Беседа с Олей Грейнджер

Рубрика: Истории из истории


После долгого летнего перерыва я, Эфлейм, снова спешила на встречу с волшебницей — следующей героиней рубрики «Истории из Истории». Поиски были не очень сложными, но героиня удивилась — как же так, спустя столько лет кто-то нашёл её и… Но на самом-то деле, хоть волшебница эта и жила в Хогварте Сириуса много лет назад, даже очень много, до сих пор ещё есть её бывшие ученики, которые с любовью вспоминают: «Ах, какие были лекции! Сейчас таких уже нет». Пожалуй, именно наткнувшись в библиотеке на её лекции, я решила — вот она точно замечательная героиня для рубрики! И это — история о прирождённом профессоре. Но, быть может, вы и сами поймёте.

А теперь, у меня в гостях… Волшебница по имени Оля Грейнджер. Волшебница, пришедшая в ХС в какие-то незапамятные времена и оставшаяся там на долгие годы: сначала в качестве студентки Гриффиндора, а потом и в качестве преподавателя. Но обо всём этом она расскажет вам сама. А ещё она сама предоставила колдографию, старую и потёртую, как и большинство фотографий в нашей рубрике.


По пояснению самой Оли Гренджер (она на фотографии слева), тут она с ученицей Рейва — Кирой.

Эфи: Добрый день! Кажется, все в сборе и можно приступать…
Оля Грейнджер: Добрый!
Э: Для начала… за что вы попали на карточку от шоколадной лягушки? Ну, такой человек же должен совершить что-то выдающееся.
О: Я на карточке от шоколадной лягушки? Какая новость!
Э: Вы даже у меня в коллекции есть, в нескольких экземплярах.
О: Сложно сказать, что считать чем-то выдающимся. Учеником я была чуть лучше, чем средним. Обычно — в первой-второй десятке. Средний балл высокий, но он у многих был высоким. Диплом защитила со второго раза. Преподавала с душой, потому что всю жизнь мечтала быть связанной именно с историей. У нас был очень сильный семейный клан в Гриффиндоре, не знаю, практикуется ли это сейчас. Для меня самым запоминающимся стал один из месяцев самоуправления, когда учителя перевоплощались и учились, и тогда я, перевоплотившись в существо Ыыых, урвала первое место в рейтинге учеников. А самое главное — никто не мог догадаться, кто это. Потрясающее было время, оторвалась от души, — улыбнулась девушка.

Э: Каким ветром вас, профессор, однажды занесло в школу Хогвартс? С чего всё началось?
О: В Хогвартс меня занесло ещё учеником. Волнительное заполнение анкеты, почти все хотели в Гриффиндор, и шансов попасть было очень мало. Потом нужно было сдать несколько домашних заданий. Честно говоря, сначала я училась не очень прилежно, но постепенно, когда начала разбираться в предметах, обучение пошло легче.

Э: А вы сразу решили, что Гриффиндор — это прям вот... ваше! Или это так просто сложилось, случайно?
О: Тогда практически все хотели в Гриффиндор. Ну модно так было. Кто-то, кто хотел показать себя как дерзкого и «крутого», шёл в Слайзерин. Как альтернативу я указала Рейвенкло, меня прельщал именно процесс обучения, хотелось всего и сразу, хотя на тот момент предметов и преподавателей было в разы меньше, чем на старших курсах, когда я уже выпускалась.

Э: А что, на ваш взгляд, присуще... типичному такому гриффиндорцу? Ведь известно, что факультеты в ХС отличались от факультетов у Роулинг, каноничных. Так что же такого особенного было в гриффиндорцах, когда вы там учились... А может быть, что-то, что осталось до сих пор?
О: Мы были очень дружными и очень лёгкими на подъём. Если кого-то где-то обижали, мы собирались кучкой и взывали к справедливости, но при этом все общались больше этакими «кучками» по десять-пятнадцать человек. Обычно все дружат по двое, по трое, а мы вот так дружили. У нас в гостинной была атмосфера безудержного веселья, какая-то беготня, движуха постоянно — такое ребячество, начиная от младших курсов, заканчивая старшими. Одна атмосфера на всех. Впоследствии, когда староста факультета Клотильда стала деканом, эта атмосфера только усилилась, такая единая команда.

Э: Клотильда была деканом? Новинка из истории Гриффиндора!
О: Может быть, она И.О. была какое-то время. Я на тот момент уже заканчивала, если честно, и мало участвовала в жизни факультета, всё больше готовясь к преподавательской деятельности. Столько лет прошло, могу что-то путать... ййеехх, а ведь когда-то мы сами писали историю факультета! Я даже успела застать первого декана — Миху... от которого на факультете появлялась лишь тень.

