Свободное исследование

Тайра
Пилвилинн (3 курс Вуза)

Вампиры

1. Введение

Существует немало книг о вампирах: художественных, исследовательских, исторических. С давних пор маги различных миров и вселенных сталкиваются с этими существами - опасными и могущественными представителями нежити. Немало и тех, кто посвятил изучению и уничтожению вампиров всю жизнь, и их изыскания и научные труды, несомненно, имеют большую ценность.
Это исследование - скорее небольшой обзор вампиров прошлого и настоящего, чем серьезный углубленный научный труд. Цель этого исследования - определить место вампиров в жизни современных магов, степень их (вампиров, не магов) опасности и методы борьбы с ними в наши дни.

2. Вампиры в древних мифах.

Сложно найти народ или расу - человеческую или какую другую - в легендах которой не было бы рассказов о различных существах, представляющих опасность для человека. Как правило, речь идет о разнообразных представителях не жити - как о нечисти, так и о собственно нежити. Особое место в мифологиях людей, населяющих Землю, занимают вампиры.
Сбор и краткое изложение всех существующих легенд о вампирах, существовавших в различных мифологиях, заняли бы не один том. Поэтому здесь будут кратко описаны только самые известные мифологические сведения о вампирах.
Стоит заметить, что название “вапир” появилось достаточно поздно, и ниже перечисленны существа, которые подходят под описание вампира (полное или частичное): дух, существо или же восставший мертвец, пьющий кровь живых и/или высасывающий из них жизненную энергию.

Древняя Греция и Древний Рим.
Ламии - существа (призраки или во плоти), предстающие в облике прекрасных женщин, пьющие кровь молодых юношей и девушек.
По другой версии, Ламия выглядела как чудовище с телом змеи и головой и грудью женщины, которое охотилось на женщин и младенцев и пило их кровь.
Эмпузы - женщины-демоны с ослиными ногами, пьющие по ночам кровь спящих. Охотились преимущественно на детей, но нередко соблазняли молодых мужчин, выпивали их кровь и после съедали тела.

Шумер.
Лилит - демоница, по ночам охотящаяся на детей и пьющая их кровь. Ее жертвами также часто становились мужчины, которых она соблазняла и после убивала.

Китай.
В Китае вампиры назывались “жесткий труп”, “хромающий труп” или “прыгающий мертвец” (согласно легендам, они передвигались только прыжками), и охотились на людей, начиная с членов своей семьи. Их, однако, интересовала вовсе не кровь, а жизненная энергия - ци.

Португалия.
Брукса - женщина, днем ведущая обычную жизнь среди людей, а ночью превращающаяся в черную птицу. Бруксы воруют детей и выпивают их кровь.

Германия.
Альпы - вампироподобные существа, фактически - восставшие мертвецы-мужчины (или же дух недавно умершего родственника; также альпом мог стать нерожденный ребенок, мать которого сделала аборт), которые могут принимать облик любого домашнего животного и таким образом проникают в дома. Альпы пьют кровь взрослых и детей, но предпочитают человеческое молоко.
Виденгергеры - восставшие из могил, живущие на кладбищах, нападают только на одиноких путников (и только ночью), убивают их и пьют кровь.

Румыния.
В Румынии вампиров называли “стригой”. Стать вампиром мог человек с врожденными особенностями (волосы на теле, хвост и т.д.), умерший некрещенный младенец, умерший колдун, погибший неестественной смертью, самоубийца или же укушенный вампиром. По сути, именно румынские “стригои” - “родоначальники” “классических” вампиров: восставшие из могилы мертвецы, пьющие кровь живых ночью и спящие в своих могилах днем.

Филиппины.
Асванги - вампиры, днем живущие среди людей в облике прекрасных женщин, а по ночам превращающиеся в страшных птиц. В таком облике они проникают в дома и пьют кровь у спящих, предпочитая, как правило, женщин и детей.

Славянские легенды о вампирах.
Славяне называли вампиров “упырями”, и считали, что упырь - это мертвец, восставший из гроба, чтобы пить кровь живых. Стать упырем мог ребенок с врожденным дефектом, рыжий, злой колдун, самоубийца, незаконнорожденный, похороненный не по обряду человек и т.д.
Как видно, представления о вампирах у разных древних народов достаточно сильно отличаются: где-то это демоны, где-то - восставшие мертвецы, где-то - прекрасные создания, где-то - ужасные страшилища, объединенные одним - вредом, наносимым человеку. Что характерно для всех древних легенд - вампирообразные существа не сохраняют после смерти человеческих черт личности, их цель - насыщение, не более того.

