Свободное исследование

Ange
Пилвилинн (4 курс Вуза)

Заклинания

Введение

Заклинания присутствуют в жизни каждого волшебника на ежедневной основе: найти что-то в темноте или же убрать последствия упавшего горшка – волшебники привыкли не задумываться над подобными вопросами, а сразу применять заклинания. Именно этот предмет юные маги учат с первых дней в Школе волшебства, однако что стоит за «маханием волшебной палочкой» или же другим артефактом? Как формируются заклинания и как достичь максимальной эффективности? На подобные вопросы сможет ответить волшебник, понимающий фундаментальные принципы действия заклинаний.

Данная работа посвящена рассмотрению базовых аспектов теории заклинаний. В первой будет описан начальный аппарат, включающий в себя основные определения и постулаты. Далее будет сделан исторический экскурс, поясняющий формирование заклинаний в современном виде. После этого будут рассмотрены специальные случаи отсутствия одного из компонентов заклинания, а также представлена связь заклинаний со стихиями. В качестве последней части будет приведен анализ заклинаний мира Аргемона.

Часть 1. Заклинание и его компоненты: определение термина для дальнейшей работы; вербальный, невербальный и ментальный компоненты 

Чтобы дать корректное определение основополагающему термину, давайте задумаемся над тем, как мы, волшебники, кастуем заклинания.
У нас есть идея в определенной ситуации – необходимость применения конкретного заклинания. Осознав эту необходимость, мы берем в руки палочку или другой артефакт (в дальнейшем для упрощения под «палочкой» будут также пониматься и прочие артефакты, пригодные для заклинаний), совершаем определенный, заранее известный нам взмах ею (чаще всего это больше походит на какую-то фигуру), произносим вербальную формулу заклинания, и вуа-ля. Таким образом, можно выделить три компонента в заклинании: вербальный компонент (слова заклинания), невербальный компонент (движение волшебной палочкой) и ментальная составляющая, интенция (то, о чем думает волшебник, колдуя заклинание). Рассмотрим подробнее каждый из компонентов.

Вербальный компонент или вербальная формула заклинания (ВФ) – это сочетание слов и звуков, издаваемых при сотворении заклинания.
Вербальная формула – это обычно краткая фраза, состоящая из 1 или 2 слов, являющаяся неотъемлемой частью заклинания. Звукоряд, скажем, «лехододиликраскало» не будет являться вербальной формулой в вашем понимании до того момента, как вы узнаете, что есть такое заклинание. Более того, набор слов, который не ведет к воплощению заклинания, даже если волшебник считает, что такое заклинание есть – тоже не вербальная формула, так как нет самого заклинания. (Маргаритки, одуванчик, солнца свет, Перекрасим эту крысу в жёлтый цвет!) Более того, вербальная формулы уникальна для каждого отдельного заклинания. Не будет двух заклинаний с одной и той же формулировкой.

А зачем вообще заклинанию вербальный компонент? С одной стороны, вопрос несколько парадоксальный, так как мы только что определили вербальную формулу как обязательный компонент, но поскольку и определение заклинанию мы дали не совсем по научному подходу, а точно зная, что именно в нем есть, то подобный вопрос совершенно логичен.
Во-первых, заклинание позволяет быстрее, ярче и четче представлять картинку в голове. Об интенции мы говорим чуть позже, однако уже сейчас можно сказать, что анализируя вербальные формулы, вы практически всегда найдете смысловое значение сходное действию заклинания. Как бы магглы не считали многие заклинания простым набором звуков, на самом деле все заклинательные формулы – осмысленны и несут в себе фокус и цель заклинания. Традиционными языками для вербального компонента заклинания считается латынь, древнегреческий, а также локальные языки для мага. Но поскольку маги могут проживать на совершенно различных территориях можно смело сказать, что вербальные формулы могут быть на практически всех языках, на которых говорит хотя бы один волшебник.
Во-вторых, стоит сказать о магии слова как таковой. Не даром среди волшебников ходит афоризм «Слово как феникс, вылетит – не поймаешь». То, что волшебник вслух проговаривает желаемый результат (даже если он не владеет языком и не совсем знает перевод, это не принципиально), помогает заклинанию совершиться, что особенно важно для юных волшебников, у которых даже при корректных движениях не всегда хватает магического потенциала, чтобы выполнить заклинание.