Эфи записала в блокнотик в раздел «Планы», кого ещё надо выискать среди переплетённых миров…
Э: Каким образом получилось так, что у вас такое имя? Или это просто переплетение реального и от Гермионы?
О: Именно так и есть. Я каким-то чудом прошла под этим именем, хотя на тот момент не принимали уже людей с именами из книги Роулинг. Мне очень нравится, как на слух звучит фамилия Грейнджер... есть в этом что-то львиное… это рычание на ГрррррендЖЖЖЖерррр.
Э: Но ботанистость вместе с фамилией к вам не перешла?
О: Друзья меня называли просто Гренка. Ботанитость не перешла. Наверное, благодаря весёлой атмосфере, она не располагала именно к такой размеренной планомерной зубрёжке. Мы гораздо чаще зависали в баре «Три метлы», нежели учились.

Э: «Три метлы» — это бывшее название Таверны «Спящий дракон» или это отдельное было заведение?
О: Честно говоря, не могу сказать, является ли это прототипом «Спящего дракона». На тот момент был официальный бальный зал со строгим этикетом и «Три метлы» — где позволялись некоторые вольности, перевоплощение, немного… может быть, некорректное поведение. У меня две лучшие подруги были из Рейвенкло, поэтому мы часто собирались там. Насколько я помню, в «Три метлы» могли попадать люди, которые не учились в Хоге, а вот в бальный зал нет.

Э: А что-нибудь из предметов помните? Может быть, какие-то лекции особенно запомнились, которые вы не пропускали?
О: Я очень любила историю, и моими любимым предметами была История магии от Дилин, Мифы древних славян от Лели, ещё мне нравились магические животные именно в лекциях Аномалии, но это в самом начале и недолго. Предметов было огромное количество, и когда появлялось что-то новое, интерес возникал всегда, но так как преподавать дано не всем, ко второму году обучения многие выдыхались, увы. Было чудесным Зельеварение от Фиби, почти все тащились от лекций по магии снов от Зефирного.

Э: Именно потому вы сами позже решили преподавать историю?
О: Я всегда любила историю, это как магия, какой-то внутренний свет и потребность. Именно это позволило мне разбирать большие и длинные уроки Дилин (было очень непросто), большие тексты про магию друидов. У Лели подход гораздо проще, лекции пролетали на ура, было очень интересно, плюс изучать то, что ближе тебе по культуре, всегда проще.

Э: А в при составлении лекций руководствовались больше вторым методом? Чтоб было интересно? Потому что я тут встретилась в вашими учениками... бывшими, которые только на ваши лекции и ходили и до сих пор их помнят!

Тут моя собеседница ощутила себя, словно рыба в воде, — сразу видно, увлечённый своим предметом профессор…

О: Вы меня удивляете всё больше и больше! Я вела два курса, вначале магию в истории России, а затем, после ухода Дилин, — историю магии. В первом мне хотелось как можно больше рассказать о нашей истории, так как историю магии мы в основном знаем из истории средневековой Европы, а это неправильно. Магия — это глубинные эмоции, энергетика, накопленная поколениями, и учиться нужно на наших особенностях. У магглов-социологов считается, что нельзя взять прогрессивный соц. строй или прогрессивную культуру и насадить её на нацию, которая имеет другую культуру или другую ступень развития. Последствия таких вещей мы сейчас видим на ближнем востоке. То же самое и с магией. Нельзя заниматься средневековой магией и ждать, что её законы и логика (а именно это и даёт нам история, возможность прогнозирования ситуаций, действий в поливариантом мире) будут работать так же. Мне хотелось докопаться до сути и особенностей российских (славянский) реалий. Например, в России для женщин не существовало смертной казни. Это уже ставит развитие магии в Европе и у нас совершенно перпендикулярно друг к другу, — она передохнула секундочку и продолжила. — Что касается истории магии, здесь я попыталась выстроить логическую систему развития магии в мире, с самого начала и до XX века. До меня историю магии преподавали именно отрывисто, без какой-либо методологической подачи. Я хотела показать, что одно вытекает из другого, что история — одна большая логическая цепочка, и «если бы» просто не могло бы быть. Любую историю можно изучать только через понимание процессов и цепочек, в обратном — это всего лишь набор ничего не дающих фактов и событий.

Э: Какой глубокий подход к делу! Думаю, сейчас в Аргемоне не каждый преподаватель мог бы так же рассказать про свой предмет... А что ещё для вас было особенно интересным в преподавании? Ну, кроме лекций, этого предмета самого по себе. Или, может, что-то давалось особенно сложно?
О: Если говорить о сложностях — то на тот момент у меня хромали грамматика и стиль. Мне его поставили уже гораздо позже, когда в мире магглов приходилось постоянно публиковаться. Поэтому перед выходом лекции у меня был корректировщик, очень любопытная ученица Анориэль, которая помогала вычитывать лекции.