3. Поздние легенды о вампирах.

Если в древних легендах о вампирах и им подобных существах восставшие из гроба охотники за людской кровью предстают преимущественно в ужасном, уродливом облике (чудовищная пасть, темная кожа, вид разлагающегося мертвеца и т.д.), то более поздние литературные легенды описывают вампиров уже более похожими на тех легендарных существ-вампиров, которые известны скорее как демоны или духи: прекрасных и соблазнительных. Кроме того, вампиров тесно связывают с любовными историями - то есть, по сути, приписывают им человеческие эмоции.
Конечно, самым известным произведением, которое привлекло всеобщее внимание к вампирам и прославило их “короля” стал роман Брэма Стокера “Дракула”. И хотя у этого романа было немало достойных предшественников, именно с его страниц сошел образ вампира, ставший классическим: аристократичного, прекрасного, соблазнительного, могущественного и кровожадного, наделенного высоким интеллектом и чувствами. Вампиры, которые соблазняют юных девушек, проникая в окна спален в облике летучих мышей (как-то и забылось, что вампиры могут принимать и другой облик, а ведь когда-то…), вампиры с бледными чертами лица и изящными манерами, вампиры, которые привлекают к себе и возбуждают интерес - вот какими стали вампиры, известные ныне всему миру благодаря последователям Брэма Стокера. Правда, в отличие от своих последователей, автор “Дракулы” вовсе не идеализировал своего героя:
“Вампир не умирает, как пчела, после того как один раз ужалит. Он только крепнет; а делаясь сильнее, приобретает возможность творить еще больше зла. Этот вампир, живущий среди нас, сам по себе имеет силу двадцати человек; он хитрее смерти, потому что его хитрость — плод веков; все люди, к которым он может приблизиться, в его власти; он больше чем зверь, так как он — дьявол во плоти; он может в предоставленных ему пределах появляться где и когда угодно, в любой свойственной ему форме; он может управлять стихиями: бурей, туманом, громом; он может повелевать низшими существами: крысами, совами, летучими мышами, молью, лисицами, волками; он может увеличиваться и уменьшаться в объеме; он может временами исчезать и неожиданно появляться…. Как нам известно, после физической смерти его умственные силы сохранились; хотя, по-видимому, воспоминания о былом в полном виде не сохранились в его рассудке. Некоторые части его мозга так же мало развиты, как у ребенка”.
Итак, на смену древним чудовищам пришли новые - и классические вампиры вызывают не только ужас, но и интерес.

4. Современное отношение к вампирам: причины и следствия.

В наши дни отношение к вампирам изменилось кардинально по сравнению с тем, как к ним относились в древности. Теперь вампиры очень популярны, и более того - существует множество книг, фильмов, картин, манг, мультфильмов, анимэ и прочего творчества, посвященного вампирам.
Вампиры стали неотъемлемой частью празднования Хеллоуина; их главная вторая ипостась - летучая мышь - может по праву считаться не менее важной атрибутикой этого праздника, чем тыква.
Появление серии книг Стефани Майер “Сумерки” вызвало очередную волну интереса к вампирам. Другая серия - “Дневники вампира” (автор - Лиза Джейн Смит) только поддержала этот интерес. Теперь вампиры предстают перед нами как бессмертные существа, сохранившие свою личность после смерти, способные любить и ненавидеть, учиться и жить в мире с людьми…
По сути, в наши дни к вампирам относятся очень неоднозначно: кто-то высмеивает их, кто-то - считает едва ли не высшими существами и мечтает о любви с вампиром (“Он хочет выпить ее кровь, но сдерживается, потому что любит! Это так романтично, ах!”). Появляются истории, в которых вампиры - это не нежить, а другие расы, нуждающиеся в крови для поддержания жизни и т.д.
Возможно, я излишне скептична, но я верю в следующее утверждение: “Как человек не может влюбиться в котлету или курицу, из которой сделана эта котлета, так вампир не может влюбиться в человека”. Не хочется становиться параноиком и углубляться в теории заговора, но складывается ощущение, что все эти романы о прекрасных страдающих влюбленных вампирах, не по своей вине вынужденных влачить жалкое существование, но всегда готовых одарить бессмертием своих возлюбленных (и, конечно же, со счастливым концом) заказаны вампирами. А что? Чем убегать от толпы с осиновыми кольями, проще посмотреть на начитавшуюся романов о прекрасных вампиров девицу влюбленными глазами и пару раз трогательно сглотнуть с нервным тиком: “Уходи, я люблю тебя, но с трудом себя контролирую”. И все, бесплатный ужин обеспечит - еще и шею спиртиком протрет, чтобы продезинфицировать, и от преследователей спрячет…
Пожалуй, на этом фоне мне гораздо милее Граф, описанный Роджером Желязны в книге “Ночь в тоскливом октябре”: он, по крайней мере, честно признает, что является нежитью и не прикидывается ангелом света - хотя и предпочитает защищать этот мир, потому что “он нравится мне таким, какой он есть”.
К сожалению, приходится признать, что популярность вампиров и идеализация их образов привела к тому, что люди перестали их бояться - а значит, едва ли помнят, как защититься от них.