Невербальный компонент или невербальная формула заклинания (НФ) – движения волшебной палочкой или иным проводником магической энергии, совершаемые во время выполнения заклинания.
Цель невербального компонента – открыть и направить энергию волшебника на сотворение заклинания. Каким образом он это будет делать, другой вопрос. Традиционным проводником является волшебная палочка, однако также на ее месте может выступать другой магический артефакт, являющийся проводником, а также и вовсе рука. Для сильных магов совершенно необязательно транслировать свою энергию через проводник, они вполне могут выпустить ее самостоятельно, без помощи артефактов. Так получается беспалочковая магия.
Невербальный компонент – обычно некоторая последовательность действий, различной степени сложности и требуемой точности в зависимости от заклинания, совершаемая до, во время или после проговаривания вербальной формулы. Последовательность выполнения этих компонентов зависит от конкретного заклинания и тех целевых элементов и этапов, через которые проходит заклинание. Однако в простейших и самых традиционных заклинаниях вербальная и невербальная формулы выполняются одновременно для упрощения.
Один из важных моментов при обсуждении невербального компонента – объект наложения. Кастуя Инсендио (заклинание возникновения огня) необходимо очень четко представлять, где именно вам нужен этот огонь, чтобы не поджечь вместо горелки под котлом пергамент с почти написанным экзаменом по Зельеварению, лежащий рядом. Чтобы избежать подобных неурядиц важно: во-первых, четко сформировать в мыслях желание и понимание, куда вы хотите скастовать заклинание, а во-вторых, направить артефакт-проводник (или что другое) в направлении этого места. Поток магической энергии, творящий заклинание, не является самонаводящимся в зависимости от мыслей, он скорее может лишь уточнить свою цель назначения.
У любого заклинания есть объект наложения, так как любое заклинание на что-то направлено. Иногда таким объектом может быть сам артефакт. Например, для палочкового заклинания Люмос объектом наложения, пусть и неосознанно, является кончик волшебной палочки.

Наконец, ментальный компонент заклинания или интенция. Это мысли, идея, фокус, которые присутствуют в голове мага при сотворении заклинания.
Это единственный компонент, без которого заклинание не получится вовсе. Именно интенция создает тот магический посыл, который проходит благодаря невербальной формуле и воплощается при помощи вербальной.
Для волшебника очень важно уметь концентрировать свое сознание или мысли? на цели заклинания, ведь если вы хотите переместить шкаф, а сами в это время думаете о том, какая была вкусная глазунья на завтрак, то у вас ничего не выйдет. Для качественной интенции очень важно уметь визуализировать образ итога заклинания, в большинстве случаев надо мысленно представить как выполняется заклинание (переносится шкаф или коченеет соперник во время дуэли).
По сути результат действия заклинания – это преобразование предмета/объекта из одного состояния в другое, будь то шкаф (преобразование в виде перемещения) или же дуэлянт (преобразование его физического/психического состояния). Ментальный компонент как раз и должен уловить это «преобразование».
Чем выше мастерство волшебника, тем более гибок и точен он может быть в выполнении заклинаний. Если перед магом закрытая книга, то при должных способностях он может заставить чернила исчезнуть с одной конкретной страницы и поджечь другую. Или конкретную часть страницы. Или отдельное слово. Тогда как объект наложения – это вопрос, связанный в первую очередь с невербальной формулой, возможность волшебника детализировать объект наложения заклинания – прерогатива интенции. Именно так он может влиять на различные «оболочки» объекта наложения. Хотя тут возникает много исключений. Например, нельзя наложить парализующее заклинание на конкретный орган человека (например, сердце), но можно поджечь одну страницу книги. Углубляться в детали подобных исключений – не наша цель, однако стоит иметь в виду, что заклинания – очень живая и гибкая область магии, где большинство зависит только от волшебника.

Обсудив все то, что мы интуитивно считаем компонентами заклинаний, мы, наконец, можем дать и определение данному виду магии, под которым и будем понимать его далее:
Заклинание – это особое сочетание вербальных, невербальных и ментальных характеристик, которые в совокупности ведут к действительному изменению реальности.

Часть 2. История появления заклинаний в современном виде: исторический экскурс 

Наше путешествие в историю мы начнем с сегодняшнего дня и постараемся углубиться до тех самых пор, когда создавались первые заклинания, а интенции, слова и действия первый раз соединялись в магическом цикле.

В XIX-XXI веке заклинания не претерпели значительных изменений. Тогда как маггловский мир устойчиво развивался и прогрессировал, магический мир продолжал жить по законам близким к Средневековью – факелы и свечи в качестве освещения, паровые локомотивы и кареты как средства передвижения. На самом деле, можно было бы сразу начать с времен достаточно отдаленных, когда и формировались первые заклинания, но после них произошло значимое событие, которое нельзя оставить без внимания, обсуждая историю заклинаний.

В XII веке началось столкновение мира волшебников и магглов, приведшее к множеству бессмысленных страданий и смертей, результатом которого стало появление в XVII веке Статута о Секретности в магическом мире на Земле. Речь, разумеется, идет о Святой инквизиции, целью которой было преследование виновных в ереси, в первую очередь, колдунов и ведьм.

