Свободное исследование

Astra
Пилвилинн (4 курс)

Вендиго. Анализ образа в искусстве, способы борьбы,
размышления о возможном существовании в мире Аргемона.

План.
Введение.
Часть 1. Общая информация о вендиго.
Часть 2. Образ вендиго в литературе,
Часть 3. Образ вендиго в кинематографе и видеоиграх.
Часть 4. Анализ опасности существа и способы борьбы.
Часть 5. Возможность существования вендиго в мире Аргемона.
Заключение.
Список используемых ресурсов.

Введение.

В своей работе мне хотелось бы рассмотреть такое существо как вендиго. В разных культурах и вселенных вендиго выглядят немного по-разному, обладает различными силами и способностями (в том числе магическими). Но чаще всего он остается смертельно опасным врагом, от которого в лучшем случае надо иметь защиту (в том числе психологическую устойчивость), а в худшем (не максимально, в этом случае тебя съели) знать что тебя ожидает после “инфицирования”. Поскольку Аргемона стоит на своеобразном Перекрестке миров, то есть допускает в себя многие вселенные (дом для многих существ), плюс, служит местом откуда можно путешествовать в другие миры, для нас особенно актуален вопрос взаимодействия с различными существами (тем более, когда они опасны и достаточно распространенными).

Хочется напомнить, что вендиго - это существа связанные со смертью, убийствами и и.п., поэтому и в содержании работы будет встречаться достаточно жесткие описания, колдографии и видеоряд.

Часть 1. Общая информация о вендиго.

Вендиго (виндиго) - темный дух-людоед, впервые появившиеся в мифологии индейского народа Алгонкины. Изначально представлялся как символ неутолимого голода и голодной зимы, а затем стал служить предостережением против любых излишеств человеческого поведения.

В ходе исследования, я пришла к выводу, что образ вендиго весьма разнообразен. Это может быть злой дух, который проникает в тела голодных людей, извращая их и порабощая. Или самостоятельное существо, вроде оборотня, грозное и опасное, передающее свою “болезнь” через укус. Соответственно меняется и описание вендиго, его поведение, внешний вид, способности, хотя общая “канва” сохраняется. Рассмотрим подробней.

По легенде древнего народа, вендиго можно стать по собственной воле. Когда на родное племя нападают враги, и, кажется, нет пути к спасению, лучший воин племени заключает сделку с духами леса. Он отдает им свою душу и те превращают его в жуткое чудовище, сильное, быстрое и ловкое, против которого не устоит ни один враг. Когда опасность позади, “обращенный” воин уходит в лес, где окончательно принимает облик вендиго. С этого момента соплеменники начинают за ним охоту, так как вендиго - это существо окончательно утратившее разум и желающие только убивать и пожирать.

По второй версии вендиго тесно связан с магией. Если человек увлекается темной магией, то он немнуемо превратиться в вендиго. Шаманам древних племен (занимающимся темной магией) также приписывали способность обращения в вендиго. Только в отличие от обычных людей, у них была власть возвращать своей прежний человеческий облик. На мой личный взгляд, смешивание шаманизма и темной магии (в ее современном понятии) не совсем корректно, потому что шаманизм не просто магическое действо - это религия. Т.е. особое мировоззрение, которое отличается от привычного разделения мира на светлую и темную части. Если рассматривать шаманизм с точки зрения христианства, то сама база шаманизма - камлание (вхождение в транс и общение с духами) и вселение духа “в себя”, уже при желании может быть приписана к темной магии и одержимости (духом).

По третьей версии, обычный человек может сам стать вендиго, для этого достаточно сильного желания и следования простой инструкции. 1. Долго голодать. 2. Когда голод станет невыносимым надо отправляться в лес. 3. Вендиго сам найдет тебя. Если не сожрет, то сделает себе подобным (через укус). 4. В заключение надо отведать человечины, чтобы преобразоваться внешне и обрести новые навыки (ночное видение, когти и т.п.)

Ну и наконец, самая последняя и популярная версия превращения в вендиго - вынужденный каннибализм. Нередки ситуации, когда люди остаются один на один со своим голодом. Это может произойти как в закрытых наземных обиталищах, как в случае североамериканских индейских плен (отрезанных от большого мира на многие месяцы), так и на водных просторах (корабли без пищи или плоты после крушения). Прибавим к этому заблудившихся в лесу и переживших катаклизмы. Человек человеку еда, а через пару недель и полноценный враг - вендиго.

Теперь обсудим внешность монстра. Тут, как и в случае заражения, нет одного эталона. Все описания сходятся в одном - это существо очень худого телосложения (несмотря на то, что постоянно ест).

Тело может быть полупрозрачным, почти невидимым.

Или плотным, хорошо видимым и лысым.

Или покрытым белой шерстью.

Выше человеческого роста или вовсе огромный.

Пахнет вендиго не важно, как труп на последних стадиях разложения.

Обитает в построенных под землей логовах или в заброшенных шахтах. Перед зимой может делать запасы, развешивая их на деревьях или пряча в специально выкопанных ямках. Иногда в логове находится стратегически важный запас - пленники. Если он подходит к концу, вендиго вынужден выходить на охоту.