5. Методы борьбы с вампирами в наши дни.

Известные методы борьбы с вампирами можно разделить на три основные группы: превентивные (предотвращение появления вампиров вообще), защитные и активные (направленные на уничтожение уже имеющегося вблизи вампира).
К превентивным методам можно отнести следующие:
правильное захоронение. Как уже говорилось выше, вампиры - это восставшие мертвецы, которые не были правильно захоронены (не по христианскому обряду, и т.д.). Поэтому соблюдение обрядов при захоронении тела можно считать первой из превентивных мер борьбы с вампирами;
дополнительные меры при захоронении. Известно, что в некоторых местах (например, в Румынии) принято тех, кто имеет шанс восстать как вампир, хоронить с соблюдением мер предосторожности. Так, например, класть на шею серп (вампир при попытке подняться отрежет себе голову и уже не восстанет), набивать рот чесноком, класть в гроб боярышник или же окроплять гроб/место захоронения святой водой, класть на грудь усопшему камень, распятие, прибивать саван гвоздями к гробу (вампир не сможет встать и, видимо, “умрет” от голода), класть в гроб опилки (вампир бросится их пересчитывать, да так и застрянет до рассвета), боярышник или же просто прибивать тело кольями к земле (в идеале - осиновыми).
К защитным методам борьбы с вампирами относятся преимущественно те, которые позволяют защитить от вампиров территорию, например, дом, или отпугнуть вампира. К ним относятся следующие:
“не приглашение”. Согласно некоторым легендам, вампиры не могут войти в дом, не получив на то приглашения. Далеко не со всеми видами вампиров (и не во всех мирах) это работает, однако пренебрегать этой мерой предосторожности не стоит;
закрытые ставни и двери. Хорошая мера безопасности, которая работает не только против вампиров, но и против обычных любителей стянуть то, что плохо лежит;
распятие, помещенное над входом в дом или над окнами;
зерна мака (или что-то аналогичное), рассыпанные на подоконниках, как метод отвлечения вампира до самого рассвета;
круг из святой воды, очерченный на земле. Считается, что вампир не сможет переступить эту границу;
святая вода, серебро, чеснок, боярышник - все это может отпугнуть вампира и принести ему кратковременный вред. Так же действенны любые священные предметы или атрибуты (однако считается, что действительно действенны они только если их применяет истинно верующий человек);
солнечный свет представляет большую опасность для вампиров - как правило, они сгорают заживо (хотя в некоторых историях и легендах вампиры просто слабеют при наступлении дня, и солнечный свет для них неприятен, но не губителен; в других легендах и рассказах сообщается, что вампиры могут защититься от солнечного света с помощью амулетов и различных колдовских ухищрений).
Активные методы борьбы с вампирами включают в себя те, которые уместны непосредственно при схватке с вампиром или обнаружении вампира, спящего в своем логове. Самыми действенными методами считаются:
сожжение вампира;
отрезание головы вампира и отделении ее от тела на достаточно большое расстояние;
пронзить сердце вампира осиновым колом (согласно некоторым из источников - несколькими кольями пронзить тело вампира насквозь).
Поскольку не все маги могут себе позволить роскошь ходить повсюду с осиновым колом (да и вырубка осин в промышленных масштабах все-таки не слишком хорошее с точки зрения экологии дело), самым простым и эффективным активным методом борьбы с вампирами в наши дни является сожжение, поскольку практически любой мало-мальски образованный маг в состоянии запустить в вампира огненным шаром или небольшой молнией (мне случалось слушать рассказы магов о том, как им удалось остановить вампира, заключив его в глыбу льда).
Что касается превентивных и защитных методов борьбы с вампирами, то практически все они применимы в условиях жизни современных магов (ну разве что кроме дополнительных мер предосторожности при захоронении, поскольку такие действия могут быть неадекватно расценены магглами и привлекут к магам ненужное внимание).