Инквизиторы сжигают ведьму

Не углубляясь в историю, стоит все же отметить, что успешность данного предприятия с точки зрения магглов оказалась весьма спорной, так как они не только не истребили магов, но даже не приблизились к выполнению данной задачи: настоящие волшебники (а не напрасно обвиненные магглы) вовсе не страдали от инквизиционных экзекуций, а иногда даже и получали удовольствие. Так Венделина Странная, ведьма XIV века, знаменита тем, что множество раз «сгорала» на костре, предварительно меняя облик и попадаясь в руки церковников, так как ей нравилось приятное покалывание замороженного магией огня. Однако чтобы узнать особенности заклинаний в тот период обратимся к источнику, возможно не столь компетентному, но представляющему «противников» волшебного мира, а значит, пытающемуся определить основные критерии определения магии – «Молоту ведьм». Этот трактат, написанный в XV веке, посвящен демонологии (сведущий волшебник легко поймет, что автор книги, Генрих Крамер, не разделяет магию и темную магию) и правильному преследованию ведьм и колдунов (хотя ведьмам уделяется предпочтительная роль). Рассмотрим несколько отрывков.

Отрывок из "Молота Ведьм" Генриха Крамера
Они же, даже без помощи яда, но силой своего заклинания, уничтожают душу. Об этом трактуют: 26, вопр. 5, глава necmirum, а также Августин в своём «О граде божием». Там говорится, что маги, называемые в просторечии колдунами, смущают элементы, вызывают сумасшествие у маловерующих и силой заклинаний уничтожают людей. Поэтому Лукан говорит: «Лишь чрез песню заклятий, но не чрез жгучие яды Гибнет душа»

Из этого отрывка ясно, что Генрих Крамер определяет заклинание как «песнь заклятий», то есть вербальный компонент совершенно точно присутствует в заклинаниях данной эпохи (невербальные заклинания также могут существовать, но инквизиторы не научились их определять).

Отрывок из "Молота Ведьм" Генриха Крамера
Для лучшего понимания всего этого мы тут рассеем некоторые сомнения, чтобы ещё более осветить правду. На первый взгляд возникает как бы противоречие вышесказанному, если примем положение о невозможности превращения духовных субстанций тела в физические без посредства какой-либо другой действующей силы. Значит душевное напряжение, будь оно даже в высшей степени сильным, никакого действия не окажет. Сверх того, существует положение, осуждённое большинством университетов, и особенно Парижским, гласящее, что заклинатель может одним взглядом сбросить верблюда в ров вследствие того, что его высшее разумение господствует над низшим. Так же и более разумная душа воздействует и ставит под своё начало более слабую, чувствительную душу.

Рассмотрим ближе эти пункты. Исходя из естественной силы своей души, человек не может излучать из глаз такой силы (не производя при этом изменения своего собственного и постороннего тела), которая могла бы причинить порчу лицу, бросившему на него взгляд, и придать ему другую форму. Поэтому совершенно не соответствует истине утверждение, будто бы ведьмы из самих себя всё это могут произвести. О том, каким образом это воздействие всё же происходит, мы говорили выше. Здесь мы сделаем соответствующие добавления. Может случиться, что мужчина или женщина, бросив взгляд на тело мальчика, производят в нём некоторые изменения с помощью дурного глаза, воображения или чувственной страсти. Чувственная страсть соединена с известным изменением тела. Глаза же легко воспринимают впечатления. Поэтому часто случается, что внутреннее дурное возбуждение даёт им дурной отпечаток. Сила воображения легко отражается в глазах вследствие их чувствительности и близости центра воображения от органов чувств.

Этот внушительный отрывок не только характеризует интенцию как ключевой компонент чар (отрицающий характер фраз стоит воспринимать обратно смыслу, так как трактат призывал к отрицанию сверхъестественных (с точки зрения магглов) способностей, не вызванных обращением к Богу), - но и расставляет точки над “i” в определении того, чем является «взгляд» в творении некоторых заклинаний. С одной стороны, это визуально можно назвать НФ (и я, честно говоря, сама так думала, когда начинала разбираться в теме), тогда как еще средневековые инквизиторы поняли, что глаза, как зеркало души, отражают в себе и увеличивают чистую силу интенции (“воображения или чувственной страсти” как назвал это Генрих Крамер, очень точно уловив суть).

Отрывок из "Молота Ведьм" Генриха Крамера
Заклинания, произнесённые над известными фигурками или значками в благоприятное по констелляции время, не могут привести к действительному чародеянию. Рассудок человека устроен так, что его познание происходит из впечатлений со стороны действительных или только воображаемых предметов, но своими словами он никаких предметов создавать не может. Он также не может словами изменять тела. Если бы такие люди существовали, они были бы людьми только по имени.