Этого монстра часто приравнивают к хитрой кошке, которая любит поиграться с добычей, прежде чем сожрать ее. Но если кошка понемногу изматывает, покусывает, подбрасывает и придушивает уже в разгаре охоты, то вендиго играет в самом начале.

Если как-нибудь зимой ты заплутаешь в лесах Северной Америки - не кипеши! Людей там плотно насыпано, выйдешь на кого и от холода-голода не помрешь. Только не кипеши. Особенно если в лесу начнешь слышать странные звуки - не кипеши! Станешь кипешить и нервно оглядываться по сторонам - ты попал. Сразу покажется, что ты видишь какое-то мельканье, тебе покажется, что за деревьями кто-то или что-то перемещается так быстро, что глазу не уследить… Спустя какое-то время мельтешение утихнет. А потом, когда вендиго рявкнет тебе прямо над ухом, ты поймешь, что он просто подбирался к тебе поближе.
И ты рванешь…
Ты прыгнешь в свой последний забег.
7-th letter from Mr.McGrogan

Вендиго по каким-то причинам не сразу нападает, даже удостоверившись в беспомощности жертвы. Он может часами красться за путником, пока тот, рано или поздно, не начнет что-то подозревать. Прислушиваться, оглядываться. Вендиго любит запугивать. Мелькать среди деревьев быстрой темной тенью, издавать странные звуки, свистеть как ветер. Даже человек с крепкими нервами не выдержит и кинется бежать. И именно тогда, как правило, вендиго нападет.

Какое заключение мы можем сделать по сложившемуся образу вендиго, учитывая внешность, повадки и способы “становления”? (С точки зрения объективного ученого, который пытается найти объяснение появлению тех или иных вещей, не используя магическую подоплеку).

Самый ранний образ - это телесное воплощение идеи голода и холода (который косвенно этот голод провоцирует). Белая шкура, характерная для животных зимних краев также намекает на то, что существо тесно связано с зимой, снегом и холодным временем года. Порой вендиго даже изображают в виде чудовища сделанного изо льда.
Умение “нагнетать” обстановку, которым якобы владеет вендиго - это скорее всего психологический надрыв, который происходит с человеком, который переживает муки голода. У него начинаются слуховые и зрительные галлюцинации.
По поводу агрессивности и собственно пожиранию себе подобных. Я обратилась к работе "Голод и психика" профессора Д. Б. Франка в которой он отмечает состояние голодающих (выводы сделанные на основе голода 1920 года). Первые заметки о голодающих: "Понимание быстрое и живое. Память не представляет изменений... Обнаруживается склонность к грезам наяву". Спустя время: "В голове пустота... Мимика отсутствует, лицо принимает окаменевшее, несколько грустное и пугливое выражение... Исчезает брезгливость, в пищу употребляются тошнотворные вещи, не вызывая отвращения... Исчезает связь между близкими и родными". Также доктор описывает характер преступлений голодных людей - "немотивированность, жестокость, бесцельность". Уровень преступности в холодных краях вырос на 700 (!) процентов. В заключение профессор Франк делает выводы о последствиях долгого голодания: “ изменения психики от голодания обнаруживают тенденцию стать длительными…”. То есть человек вполне может стать сумасшедшим каннибалом даже без вмешательства магических сил.

Прежде чем мы сделаем итоговые выводы о вендиго, предлагаю рассмотреть еще два важных аспекта.

Первый. Культурный синдром (психоз) вендиго (Wendigo psychosis), распространенный среди людей из алгокинских племен. При этом заболевании у человека появляется страх превратиться в монстра-людоеда (обычно на фоне плохого питания). Он хочет убивать и порой пожирать себе подобных. Некоторые исследователи утверждают, что данное расстройство надуманное и используется людьми для оправдания своих жестоких действий или намерений. В племенах, подозреваемые на “одержимость вендиго” обычного убивались соплеменниками.

Второй аспект обширней и посвящен идеи одушевления очень некомфортных, бедственных положений (в нашем случае голода и холода) и придания им антропоморфного вида.

Данная идея не отличается оригинальностью, хотя, если мы обратимся к архаичным культурам, то увидим, что чаще очеловечивали не голод, как монстра, а плодородие, как бога. Вполне логичное решение. Голод для людей был неконтролируемым и неподвластным событием (магическим), наравне с засухой и наводнением. Он находился на “высших планах”, которыми заведуют боги. А из этого вытекает главная идея - боги этим голодом могут управлять. И происходит разделение: одни боги от этого магического голода могут избавлять, а другие - им карать.

Римская мифология. Фамес - богиня-олицетворение голода. Паупертата - богиня голода и бедности.

Греческая мифология. Лимес (Лима) – богиня, олицетворявшая голод и голодную смерть. Эфон (Этон) - персонификация голода. Имя Эфон, по Ферекиду, носил также орёл, который пожирал печень Прометея.

Эрра – древнешумерский бог голода и болезней (“Эпос о Гильгамеше”).

