Отфрид Пройслер «Крабат». Часть первая. Книга

Рубрика: Рецензии


Хогвартс — не единственная школа магии и волшебства в литературном пространстве. И уж точно далеко не первая. Многие авторы обращались к этой интересной теме — обучению волшебству, превращая произведение в завораживающую сказку, и у каждого настоящего автора получалась индивидуальная, самобытная, не похожая на другие волшебная школа. Я расскажу о школе чародейства, представленной в сказочной повести Отфрида Пройслера «Крабат. Легенды старой мельницы». Сейчас модно выдавать трилогии, поэтому и я не стану мешать всё в кашу, а последую модной тенденции, представив в одной статье саму книгу, а в двух других — снятые по ней игровой и мультипликационный фильмы.

Для начала разберёмся, чем же знаменит Отфрид Пройслер? При этом имени у большинства читателей неизменно всплывут в памяти три сказочные повести, объединённые словом «маленький»: «Маленькая колдунья», «Маленькое привидение» и «Маленький водяной». Смелым ходом автора явилось выставление в положительном свете созданий, неизменно относимых народной молвой к нечисти. Замечу важную деталь: автор не работает в тренде 90-х годов, когда заведомо отрицательный персонаж, принесший горе и зло множеству второстепенных героев, вдруг проявляет благородные качества избранному или избранной (например, обаятельнейший Маркиз де Карабас из «Задверья» Нила Геймана). Водяной, ведьма и привидение Пройслера начисто лишены всех негативных качеств. Напротив, им соответствуют лучшие качества добропорядочных людей. Пройслер словно незримо взывает: «Сначала разберись, потом бойся!»

«Легенды старой мельницы» стоят особняком в этом ряду. Обстановка тёмная и страшная. Владелец водяной мельницы — чёрный маг — положительных чёрточек лишён подчистую. Его связь с силами, враждебными роду человеческому, неоспорима. Говоря языком «Гарри Поттера», мельница — это Хогвартс, должность директора которого занимает Воландеморт. Именно в эту школу приходит странствующий сирота Крабат и оказывается среди парней его возраста или чуть постарше, которых горестные обстоятельства в своё время привели на мельницу.

За временной промежуток в три года нам представлен круговорот чародейства в природе. Колдун не горит желанием всю жизнь прозябать на мельнице. Его тянет устроиться придворным волшебником, а то и министром. Но силы зла разорвут цепь заклятий, если он передаст «директорский» пост кому-то из учеников. Раз в год он делает предложение избранному им. Но если тот отказывается, происходит чародейский поединок. Это самое невесёлое время на мельнице. Избранник копает могилу, куда после поединка положат его или мастера. Остальные пребывают в скорбном ожидании неминуемой смерти. Так каждый год один из учеников покидает школу, отправляясь на тот свет, но через несколько дней к мельнице прибивается ещё какой-то из странствующих детей. Число учеников постоянно. Круговорот продолжается.

В нагнетаемой атмосфере ужаса особую роль играют новолуния. Именно в безлунные ночи на мельницу прибывает повозка с таинственным господином, в чей шляпе точит петушиное перо. Нам так и останется неведомым, кто он: Дьявол или сама Смерть? Но в эту ночь работает седьмой «мёртвый» жёрнов, однако, что перемалывается в муку, тоже остаётся неизвестным.
Есть лишь один способ разорвать злокозненный круговорот. Если в какого-то ученика искренне влюбится девушка, она получает возможность спасти любимого. Однако, если колдуну становится известно её имя, он легко изничтожает сначала её, а потом и избранного ей.

Магия представлена в обучении разнообразно. Можно незаметно делать мешки с мукой лёгкими и спасать себя от ежедневных физических нагрузок. Можно обернуться в ворона. А можно, как известно из народных сказок, быть превращённым в коня для продажи на ближайшей ярмарке. Колдун не просто высиживает на мельнице, он предоставляет магические услуги местным вельможам и далёким правителям.

Крабат безуспешно пытался бежать с мельницы, но зачарованный путь неизменно приводил его обратно. Надежда загорелась в нём лишь во время одного из «вороньих» дежурств, когда он в облике птицы услышал пение деревенской девушки. Ей и суждено стать дамой сердца Крабата. Парень относится к ней очень бережно. Даже запрещает называть своё имя, ведь, если его подслушает колдун, гибель девушки неизбежна. Редкость встреч и недоступность разжигают огонь чувств до мощного пламени. Но именно горящее в груди чувство и помогает Певунье (как её называет Крабат) в урочную ночь пройти к мельнице и потребовать у колдуна его ученика.

Становится интересным, откуда в творчестве Пройслера столь тяжёлая мрачность, не свойственная детской литературе Германии тех лет (повесть выпущена в 1971 году)? Составляющих несколько. Во-первых, Пройслер родился на территории Чехословацкой Республики. Его детство прошло там, где смешивались традиции славянской сказочности и германской мифологии. Во-вторых, основой для повести послужили сказания лужицких сербов, смотрящиеся на фоне германской литературы выходцами из других миров. Это и обеспечило необычность повести в литературной среде Германии того времени. Не заметить её стало невозможно, как невозможно не зацепиться взором за башню церкви на пейзаже немецкой деревеньки.

Время выверяет сюжеты, оставляя одни на виду и сбрасывая другие в бездну забвения. «Легенды старой мельницы» заслужили право остаться в рядах уже классической литературы. Доказательством сохранения интереса к этой повести может служить фильм, отснятый не так уж давно, но о нём в другой части моей трилогии.

1
1077
0
Dark Bogachek | 23.09.2014

02.10.2014 | Барро

большое спасибо!)



забыли пароль?

Авторизация



забыли пароль?

Самое популярное

Вакансии

В «Агору» требуются:
— журналисты;
— корректоры;
— PR-агент.
По вопросам трудоустройства обращайтесь к Главному редактору.

Поиск по статьям



Пометка

Мнение журналистов может не совпадать с мнением редакции