Мистер Крамер не только определенно не знал о материализации как разделе трансфигурации, но и путался в определениях, называя заклинанием вербальную часть ритуала. По крайней мере, именно такой вывод можно сделать на основании отрывка. Однако мы не в праве требовать от господина инквизитора знания магической терминологии, так что лишь констатируем важность вербального компонента в магии с точки зрения средневековых магглов.

Можно возразить, сказав, что однобокий источник информации, автор которого даже плохо представляет себе о возможности невербальных заклинаний, не может служить основанием для утверждения о важности словесной компоненты в заклинаниях данной эпохи. Да, возможно. Тем не менее, мне кажется, что если бы магглы на ежедневной основе сталкивались бы с невербальными заклинаниями, у них бы возникла иная причинно-следственная связь, и они смогли бы идентифицировать заклинания не основываясь на ВФ как основном триггере.

Будучи пока на территории Британии, найдем точку развития магии. Это было примерно в V веке н.э. c приходом кельтов. Именно к тому периоду времени относится еще один маггловский источник информации о волшебстве, который уже значительно точнее отражает известную и волшебникам правду – легенды о Мерлине. Более того, кельтская магия очень близка к религии, но не христианству, а язычеству (возможно, именно поэтому позже христианские инквизиторы так преследовали ведьм?). Однако большинство заклинаний той эпохи, дошедших до наших дней, представляют собой ритуальные действия, в которые вплетены магические песни. Сами же тексты заклинаний представляют собой не привычные нам 1-2 слова, а длинные повествования, в которых либо описывается желаемая ситуация, либо проговариваются наказания себе и окружающим. В качестве иллюстрации можно привести одно древнее гэльское заклинание:

Великий Мир Вам
Великий мир бегущей волны Вам.
Великий мир текущего воздуха Вам.
Великий мир тихой земли Вам.
Великий мир ярких звезд Вам.
Великий мир бесконечного мира Вам.

Стоит также отметить, что песни заклинаний, произнесенные в каменных кругах, имели особую силу - мегалитические сооружения определенно позволяли лучше концентрировать магическую энергию. Заклинания же, приводящие в замешательство врагов, было принято говорить в позе «стоя на одной ноге, вытянув руку вперед и закрыв один глаз», так как это позволяло концентрировать энергию. Хотя основная сила заклинания все равно заключалась в словах.

Кельтская женщина-друид колдует

Таким образом, мы наблюдаем первые следы НФ, где вытянутая рука выступает в роли инструмента и проводником магической энергии, но эти следы достаточно эпизодичны и не совсем соответствуют современной традиции заклинаний и виду НФ в нем. Вербальная формула определенно присутствует, интенция тоже – но в соответствии с определением это не заклинание. В чем же дело? Региональные ли это особенности или заклинания в том виде, в котором мы привыкли, появились где-то между V и X веками?

Стоит вспомнить о корнях нашей магии. Они вовсе не в кельтских песнопениях, а в римских заклинаниях.

Одно неудачно проведенное заклинание описывается учеником Плотина. Друг Плотина был очень напуган, когда благодаря заклинанию перед ним явился Бог. От испуга он задушил двух птичек, которые были у него в руке, как необходимый атрибут колдовства. После этого Бог исчез...

Как мы видим, заклинание снова выполняется не при помощи НФ, а через некоторые ритуальные действия, которые все же позволяют активировать поток магической энергии. Более того, многие заклинания сопутствовались жертвами, и я вовсе не о человеческих говорю, а о жертвоприношении растительных плодов, например.

Нельзя забывать и о том, что латынь является основным языком нашей магии, так как большинство заклинаний имеют истоки именно из нее. Одна из самых ранних надписей на латыни – «надпись Дуэноса» - представляет собой магический текст. В 550-500 гг. до н.э. на трех соединенных глиняных сосудах в три строки был написан следующий текст:

Надпись Дуэноса
1. Iovesat deivos qoi med mitat nei ted endo cosmis virco sied
2. аs ted nois iopet oites iai pakari vois
3. duenos med feked en manom einom duenoi ne med malo statod

В переводе:
1. Клянется богами тот, кто меня изготовляет. Если дева тебе не улыбается,
2. то пусть станет от нас теперь радость ей, согласие вам.
3. Добрый человек сделал меня на благо, и доброму да не будет от меня зла».


Надпись Дуэноса и сосуды

Сосуды использовались для изготовления приворотного зелья, а надпись обеспечивала его действие. И снова ритуальные действия и почти нет НФ. Не так ли? Нет, не так.

За несколько столетий до н.э. в моду в Древнем Риме (куда традиция пришла из Древней Греции, хотя там она была намного меньше распространена) стали входить волшебные палочки. Например, семейство Олливандеров занимается производством волшебных палочек с 382 г. до н.э., а ведь они были не первыми изготовителями палочек в Греции, а потом и Риме. Палочки стали входить в моду, так как колдовство с их помощью значительно упрощало процесс: можно было не читать длинные песни, а ограничиваться краткой сутью и небольшими движениями этим артефактом.