Кроме богов были еще монстры, духи и демоны, появление или свойства которых были связаны с голодом. В мифологии Греции это были Гарпии, крылатые существа в женском обличии. В поисках пищи вылетали они из своих гнезд и нападали на ближайшие деревни, движимые проклятием вечного голода. В японской мифологии, люди заморенные голодом до смерти превращались в Ицумаден - огнедышащих химер, уничтожающих все на своем пути. Также в Японии есть гаки - вечно голодные демоны, в которых после смерти превращаются те, кто обжирался или выбрасывал вполне съедобную еду. Если гаки попадали в мир людей, то становились людоедами. Изображались как очень худые люди - "кожа да кости". Гаки соответствуют Претам из буддийской космологии. Это тоже вечно голодные духи, но выглядят они как горящие деревья с горлом толщиной с игольное ушко и с брюхом размерами с гору. В хантыйской мифологии духа голода звали - Паям-лунг, а в белорусском и литовском фольклоре ему соответствовал Сербай (имел человеческий облик).

Интересно, что даже в относительной современности, люди, испытывая страшный голод, возвращаются к идеи антропоморфности голода.


Иллюстрация дореволюционного времени.

В 1908 году русский писатель Леонид Андреев написал запрещенную цензурой пьесу "Царь-голод", где голод также представляется человеком, с порывистым характером и революционными идеями.

“Царь Голод (топнув ногою, кричит гневно). Так уничтожьте их! Я ненавижу машины! Они лгут, они обманывают, они порабощают вас. Разбейте их.
Голоса. У них пушки!
Царь Голод. Так отнимите их!
Первый рабочий. А кто будет управлять? Мы не умеем, царь!
Царь Голод (полный бешеного гнева, вдруг кричит властно, в безумии).
Молчите! (И когда все стихает, он говорит напряженно сквозь зубы, еле сдерживая клокочущий гнев.) Безумцы! Пушки нужны им, а не вам. Отнимите их только, и они станут бессильны и кротки, как домашние животные, они будут плакать и молить вас о пощаде.
Голоса. Это правда.
Царь Голод. Отнимите пушки – и к вам на службу придут инженеры и ученые, и вы станете господами земли!
Голоса. Это правда!
– Нет, это ложь. Братья, готовится новое предательство!
– Нет, это правда.
Царь Голод. К бунту, дети мои! На улицы! Ломайте машины, режьте ремни, заливайте котлы – на улицы! К бунту, дети мои! Вас зовет великий и несчастный Царь!”

Итак, давайте подведем итог по вендиго.

Вендиго представляется нам в трех вариантах - это дух, который овладевает человеком и совершает с ним страшные метаморфозы, либо болезнь (ака проклятие), которую можно “подхватить”, если увлекаться темной магией и пожирать людей, либо самостоятельный вид монстра. Каждый вариант имеет оригинальный внешний облик, сильные/слабые стороны, места обитания, способы противостояния и прочее, что мы и рассмотрим в следующих главах.

Часть 2. Образ виндиго в литературе.

Одним из первых про вендиго написал английский писатель и путешественник, ведущий автор-мистик и классик литературы ужасов Алджерон Блэквуд.


Повесть “Вендиго” (1910 год).

В повести рассказывается о зловещих приключениях охотников. Они, надеясь найти оленей, разбивают основной лагерь в одном из канадских лесов и чтобы охватить бОльшую территорию, разделяются на две самостоятельные группы и отправляются в путь. Дефаго и Симпсоном (наши персонажи) переплывают озеро, устраивают личный лагерь и в первый же вечер становятся свидетелями “нечто”.

“Когда Дефаго добрался до середины третьего куплета, Симпсон ощутил нечто необычное - и его мысли сразу улетели куда-то далеко-далеко. В голосе певца что-то странным образом переменилось. Прежде чем юноша успел понять, что случилось, его уже охватило беспокойство; он быстро взглянул на Дефаго: тот, все еще продолжая петь, буквально пожирал глазами ближайшие кусты, будто заметил в них что-то невидимое для Симпсона. Голос его стал слабеть, снизился до шепота и вовсе иссяк. В тот же момент, словно учуявший добычу охотничий пес, Дефаго вскочил на ноги и выпрямился, жадно втягивая ноздрями воздух - короткими, резкими вдохами, быстро поворачиваясь из стороны в сторону, и наконец сделал «стойку» в направлении озера, к востоку. Это было странное, подозрительное и одновременно крайне впечатляющее действо. Симпсон наблюдал за происходящим с трепетом в сердце.
- Боже мой! Как ты меня напугал, приятель! - воскликнул он наконец, тоже вскочив на нога и уставившись через плечо проводника в густой мрак. - Что там? Что тебя встревожило?
Дефаго резко повернулся к юноше; лиловато-синий оттенок на его лице уже сменился землисто-серым.
- Разве я сказал, будто что-то услышал или почуял? - произнес он медленно и подчеркнуто выразительно, со смутным протестом в странно изменившемся голосе. - Я просто огляделся, и не более того… Вечно ты спешишь с расспросами, отсюда и твои постоянные промахи…”

Заглядывая вперед, мы можем классифицировать произошедшее событие как первый этап превращения. Человеку необходимо почувствовать зов Вендиго (возможно увидеть) и все, он уже превращен. Но возникает вопрос, почему же второй мужчина не поддался на “чары” монстра? Во-первых, он его точно не видел, а во-вторых… дальше узнаем. Но, прежде ознакомимся с отрывком, в котором впервые упоминается Вендиго.

