школах. И их любили. Дроздович с 1924 по 1926 годы преподавал рисование в Глубокской школе, а с 1927 по 1930 — в Радошковичской и Новогрудской гимназиях.

Также в 1927 году Язэп Дроздович основал художественную студию при Виленской гимназии. Собирал экспонаты для Виленского музея: много всего оставалось бесхозным после войны и революции, что необходимо было сохранить. В 1919—1920-х годах работал художником-декоратором в «Беларускай хатцы» — Белорусском государственном театре.


Природа Луны

С 1931 по 1939 годы он был свободным художником.

Дроздович был первым белорусским художником, который затронул тему космоса. Его «космические» картины гениальны: «Космос», «Жизнь на Сатурне», «Жизнь на Марсе», «Жизнь на Луне». Огромная коллекция его работ посвящена старинным замкам и архитектурным строениям Белоруссии, многие из которых, кстати, сохранились до сих пор. Но как страну замков нашу Беларусь пока никто не рекламирует, а зря.

Кроме всего прочего, художник возродил такой вид народного творчества как ткачество настенных ковров, которые стали уникальным культурным явлением в мире. Сейчас эта коллекция находится в Заславле. Ковры я видела на выставке в Национальной библиотеке Белоруссии. А в Заславле Язэп Дроздович работал на археологических раскопках.


Искусственное море

В 40-х годах художник создал серию работ, посвящённых просветителю Франциску Скорине.

Кроме живописи, художник учил и ботанике. Дроздович окончил краткие учительские курсы и с 1940 по 1941 годы проработал учителем рисования и ботаники в Глубокской средней школе.

Умер Язэп Нарцизович Дроздович 15 сентября 1954 года в Подсвильской.

Но он не только художник, декоратор, культурный деятель. Изучая его творчество, надо знать, что информации очень мало и за листочками из дневников Дроздовича, рисунками, эскизами идёт настоящая охота.

Дроздовича называют белорусским Циолковским. Для начала в 1931 году в Вильнюсе вышла брошюра «Небесные беги». В книге мы увидим эскиз космического аппарата, выдуманного Дроздовичем, который в качестве элементов своей конструкции использовал пружинный механизм.



В 1937 году в труде «Где мы и кто мы. Небознание» он уже представил начерченную чёрной тушью многоступенчатую ракету, состоявшую из девяти заполненных специальным горючим веществом отсеков, которые должны были отсоединяться по мере прогорания, что потом было воплощено в чертежах гагаринского «Востока». Учтём, это не математика, это фантазии. Здесь же мы видим рисунок «многоступенчатой торпеды» с линией глиссады при её выходе за пределы атмосферы.


Панорама лунного города Тривеж (1932—1933)

Из воспоминаний о Дроздовиче:

...Дроздович рисует нам образ сатурнянина, живущего на одном из спутников Сатурна, — «маленькие, метрового роста, рыжеволосые гномики, люди, которые ведут свою жизнь довольно культурно и даже знакомы со способом перелётов на самолётах безмоторной авиации». На вопрос: «А откуда вы всё это знаете?» — Дроздович отвечает: «Сказал бы я подробно, откуда всё это знаю, но из-за того, что пишут тут не для одного и не для нескольких в одинаковых знаниях и убеждениях, а для неизвестных мне всех, — вынужден промолчать. Пусть судят обо мне, как кому нравится».

Дроздович внёс огромный вклад в строительство идеологии Мира Полудня, подхваченной потом такими авторами как Иван Ефремов, братья Стругацкие и многими другими, конструирующими идеальную реальность нового космического мира и Эры Света.

И космическая тема сейчас очень характерна для искусства Белоруссии. Строительство национальной библиотеки превратило это здание в потрясающий звездолёт или путешествующую планету знаний, освещающую ночное небо Минска. Я там, кстати, записана)



«Только творчество может обеспечить прорыв в группу лидеров» (А.Лукашенко)

3
2197
0
Эрда Пуатье | 13.10.2013

15.10.2013 | Аноним

+

15.10.2013 | Дарк Богачек

Даже не подозревал о существовании такого художника, хотя долгие годы собирал иллюстрации на космическую тему. Спасибо за информацию.

16.10.2013 | Эрда Пуатье

Дарк, таки Вы будете смеяться) Зимой, когда наткнулась на Травник Олюшь - послала первую заявку в Аргемону. Ответ не пришел (джимейл избирателен в контактах). Но у меня в ЖЖ дня через три после отправки письма появился парень, писатель-фантаст и выпускник ВГИКа, который познакомил меня с Нумой Помпилием, Сержем де Рокамболем и Дроздовичем)

Похоже, всему свое время)И надеюсь на продолжение синхронизации)



забыли пароль?

Авторизация



забыли пароль?

Самое популярное

Вакансии

В «Агору» требуются:
— журналисты;
— корректоры;
— PR-агент.
По вопросам трудоустройства обращайтесь к Главному редактору.

Поиск по статьям



Пометка

Мнение журналистов может не совпадать с мнением редакции