Таким образом, как ни странно, но первое заклинание, содержащее в себе все три компонента, появилось из-за начала использования палочек в качестве транзистора энергии. Будучи ограниченными формальным определением, особенно в части НФ, мы приходим к выводу, что первые заклинания появились в Древнем Риме (Древней Греции? их культуры в плане магии очень близки) за несколько веков до н.э.

Как насчет еще более древних времен? Первые магические следы были оставлены в Среднем/Верхнем Палеолите, а это около 30 тысяч лет до н.э. В то время получала свое развитие “охотничья магия”, и наскальные рисунки животных и военных побед были ее частью.

Магические рисунки, символизирующие успешную охоту, из пещеры Серра-да-Капивара

Это было своеобразное воздействие на реальность, создание визуального изображения желаемого результата. Вероятно, на том этапе развития человечества, это был фактор, способствующий интенции, помогающий древним людям держать в голове желаемое, когда уровень развития сознания вряд ли позволял держать абстрактную идею, не относящуюся к реальности. А вот глядя на изображение думать намного проще.

Чуть позже ритуальные танцы, помогающий входить в транс, также фокусировали внимание мага на цели. Это был первый невербальный компонент (рука не поднимается назвать это «формулой») в истории магии и заклинаний, который появился, когда люди еще не владели связной речью, а издаваемые, не наделенные смыслом звуки речью (да и ВФ) назвать сложно.

Можно предположить, что вербальная компонента магии возникла ненамного позже, чем сформировалась речь, так как обе требуют весьма образного мышления. Достаточного уровня развития речь приобрела в эру Мезолита, когда связные слова могли способствовать усилению фантазии автора.

Основываясь на этой «вспомогательной» функции рисунка, танцев и речевых формулировок, а также на том, что вся наша «экскурсия в историю» говорила нам о распространенности заклинательных песней – длинных текстов, в которых маги подробно описывали свои прошения и пожелания – можно сделать интересные выводы.

Интенция – это первооснова любого магического действия, вербальная формула помогает создать и удерживать поток магических сил (образов в голове) – пусть не в современном значении, но по смыслу, – а правильное направление этого потока создает невербальный компонент или же, как чаще случалось в истории – ритуалы и ритуальные действия. Они тоже помогают направлять магическую силу на необходимую цель, но намного более затратны, чем традиционная для нас НФ (также как и песнопения более затратны, чем традиционная односложная ВФ). Вместе с тем, интенция требует развитой фантазии, образности мышления, эмоционального интеллекта – компенсировать их недостаточность можно искусственно повышая уровень вдохновения и визуализируя желаемое. Именно этому и способствовали что ритуальные действия, что наскальная живопись, что песнопения, преобразовываясь с течением времени в ВФ и НФ.
Интересно, что первым к интенции добавился невербальный компонент в виде танцев и ритуальных действий, а вербальные формулы добавились позже – с развитием речи. Однако позже именно ВФ доминировали в качестве приложения к интенции, вплоть до появления палочек и необходимости направления магической силы. Тогда же, в Древнем Риме, заклинания приобрели современный вид, и основной причиной «упрощения» заклинаний стало использование магического инструмента, позволяющего легче передавать магический посыл к цели.

Часть 3. Случаи отсутствия одной из компоненты заклинания: речевая магия, невербальная магия 

Наличие всех трех компонентов значительно упрощает общее кастование заклинания. Чем больше факторов, которые влияют на результат, тем меньше влияние вариации в одном конкретном факторе. Да, зачастую это будет заставлять знать и помнить больше информации (и движения палочкой, и слова…), зато можно будет меньше фокусироваться на каждом отдельном факторе.
Поскольку мы выяснили, что заклинание не обходится без интенции, рассмотрим два типа заклинаний, когда нет одного из компонентов: речевую магию (отсутствует НФ) и невербальную магию (отсутствует ВФ).

Речевая магия объединяет в себя традиционную народную магию. Заговоры, наговоры, заклички – все это примеры именно речевой магии. В них отсутствует невербальный компонент, а вся сила заклинания фокусируется за счет подробного проговаривания желаемого вслух.
Если в традиционных заклинаниях вербальная формула – это 1-2 слова, – скорее символ чем смысл, то в речевой магии именно смысл очень важен. С помощью проговаривания речевое заклинание обретает и объект наложения (поскольку он часто проговаривается в заклинании), и выпускает направленную магическую энергию.
Подробное описание в речевых заклинаниях также помогает значительно усилить ментальный компонент. Если в традиционном заклинании интенция занимает доли секунд (особенно при практике), то в речевой магии вся ментальная сила и визуализация формируется все то время, пока звучит заклинание. Это многократное увеличение фокуса и позволяет заклинанию свершиться.
Интересно, что если в традиционных заклинаниях формирование интенции – это осознанный шаг (волшебник знает, что ему надо это представить), то в речевой магии это совершенно необязательно – вы и так будете думать о том, что проговариваете, так или иначе.
Эти свойства и привели к тому, что речевая магия была распространена среди неквалифицированных магов, действующих по наитию. Достаточно верно сформулированного посыла, и остальное получится само.