“- Но, ради бога, объясни, что такое это Вендиго? - поспешно, с раздражением спросил Симпсон.
- Да нет, ничего особенного… Это всякие бездельники, как выпьют лишнего, начинают голову всем морочить - дескать, там, - он мотнул головой в сторону севера, - живет какой-то огромный зверь, больше любого из обитающих в лесу… Судя по следам, быстрый как молния… Считается, что не больно-то хорошо человеку встретиться с ним, - вот и все!”

Ночь уже накрыла лес своим темным одеялом и охотники уходят спать. Спят они в одной палатке и это позволяет Симпсону увидеть дальнейшие этапы превращения Дефаго в Вендиго.

“И вдруг что-то пронзило трепещущее сердце Симпсона: источник странного звука находится в самой палатке, совсем рядом с ним; он повернул голову, чтобы лучше слышать, и убедился окончательно, что все это происходит не далее как в двух футах от него. Юноша явственно различил человеческий плач. Лежа на своей постели из лапника, зарываясь лицом в сбитое комком одеяло, чтобы заглушить рыдания, горько и безутешно всхлипывал в темноте проводник Дефаго.
- Дефаго! В чем дело, Дефаго? - быстро и страстно зашептал Симпсон, стараясь придать своему голосу наивозможнейшую мягкость. - Что мучает тебя?.. О чем ты тоскуешь?
Ответа не последовало, но всхлипывания прекратились. Симпсон протянул руку и коснулся тела проводника. Тот даже не шевельнулся.
- Ну что, ты проснулся? - снова спросил Симпсон, подумав, что Дефаго плакал, наверное, во сне. - Ты не замерз?
Он заметил, что ничем не прикрытые ноги проводника высовывались за пределы палатки. Приподнявшись с постели, юноша натянул на них свободный конец своего одеяла. Тело Дефаго вместе с постелью из веток оказалось почему-то сильно сдвинутым к выходу из палатки. Опасаясь разбудить компаньона, Симпсон не решился переместить его на прежнее место.

С точки зрения обывателя мы не видим ничего странного. Да и Симпсон просто решает что Дефаго расплакался во сне. Странному перемещение тела Дефаго и высунутым из палатки ногам он не придает значения.

“Впоследствии, описывая произошедшее, Симпсон сказал, что почувствовал какое-то грубое, насильственное действие, совершенное кем-то посторонним; оно заставило его проснуться и осознать, что Дефаго сидит рядом, выпрямившись в постели, весь пронизываемый дрожью. Теперь Дефаго не плакал, но весь трепетал, как лист на ветру, и эта дрожь передавалась Симпсону через одеяло, покрывавшее их обоих во всю длину тел. Казалось, Дефаго инстинктивно жался к товарищу, в ужасе отшатываясь от чего-то неведомого - того, что, по всей видимости, таилось у самого выхода, вблизи полога палатки.
И почти тотчас же - едва ли не в самую минуту пробуждения - глубокое безмолвие раннего рассвета было нарушено каким-то необычным звуком. Он возник неожиданно, без той тонкой вибрации воздуха, что, как правило, предупреждает слух о приближении звука, и был невыразимо ужасен. Впоследствии Симпсон определил этот звук как голос - возможно, человеческий, хриплый и в то же время жалобный, мягко рокочущий где-то совсем близко, у самого входа в палатку, и, казалось, не у земли, а высоко над головой; он заключал в себе потрясающую мощь и в то же время странную пронзительность и чарующую сладость. Он состоял из трех отдельных, отстоящих друг от друга во времени нот или выкриков, удивительным образом рождающих противоестественное, но вполне узнаваемое сходство с именем проводника: «Де-фа-го!»
Еще прежде, чем этот голос умолк, вновь канув в великую бездну безмолвия, Дефаго, сидевший бок о бок с Симпсоном, затрепетал всем телом и с каким-то жалобным, невнятным криком вскочил на ноги. В неистовом порыве он, словно сослепу, налетел на шест, поддерживающий верх палатки, сотряся ее сверху донизу, и широко, будто желая объять как можно больше пространства, расставил руки, одновременно нетерпеливо выпутываясь из одеяла, которым были прикрыты его ноги. На какое-то мгновение он остановился перед выходом из палатки - темный силуэт на бледном зареве рассвета, - а затем с бешеной, немыслимой скоростью, прежде чем Симпсон успел протянуть руку, чтобы остановить его, пролетел стрелой наружу - и бесследно исчез. В тот же миг - столь ошеломляюще быстро, что даже первые звуки его голоса показались замирающими где-то в неимоверной дали, - он издал громкий, мучительный, полный ужаса вопль, одновременно исполненный безумного ликования и восторга:
- О! О! Мои ноги… Они горят, они в огне! О! О! Какая страшная высь! Какая дикая скорость!..”