Из волнительных был момент, когда заходишь в учительскую и смотришь, сколько у тебя домашек. Так как лекции у меня были неприлично длинными, а домашние задания из 5-6 пунктов, то обычно работ было не очень много. И всегда было волнительно посмотреть, сколько людей отреагировали на новый урок (были более популярные и менее). Но особенно мне запомнилось, когда был год очень активных первокурсников, и мне за сутки на вводную лекцию пришло около тридцати домашних заданий.

Э: Это же всё надо успеть проверить...
О: Да, нужно, ученики теребили, да и обижать не хотелось. Я работаю для них, они стараются для меня. Бывали и отписки, на проверку которых тратилось меньше времени, чем на написание комментария к работе.

Э: А кроме преподавательской деятельности чем-то ещё занимались в Хогвартсе?
О: Если честно, преподавание поглощало всё время. Написание лекций, так как у меня были свои лекции (для каждого курса пять-шесть лекций), и то мне не хватало уроков, чтобы уложить весь материал. Квиддич я не застала, при мне его не было. Помогала доучиваться тем, с кем ещё училась сама.

Э: У вас сейчас не возникало желания... вернуться обратно? Преподавать или учиться? Насколько я помню, после профессора Шаеры никого нет на роль профессора по истории магии...
О: У меня когда-то была мысль, но... как Вы верно заметили, это время. В мире магглов все живут в нереальном цейтноте, а преподавать абы как не хочется. Сейчас я пишу диссертационное исследование. Может быть, когда я его закончу и защищу, появится интерес вернуться, чтобы преподать предмет на другой высоте, с крепкой методологической базой. Хочется уже работать на другом уровне, чтобы каждая лекция была не просто свитком, но и заставляла задумываться, приводить студентов к развитию мысли — это глубинная суть истории. Сейчас я бы уже делала акцент на XX век, по методу от сложного к простому, чтобы ученики могли сами распутывать сложные клубки, а главное, анализировать другие тексты на тему истории, которые им попадаются в руки. Умение критично относиться к текстам — это крайне важно, так как на данный момент имеется огромный пласт лже-историков. Больше работы с источниками. То, что я сейчас вижу во многих маггловских заведениях, — это реферативность. Выдранные куски из нескольких текстов, связанные между собой одним-двумя предложениями от студентов. То есть хочется через историю научить мыслить, а не заучивать даты и отрывки.

Э: Жаль, я уже не смогу у вас поучиться... Куда пропадают маги после ХС? Почему однажды вы решили, что всё, пора закончить преподавание и уделить время чему-то ещё? Страшный зверь Реал? или просто стало неинтересно?
О: Наверное, здесь будет сложно назвать одну причину. Кто живёт в Петербурге или в Москве, поймёт меня, что Хог — это большая часть реала, и есть маги, с которыми я общаюсь до сих пор. Вопрос, наверное, в расставленных приоритетах. На тот момент для меня оказалось важнее подвинуть любимое дело и уйти в зарабатывание денег в реале, написать шикарный диплом в университете. Только со временем начинаешь понимать, что всех денег не заработать, а нужно заниматься любимым делом. Сейчас я занимаюсь тем, о чём мечтала до истории, — я инструктор по карате и работаю с детьми.

Э: Это здорово, когда мечты и в реале сбываются. Я хотела бы вас очень поблагодарить за это интервью!
О: Спасибо и Вам, мне так удивительно, что меня кто-то помнит!

***

Наверно, это — особый такой талант, заинтересовать своим предметом даже того, кто ну просто зашёл побеседовать о жизни, о прошлом… Кстати, если вам тоже интересно, то лекции профессора можно отыскать в Библиотеке — там они сохранились. Немного пыльные свитки, но это же не беда. Пожалуй, после разговора я поняла: кому-то предназначено стать в волшебном мире выдающимся учеником, кому-то — выдающимся массовиком-затейником. Кто-то — прирождённый редактор, а кто-то — прирождённый профессор.

Сейчас я прощаюсь с вами до октября, и там будет что-то очень интересное!

3
963
0
Eflame | 24.08.2014

24.08.2014 | Барро

Замечательная статья! Как же давно я мечтала узнать об этой волшебнице более подробней) Ведь на шоколадных лягушках так мало информации. И вот мечты сбываются!) Спасибо и Оле и Эфи за такое интервью.

25.08.2014 | Фиби Холливал

спасибо, Eflame!

с каждой такой статьей каждый раз мысль - какие вехи, какие люди)

25.08.2014 | Люська Цветкова

Ого какую волшебницу ты поймала! Спасибо тебе большое за статью. Очень интересно каждый раз открывать именно эту рубрику и каждый раз как будто окунаться в историю :)



забыли пароль?

Авторизация



забыли пароль?

Самое популярное

Вакансии

В «Агору» требуются:
— журналисты;
— корректоры;
— PR-агент.
По вопросам трудоустройства обращайтесь к Главному редактору.

Поиск по статьям



Пометка

Мнение журналистов может не совпадать с мнением редакции