Если речевая магия – это своеобразное «упрощение» классического заклинания, то невербальная, наоборот, усложнение. На самом деле, только в тот момент начинаешь понимать, насколько помогает во всех отношениях: сознательных и бессознательных – вербальная формула, когда отказываешься от нее.

Невербальная магия – это творение заклинаний без слов. В распоряжении волшебника остается лишь невербальная формула, действие которой невозможно усилить, и интенция, а значит, необходимость в образности мышления и фокусировке мыслей мага возрастает многократно.
Если в стандартном заклинании, опытному магу достаточно просто визуализировать результат преобразования, то в невербальном заклинании этот образ должен быть невероятно четок, ярок и силен. Нельзя сомневаться в результате даже на малейшее мгновение, волшебник должен быть сфокусирован донельзя. Именно поэтому невербальные заклинания хороши в дуэли, но плохи в боях. Сфокусировавшись на своем сопернике и только на нем одном, вы легко пропустите атаку сбоку, даже если человек не будет сильно скрываться и прятаться.
Интуитивно можно предположить, что заклинания волшебника, начинающего осваивать невербальную магию могут быть слабее, чем те же заклинания, но в стандартной форме, потому что усиление интенции было недостаточной компенсации исчезнувшей ВФ. Это так. Но интересен факт, что у сильных волшебников невербальные заклинания выходят намного мощнее стандартных. Видимо, классическая форма заклинаний ставит волшебника в определенные рамки, за которые технически нельзя выйти. Однако, выходя в другие координаты создания заклинания, и возможности значительно меняются.

Таким образом, отходя от стандартного определения заклинания, в котором должны непременно присутствовать три компонента, мы видим, что при наличии даже двух компонентов волшебник может получить желаемый эффект. Тем не менее, без ментального компонента (пусть и не всегда осознанного) заклинание не получится.

Часть 4. Стихии и заклинания: корни заклинаний в природных стихиях 

В современной теории заклинаний все большее и большее значение имеет умение полноценно использовать силу заклинания. Не секрет, что в зависимости от опыта волшебника то или иное заклинание у него выходит с большей или меньшей точностью, успехом, продолжительностью поддержания. Недавние исследования показывают, что это параметры зависят не только от магической энергии волшебника, но и от некоторых других параметров. Так, даже у очень опытного волшебника одно, более сложное заклинание получается, порой, лучше более простого. С чем это связано? Как найти оптимальный подход к развитию своих способностей в заклинаниях? И как определить, какие заклинания будут получаться у того или иного волшебника? Вот вопросы, которые в последнее время волнуют многих магов.

Одна из гипотез, которая уже доказала свою высокую степень вероятности, это связь заклинаний и стихий. Все существующее можно отнести к той или иной стихии. Вода, воздух, огонь и земля. Все на Земле по определению можно отнести к той или иной стихии. Каждому человеку в той или иной мере близка каждая стихия, но одна из них является ведущей. Также и заклинания соответствуют каждое своей стихии. Именно это и является причиной «успеха» некоторых волшебников в кастовании отдельных заклинаний. Для полноценного изучения заклинаний очень важно знать, какое заклинание к какой стихии относится, как активировать его силу и найти «подход» к его применению.

Фактически, стихия, если к ней должным образом обратиться, своей энергией может открыть любое направление в энергетическом поле земли. Так как стихии не существуют отдельно, а только во взаимосвязи (так Земля будет безжизненна без Воды; а Огонь быстро исчезнет, если Воздух не будет давать ему кислород), то отдельно взятая стихия с одной стороны не может ничего, а с другой – может очень и очень многое. Если разбираться подробнее, то сама по себе ни одна стихия существовать не может, равно как и влиять на энергетику, воплощая в жизнь заклинания. Но одновременно с этим волшебнику, который обращается к своей стихии не важно в полной мере «беспокоиться» о связи с другими стихиями: стихия сама сможет найти себе «компаньонов»-активаторов.

Стихия, к которой относится заклинание, фактически дает ему возможность существовать, быть не просто бесцельным набором звук/звуков, а являться вербальным воплощением магического действа. Изначально, на ранних этапах развития заклинаний именно стихии открывали энергетический магический потенциал как в человеке, так и в его желаемых действиях, давали своеобразный ключ к возможности кастования, да и вообще существования того или иного заклинания. Поэтому сейчас, на этапе, когда мы снова возвращается к истокам создания заклинаний, для того чтобы лучше понять механизм их действия, так важно осознавать и понимать тесную взаимосвязь между стихиями и заклинаниями и влияние первых на вторые.