Дефаго обуреваемый страшными порывами сбегает в лес, а Симпсон, совершенно не понимая что происходит, но не желая терять друга, отправляется за ним вслед. Он находит следы Дефаго, но рядом с ними находятся еще одни, гораздо крупней и пахнущие чем-то отвратительно-сладковатым. Симпсон двигается по этим следам, и с удивлением и ужасом отмечает, что расстояния между человеческими отпечатками стали удлиняться, будто Дефаго не шел, а прыгал, а затем и вовсе какое-то время летел. Через время, Симпсон понял, что следы “зверя” обрели красноватый оттенок, а вот следы Дефаго… неуловимо изменились и стали почти копиями звериных. Еще спустя пару метров следы исчезли и не известно чтобы предпринимал Симпсон, если бы Дефаго сам не “вышел на связь”.

“Высоко над головой послышался плачущий, до странности тонкий и заунывный, приглушенный неимоверной высотой и расстоянием голос проводника Дефаго. Звук этот низвергнулся на Симпсона с притихшего зимнего неба как гром, разящий безжалостно и наверняка. Ружье выпало из его рук и ударилось о мерзлую землю. На миг Симпсон замер словно в столбняке, застыв каждой клеточкой тела; затем сделал несколько шагов вперед и, инстинктивно ища опоры, прислонился спиной к ближайшему дереву, безнадежно опустив руки и утратив какое-либо подобие порядка в мыслях и в душе. Это было самое сокрушительное ощущение из всех, какие ему когда-либо доводилось испытывать в жизни; мозг и сердце юноши опустели, словно их продуло жестоким нежданным сквозняком.
- О! О, мои ноги!.. В них огонь!.. Они горят!.. О, какая безумная высота!.. - доносился с неба умоляющий о пощаде, мученический, летящий из немыслимых далей голос. И вдруг все стихло, словно звуки голоса утонули в безмолвии дикой, ко всему прислушивающейся лесной глуши.
Симпсон почти не контролировал своих действий, ясно осознавая только одно: когда неожиданно для себя юноша принялся метаться из стороны в сторону, искать, звать, спотыкаясь о камни и древесные корни, безумно, неуправляемо рваться куда-то, - он рвался к нему, к Зовущему!...”

Тут мы видим занимательный момент. Симпсон подается на чары Вендиго, но лишь отчасти и в дальнейшем у него не происходит превращения. Мужчина возвращается обратно в лагерь, но на пути ему все кажется, что рядом кто-то есть. Его смущают звуки, видения, даже тени внушают какое-то чувство опаски. Придя в лагерь, он разводит костер и всю ночь сидит у него, с ружье в руках. А утром собирается и уходит в основной лагерь. Прибыв туда, он в “фильтрованной форме” рассказывает о случившимся друзьям, и те вместе с ним возвращаются к покинутому “мини-лагерю” у озера. Конечно, первые мысли, которые озвучивают товарищи, это то, что Дефаго постиг острый приступ безумия. Ему что-то померещилось, что что-то зовет его к себе, вот он и побежал в лес. Симпсон, все более и более собираясь с храбростью, выдает всю информацию которую он знает: о ночном плаче, о рассказе о Вендиго, о странном запахе “остром и едком, словно исходящим от льва” и прочем-прочем. Один из спутников, доктор Кэскарт, услышав о Вендиго, говорит: “Когда кто-нибудь из индейцев сходит с ума, всегда говорят, что он, дескать, “видел Вендиго”. Также, он, под поддержкой охотника Хэнка, рассказывает подробности легенды о Вендиго.

“- Что ж, легенда сама по себе весьма причудлива, - после долгого молчания произнес доктор, продолжая разговор просто для того, чтобы нарушить паузу. - Но ведь, по правде сказать, Вендиго не что иное, как олицетворенный зов ветра, который слышат лишь очень немногие, - слышат на собственную погибель.
- Во-во, - откликнулся вдруг Хэнк. - И когда услышишь такое, ни в чем не усомнишься. Ведь обращаются прямо к тебе и называют тебя по имени.
- Это иносказание весьма правдоподобно, - отметил Кэскарт, вглядываясь в окружавшую их темноту, - ведь Голос, как утверждают, напоминает все наводящие тоску лесные звуки: шум ветра, шорох падающей воды, звериные крики и прочее в том же роде. И стоит поддавшемуся слабости человеку услышать Такое - ему, считай, конец! Самые же уязвимые места жертвы этого наваждения - ноги и глаза; ноги, как вы понимаете, страдают из-за их стремления к неустанному странствованию, глаза - из-за жадности к наслаждению красотой. Бедняга на бегу развивает такую скорость, что у него начинают кровоточить глаза, а ноги сжигает жар.
Доктор Кэскарт продолжал тревожно вглядываться в ночной мрак. Голос его снизился до едва слышного шепота.
- Потому и говорят, - добавил он, - что Вендиго сжигает ноги своей - жертвы; очевидно, это происходит из-за их сверхъестественного трения о почву, вызванного неимоверной скоростью передвижения, - так они и горят, пока вовсе не отпадут, а на их месте не отрастут новые, как у самого Вендиго.
- Но ведь ноги даже не касаются земли, - медленно, намеренно растягивая слова, произнес Хэнк, - человек летит так высоко, что ему кажется, будто это звезды обжигают его. Только иногда Вендиго делает тяжелые, длинные прыжки, пролетая над вершинами деревьев, а потом швыряет свою жертву с высоты на землю подобно тому, как морской ястреб швыряет пойманную рыбешку, чтобы убить ее, прежде чем съесть. Однако в отличие от ястреба Вендиго избрал себе самую что ни на есть никудышную пищу - мох! - Хэнк натянуто рассмеялся. - Пожиратель мха - вот он кто такой, этот Вендиго! - и проводник обвел возбужденным взглядом лица собеседников. - Да, пожиратель мха! - повторил он, сопроводив свои слова целым каскадом самых замысловатых, какие только мог изобрести, ругательств.”.