6. Можно ли допускать вампиров в Аргемону?

Как гласит Устав мира Аргемона, “Школа предназначена для обучения представителей разумных рас” (пункт II.3) и “Вуз предназначен для обучения магов-людей. Допускается обучение представителей других рас по договоренности с Главой Вуза” (пункт III.3).
Вампиры не являются разумной расой (и не имеет значения, говорим мы о вампирах из древних мифов и легенд или о ныне существующих), более того - не являются расой вообще. Нежить же на территории Аргемоны принято изучать, а не обучать.
Учитывая все вышесказанное в исследовании, ясно, что любой вампир представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни представителей разумных рас, которые проживают на территории Аргемоны. Особенно опасны вампиры для школьников, т.к. они являются наименее опытными магами (а значит, не смогут полноценно защититься от вампиров).
Поскольку нет никакой пользы от допускания на территорию Аргемоны опасной нежити, которой являются вампиры, то логично, что ни в коем случае нельзя этого делать. К этому ограничению относится и запрет на пронесение или иной способ транспортировки вампиров учащимися и обитателями Аргемоны на ее территорию с целью изучения или экспериментов над вампирами (в том числе и из-за возможной опасности распространения вампиризма среди окружающих, поскольку некоторые источники утверждают, что вампиризм может передаваться посредством укуса).
Конечно, в данном случае речь не идет о так называемых догевских вампирах - разумной расе, обитающей в мире, описанном в своих книгах О. Громыко (цикл о ведьме Вольхе). Насколько мне известно, в прошлом некоторые из представителей этой расы успешно обучались и проживали на территории Аргемоны.
Итак, поскольку вампиры являются нежитью, опасной для жителей Аргемоны, их нельзя допускать на ее территорию.

7. Заключение

Как ясно из вышеизложенного, в наши дни вампиры продолжают существовать бок о бок с людьми - как и прочая нежить. К сожалению, вампиры были и продолжают оставаться одним из самых опасных видов нежити. Отношение же к ним в последние годы изменилось от негативного до восхищенного, что ведет к недооцениванию исходящей от вампиров опасности.
Получается, что в результате этого современные вампиры гораздо опаснее своих древних \"родственников\". Избавиться от них не так-то просто, а потому современным магам остается не забывать об элементарных методах предосторожности и борьбы с вампирами, такими как чеснок, святая вода (и иные вещи религиозного значения, если маг является верующим человеком), осина и огонь, а также защита своего жилища. И помнить: о хороших вампирах можно почитать вечером у камина, но по-настоящему хороши только те вампиры, с которыми вы никогда не встретитесь.

8. Дополнение.

Данная работа писалась под следующую музыку, вдохновение от которой нельзя переоценить:

Ария “Вампир”
Король и Шут “Дочь вурдалака”
Король и Шут “Девушка и граф”
Король и Шут “Исповедь вампира”

9. Список источников.

http://godsbay.ru
http://vision7.ru
http://myfhology.info
http://adonay-forum.com/masterskaya_sudbyi_adonai_zaschita_ot_poteri_zhiznennoy_energii_energovampirizma/legendyi_o_vampirah/?wap2
“Дракула” Брэм Стокер
“Ночь в тоскливом октябре” Роджер Желязны
“Carpe Jugulum. Хватай за горло” Терри Пратчетт
“Ди. Охотник на вампиров” Хидэюки Кикути