Каким же образом стихия влияет на заклинание и почему это происходит так сильно? Разбирая отдельные компоненты воплощения каждого из заклинаний можно логическими рассуждениями прийти к некоторым выводам:

1) Стихия не влияет на вербальную формулу заклинания.
Вербальный компонент является лишь дополнительным проводником магической энергии (МЕ) волшебника при сотворении заклинания. Фактически, смысловой нагрузки, кроме облегчения воплощения заклинания, он не несет. Более того, всем известна так называемая невербальная магия, когда вербального компонента вообще нет. Таким образом, он не может быть связан со стихией, так как она как раз непосредственно влияет на воплощение заклинание, возможность это сделать.

2) Стихия не влияет на невербальную формулу заклинания.
Роль невербального компонента в воплощении заклинания гораздо важнее вербального. Без него, без движения палочкой, как проводника магической энергии, заклинание невозможно само по себе. Это будет как произнесение вербальной формулы магглом, бессмысленное и безрезультатное действие. Происходит это потому, что невербальный компонент, как бы «открывает» путь для выхода магической энергии волшебника. А суть воплощения ее направляет в открытое ранее русло. В этом плане вербальный компонент играет минимальную роль стимуляции активности этого самого невербального компонента.

Но, несмотря на важность движений палочкой, они тоже не могут быть связаны со стихией, так как являются лишь «дверью» для выхода МЕ. Как мы уже говорили ранее, стихия влияет на глубинные процессы становления заклинаний, тогда как невербальный компонент играет роль на более позднем этапе, когда суть заклинания уже создана.

3) Логически из трех наиважнейших компонентов сотворения заклинаний остается только суть воплощения.
Действительно, суть воплощения непосредственно связана со стихиями, так как они как раз и несут в себе суть заклинания, создают его, помогают открыть ключи к существованию заклинания, то есть дают возможность магу направить всесущую энергию на осуществление его конкретной цели.

Значит, чтобы разобраться с взаимосвязью стихий и заклинаний необходимо попробовать классифицировать, разделить сути воплощения всех известных заклинаний на 5 типов, выделить общие черты и соединить в группы.

Более того, нельзя забывать, что суть воплощения также влияет на особенности заклинания, его манеру воплощения и эффект. Следовательно, со всем этим тесно связана стихия заклинания.

Таким образом, можно увидеть явную связь между сутью воплощения заклинания и стихией, из которой заклинатель черпает энергию. Для Экспульсо воздух, невесомая масса, обладает ирреальными свойствами, но ведь это лишь суть воплощения, то, что творится в мозгу у мага, не обязательно до конца законная форма, лишь картинка, ощущение. Для других заклинаний также будет видно, что при воплощении маг обращается, пусть иногда и весьма косвенно к одной из стихий. На самом деле, если такого обращения не будет, то вместо заклинания будет лишь пустой набор букв да глупое махание палочкой.

Юные волшебники и волшебники, изучая заклинания, часто не могут освоить именно суть воплощения, то есть фактически они не могут обратиться к Стихии, чтобы формулу превратить в действующее заклинание. Суть воплощения становится для них непреодолимым барьером, а узнать и понять, что именно от них требуется, юные волшебники не могут, так как не знают о связи Заклинаний со Стихиями. Это один из весьма больших пробелов в системе обучения Заклинаниям, которая сложилась веками – студенты не могут открыть в себе тот ключ, через который будет проходить магическая энергия, а значит, у них не получается само заклинание. Обычно это является самой частой ошибкой при попытке сотворить заклинание, так как внешние правила: вербальный и невербальный компоненты, дистанцию – выучить можно, а вот суть воплощения приходится лишь чувствовать. Искать индивидуальный подход к самому себе. Возможно, если сначала для начинающих магов сделать курс «Введение в Стихии», а лишь потом начинать учить их Заклинаниям результат будет выше. Подобные экспериментальные образовательные курсы введены в некоторых магических учебных центрах, где проходят апробацию для английских студентов.

Подводя итог, необходимо заметить, что связь Заклинаний и Стихий нельзя отрицать. Она происходит через, наверное, самый сложный компонент создания заклинания магом – суть воплощения. Для наилучшего результата при создании заклинания очень важно учитывать, понимать и применять эту связь, однако на данный момент в магическом сообществе подобная тенденция не наблюдается, и лишь единицы в экспериментальных направлениях осознают важность этой связи. Ведь Сила Заклинания берется не из пустоты, а должна чем-то активироваться, откуда-то браться – этим «ключом» и служат Стихии, поэтому, рассматривая заклинания на более высоком уровне, не замечать эту взаимосвязь нельзя.