В этом отрывке мы получаем еще кусочек ценной информации. Теперь точно известно как превратиться в Вендиго. Нужно быть несчастным избранным который “услышит” персональный зов Вендиго. Не совсем понятно что значит “поддавшийся слабости”. Может это человек слабый характером или просто временно угнетенный и духовно раздавленный. Во всяком случае, мы точно узнали, что для превращения нужен не только “акустический” контакт (услышать призыв) но, важно и угнетенное душевное состояние. А теперь вспомним что Симпсон, находясь именно в этом состоянии, захотел присоединиться к “Зовущему”. Но ведь Дефаго его не звал, почему тот захотел к нему присоединиться? Я допускаю такое объяснение. Голос Вендиго сам по себе обладает магическим, порабощающим эффектом (магия голоса). Но действует он лишь на людей в упадническом состоянии. Если не было произнесено имени, то и ”обращения” не произойдет. Тут же отметим характерное поведение жертвы. “Обращенный” ведет себя почти не отличимо от обычного, хотя может выглядеть немного заторможено и сильно напугано. У “мнимо обращенного” кардинально меняются желания. Он бросает все свои дела и начинает активно рыскать в поисках “Зовущего”.
Кроме психологического аспекта, мы касаемся вопроса тела: стершихся ног и кровоточащих глаз. Тут мы видим обыгрывание идеи голода, который воплощает “классический” Вендиго - голода физического. Вендиго Алджерона Блэквуда испытывает голод другого рода - голод (а, точнее, жажду) странствий и жажду красоты. И ничего о пожирании людей. Только пожирание мха.

Вернемся к нашим охотникам. Они не находят следы Дефаго, поэтому решают заночевать рядом с озером. Ночью никто не спит. Они тихо переговариваются, до тех пор, пока один в приступе, то ли страха, то ли ярости, не выкрикивает имя Дефаго в темноту. Следует небольшая сцена, в которой герои слышат разнообразные лесные звуки, не характерные для ночного леса, в том числе громкие, отчетливые шаги, а затем к ним на поляну выходит Дефаго собственной персоной. Он заявляет что его кто-то звал, и его даже принимают обратно. Заматывают в одеяло, усаживают поближе к огню, дают еду и виски, и все это, пытаясь не замечать отвратительный запах, который он стал распространять. При этом, все отмечают что выглядит Дефаго откровенно отвратительно.

“Впоследствии, перебирая в памяти обрывки тех давних, темных и ужасных впечатлений, Симпсон утверждал, что в облике новоявленного Дефаго было больше животного начала, нежели человеческого, что черты его имели странные, неправильные пропорции, дряблая кожа на лице и на руках отвисала расслабленно и вяло, как если бы ее до того долго мяли и растягивали. Не менее мерзким показался Симпсону и голос этого отвратительного существа, назвавшегося Дефаго”.

Дефаго, после небольшого допроса признается что видел Вендиго, был с ним. И возможно сказал бы больше, но тут Хэнк отмечает как сильно изменились ноги Дефаго “Посмотрите на них - они же изменились, они огромные. Боже, какие огромные!”. Дефаго встает, сбрасывает одеяло, заявляет что его не смогли спасти (это был упрек или его действительно могли спасти?), а затем слышится звук подобный завываниям ветра и Дефаго сделав пару неуклюжих шагов невероятно быстро скрывается в темноте. И, кажется, все уже потеряно. Охотники собираются и уплывают в основной лагерь, но там снова находят Дефаго! Он, с набитыми за щеку кусками мха, ползает вокруг костра, пытаясь его разжечь. Как выясняется, Дефаго почти полностью лишился разума и памяти. Он не смог рассказать где был и что делал, а просто называл себя “проклятым пожирателем мха” и жаловался на боль в ногах (что было не удивительно, так как они были сильно обморожены. Под глазами также были заметны следы недавнего кровотечения). Дефаго прожил еще несколько недель и умер с концом зимы. Возможно, всем жертвам Вендиго отмеряется срок в пару недель, а может они живут именно до конца зимы, так как по легендам Вендиго - дух не только голода, но и зимы. Интересен момент и с мхом, почему именно его пожирает Вендиго? Мне кажется, это была именно литературная замена человеческому мясу и идеи агрессии направленной на все живое. У Алджерона Блэквуда Вендиго - дух леса. Он говорит через шум ветра, шелест листьев и скрип веток. Возможно кушает мох. При этом он явно “сквозит” в наш мир, так как оставляет следы на снегу Первой реальности (нашего мира) и его можно увидеть (в темном быстром мельтешение). Вселяясь в тело человека, он дает ему сверхспособности, которые могут являться гипертрофированными желаниями нормального человека - жажда путешествий и красоты. Грубо говоря, наделяет тем, что в теории могло его “оживить” - вернуть радость бытия, плюс, одновременно служило бы (как не странно) защитой от самого Вендиго. После нескольких дней скачек по лесу, дух опустошает человека. Именно на этом этапе у нас “бОльшая смерть”, которая лишь неизбежно ведет к смерти меньшей и окончательной - физической. Для меня все это выглядит как “наказание” или “проклятие”. Только не за занятие темной магией, а за расточительное отношение к жизни, к ее упущению, к меланхолии, апатии. Жалуешься что вокруг нет ничего хорошего? Вот держи показательный экспресс-курс. Расплачиваться на выходе из леса (зимы), жизнью.

А теперь перейдем к Говарду Лавкрафту, который называл Алджерона Блэквуда своим учителем. Сам Говард Лавкрафт также писал про вендиго, но данный персонаж у него был возведен в ранг Древнего бога. Древние боги в истории автора представлялись могущественными существами, возможно ровесниками Вселенной, обитающие в других звездных системах или вообще за пределами нашего измерения. Боги имеют собственные магические силы и несмотря на удаленность от Земли, могут влиять на земные дела (но только при определенных астрономических условиях и с помощью поклоняющихся им земных последователей - культистов). Воплощение Вендиго - Древний бог Итхаква - “Бегущий ветер”, “Бог холодной тишины”, “Бог белого затмения”, “Дух - поедающий людей”. Древний, которого изгнали на дальний Север, обладающий силами повелевать холодом и снежными бурями. Выглядит как огромный человекоподобный силуэт на фоне темного неба. Приближение Итхаквы знаменует ледяная буря и резкое похолодание. Ему поклоняются жители северных областей планеты (Сибири, Аляски), задабривая человеческими жертвами. По легенде, Итхаква охотится на людей в снежных бурях. Позже их находят мертвыми, лежащими в таких позах, будто они упали с огромной высоты. На их лицах запечатлен дикий ужас, а некоторые части тела могут отсутствовать. Кстати, культисты Итхаквы не подвержны холоду - это подарок их бога. В свободное от охоты время Итаква периодически входит в отношения со смертными женщинами в надежде получить потомство, которое помогло бы освободить еще больше Древних богов.

Как видим, концепт разработанный Лавкрафтом относительно темных существ весьма сильно отдаляет их от привычных “земных прототипов”. Поэтому и сравнивать их не хочется, больно они отличаются. Безусловно мы видим общую канву - существо обитающее на Севере, обладающее магическими силами, охотящееся и скорее всего пожирающее людей. Но если бы не было прямого указания на то, что это именно Вендиго, я бы возможно на него не подумала. Итхаква - разумное существо, с глубокой историей и личными интересами, а не просто одержимый инстинктами демон или чудовище.

У “Короля ужасов” Стивена Кинга мы также встречаемся с образом вендиго.

В книге “Кладбище домашних животных” центральным местом сюжета является кладбище индейцев, на котором властвует злобный дух Вендиго. Он дает магическую силу кладбищу и все похороненные на нем оживают.

Джуд улыбнулся.
- Микмаки верили, что это волшебное место, - сказал он. - Весь этот лес, от болота к северу и востоку. Они хоронили здесь своих мертвых. И другие племена знали про это - пенобскоты говорили, что в этих лесах полно духов. Позже про это много болтали торговцы пушниной. Думаю, кое-кто из них видел на болоте блуждающие огни и принял их за духов.
Джуд опять улыбнулся, а Луис подумал: «Это совсем не то, о чем ты думаешь».
- А потом и сами микмаки перестали сюда ходить. Один из них сказал, что встретил здесь Вендиго, и земля испортилась. Они тогда очень испугались… Во всяком случае, так рассказывал мне этот старый пьяница Стэнни Б. - мы так называли Стэнли Бушара, - а он что не знал, то придумывал.
Луис, который знал только то, что Вендиго - это, кажется, дух северной страны, спросил:
- Ты тоже думаешь, что земля испортилась?
Джуд улыбнулся - во всяком случае, губы его растянулись.
- Я думаю, что это опасное место, но не для кошек или собак. Поэтому иди и похорони твоего кота.

Но, есть небольшой нюанс, похороненное существо будто теряет свою настоящую душу, превращаясь в нечто иное: медлительное, холодное, тупое, с мутным взглядом и небольшой раскоординация движений.