Часть 5. Анализ заклинаний, используемых в Аргемоне

Заклинания в Аргемоне составляют важную часть как учебной программы, так и, что важнее, обывательской жизни. Многие из остальных предметов как раз и учат юных магов полагаться не только на «глупое махание волшебной палочкой» (с), но и на совершенно разные аспекты и возможности магии. Тем не менее заклинания, как наиболее зрелищный и эффективный по своему результату вид магии, всегда занимает в сердцах аргемоновцев одно из лидирующих мест.

Одной из специфик использования заклинаний в Аргемоне является многообразие артефактной составляющей для ее жителей. Одни владеют кольцевой магией, другие – и вовсе беспалочковой, используя лишь движения рук. Все это может достаточно сильно изменить то как будет выглядеть в исполнении различных учеников и других жителей одно и то же заклинание, даже простейший Люмос. Тем не менее общие основы заклинаний и принципы образности мышления, разумеется, остаются.

У каждого Дома также есть своя специфика в плане склонностей его обитателей к тем или иным областям магии. Это создает и идентифицируемые склонности и к заклинаниям. Тем не менее хочется упомянуть, что это склонности совсем не приобретенные, а врожденные (на их основании в том числе Компас проводит распределение). Что касается развития этого потенциала в стенах Дома – флаг в руки занимающимся подобным саморазвитием.

В приложении к заклинаниям этими склонностями можно назвать речевую магию для Пилвилинна. Жители небесного замка умеют создавать картины своими словами, голосом и их оттенками. Для них образность мышления проявляется в самой возможности говорить.
Арцис специализируется на кольцевой магии, хотя никто не утверждает, что волшебник не может владеть и кольцевой, и палочковой магией, так что совершенно не факт, что именно там можно встретить меньше всего палочек. Жители огненного Дома также по статистике имеют сильные склонности к классическим заклинаниям, в первую очередь, благодаря образности мышления и воображения. Потому и невербальная магия им будет даваться проще, чем другим Домам.

С Кранногом ситуация несколько иная. Имея склонность к более физически ощутимым видам магии (руны, зелья, артефакты), кранножане меньше всех “дружат” с заклинаниями. Для них очень важно чувствовать руками то волшебство, которое они делают, так что на первом этапе у них могут возникать сложности с ментальным компонентом. Зато если они научатся его визуализировать настолько ярко, что будут практически ощущать – заклинания станут их стихией, и Пилвилинну и даже Арцису будет сложно с ними конкурировать.

Также хочется упомянуть и о близости разных стихий к различным Домам. Конечно, распределение в один Дом совершенно не означает близость к данной стихии у непременно всех его обитателей, однако этот аспект как раз может быть “приоберетенным”, и Дом может помочь в развитии склонностей своих обитателей к одним или другим заклинаниям в дополнение к их личной предрасположенности.
В Аргемоне как в волшебном мире заклинания играют большую роль в жизни волшебников. Это не только один из наиболее зрелищных и эффективных видов магии, но и очень индивидуализированный. У каждого волшебника совершенно особый подход и склонности к творению заклинаний. Дома зачастую могут быть индикаторами склонностей, а проводя дальнейшие параллели с магией стихий можно определить, с какими заклинаниями стоит знакомить юных учеников каждого из домов, чтобы получить максимальный эффект.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что заклинания играют важную роль в жизни каждого волшебника. Понимание подобных основ и теории создания заклинаний помогают магам лучше управлять своими возможностями и своим потенциалом.

В данной работе была представлена компонентная база для заклинания, а также дано его определение. Мы разобрали историческую периодизацию появления и развития заклинаний. Далее мы обсудили возможность исключения одного из компонентов из заклинательной схемы и эффекты, которые это оказывает на заклинание. Наконец мы обсудили связь заклинаний со стихиями и прокомментировали роль и место заклинаний в мире Аргемона.

Можно заметить, что в данной работе приведен лишь краткий обзор информации по заклинаниям. Более глубокая как теоретическая, так и практическо-экспериментальная работа возможна для развития данной темы. Например, было бы интересно провести опрос среди жителей Аргемоны на тему их склонностей и сравнить данные с названными характеристиками Домов.
Однако цель данной работы достигнута, а значит, мне остается лишь надеяться, что Вы получили удовольствие при ее прочтении.

Библиография

1. Конспекты лекций пр. Таданы по курсу «Палочковая магия. Спецкурс»
2. Конспекты лекций пр. Халет (ХС) по курсу «Заклинания»
3. Конспекты лекций пр. Рунаины Малодиоус по курсу «Русская магия»
4. Материалы курсов по заклинаниям в Виртуальной Школе Хогвартс
5. Серия книг Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и …»
6. Материалы сайта argemona.ru
А также результаты использования заклинания "Google"