”- Вот-вот, - сказал Джуд. Он зажег новую сигарету. Руки его немного дрожали. - И моя мать увидела меня, в белье, и закричала мне: «Забери своего пса, Джуд! Забери, пока он не запачкал занавеску!»
Тогда я позвал его, и сначала он не шел, как будто не узнавал своего имени, и я уже подумал, что это вовсе не Спот, а просто похожий пес…
- Да! - воскликнул Луис.
Джуд кивнул.
- Но когда я позвал его второй или третий раз, он пошел. Он не мог идти прямо, а весь шатался, едва не свалился с крыльца, а когда я дал ему похлебки, накинулся на нее, как волк. Тут я впервые испытал страх, потому что понял, что случилось. Но я стал на колени и обнял его - все-таки я был очень рад, что он вернулся. И он облизал мое лицо, и…
Джуд допил пиво и продолжил:
- Луис, его язык был холодным. Будто к твоему лицу прикасалась дохлая рыба.
Какой-то момент они оба молчали. Потом Луис сказал:
- Продолжай.
- Он поел, и потом я принес старую ванну, которую мы держали специально для него на заднем крыльце, и вымыл его. Спот всегда не любил мыться; обычно мы купали его вдвоем с отцом, и к концу были мокрыми с ног до головы, а сам Спот выглядел виноватым - собаки умеют делать такой вид.
Но в тот день Спот сидел в ванне совсем смирно. Он не шевелился. Мне это не понравилось. Это было как… мыть кусок мяса”.

“- Большинство становились просто… чуточку тупыми… медлительными… чуточку…
- Чуточку мертвыми?
- Да. Чуточку мертвыми. Словно они были где-то… а потом вернулись… но не совсем.”

Кроме животных на кладбище хоронили и людей. Но “возвращенные” кошки и собаки были относительно безобидные, хоть мертвые и вонючие, а вот люди… В них словно вселялся злой всезнающий дух. При общение с другими людьми “восставший” мог сказать такое, что никто не знал. И все его слова и выданные “секреты” были направлены только на принесение горя. Например, одному человеку он сказал что его жена не верна, а другому - что он нечист на руку. Первый избил свою жену, а второго уволили. Откуда “возвращенный” мог все знать? Не понятно.

“Но он, Тимми, говорил только плохое про них. Как будто хотел, чтобы мы помнили одно зло потому, что он сам был злом… и знал, что мы опасны для него. Тот Тимми Батермэи, который ушел воевать, был обычным, добрым парнем, может, только чуть хулиганистым. Но то, что мы видели тем вечером, при свете заходящего солнца… это был монстр. Может, это был зомби, или диббук, или как там их еще называют. Может, у таких, как он, вовсе нет имени, но микмаки знали, кто это, не важно - было у него имя или нет.
- Что? - в оцепенении спросил Луис.
- Они говорили, что это Вендиго, - сказал Джуд.”

Интересно, что и говорить “восставший” мог разными голосами, как своим, так и других, давно умерших людей (то есть тех, которых он точно не мог знать и слышать). Визуально такие люди продолжали походить на зомби - медленные, неуклюжие и холодные. Причем какие-то были просто ехидные и злобные, а другие хватались за оружие и убивали всех подряд. Не совсем ясно, питались ли они человечиной, но, возможно они пили кровь.

Тут, на мой взгляд, мы имеем очевидно погибшее тело и злого духа, который в него вселялся. От каких-то определенных значений зависело то, каким будет в итоге оживленный человек или животное, просто инертным или же супер-злобным. Добавим и магические способности, которым владел дух, типа всезнания и умения пародировать голоса.

А теперь перейдем к разделу современной подростковой литературы.

Рик Янси и его серия “Монстролог”. Мы “захватим” только одну книгу цикла - “Проклятье вендиго”.

В книге вендиго имеет очень много имен и прозвищ: “Мшистый рот”, “Lepto lurconis”, “Аутико”, “Атсен” и т.д.

“- А что такое Lepto lurconis, доктор Уортроп? - спросил я.
- Я уже говорил тебе - это миф.
- Да, сэр. Но о каком именно существе идет речь?
- Тебе надо подучить классические языки, Уилл Генри, - упрекнул он меня. - Его формальное наименование Lepto lurconis semihominis americanus. Слово «lepto» - из греческого. Оно означает «худой» или «ненормально тонкий», истощенный. «Lurconis» на латыни означает «обжора». Итого получается «голодный обжора». Остальное, «semihominis americanu», я думаю, ты можешь расшифровать сам.
- Да, сэр, - сказал я. - Но что именно оно собой представляет?
Он помолчал. Глубоко вздохнул. Провел рукой по своим всклокоченным после сна волосам.
- Голод, - выдохнул он.
- Голод?
- Особенный голод, Уилл Генри. Тот, который никогда не утоляется.
- А какой голод никогда не утоляется? - поинтересовался я.
- Оно несется по ветру, - сказал монстролог, устремив взгляд своих темных глаз куда-то вдаль. - В абсолютной тьме дикой природы страшный голос зовет тебя по имени, голос проклятого желания из безысходности, которая уничтожает…
Я затрепетал. Он никогда раньше так не говорил. Я смотрел, как его взгляд шарит по потолку, видя нечто такое, что мне увидеть было не дано.
- Его называют Атсен… Дьену… Аутико… Виндико. У него десяток имен в десятке разных земель, и оно старше, чем горы, Уилл Генри. Оно ест, и чем больше оно ест, тем голоднее становится. Оно умирает от голода, даже когда обжирается. Это такой голод, который не утоляется. На алгоквинском языке его имя буквально означает «тот, кто пожирает все человечество». Ты молод, - сказал монстролог. - Ты еще не слышал его зова. Но с того момента, как оно тебя узнает, ты будешь обречен. Обречен, Уилл Генри! От него не уйти. Это терпеливый охотник, он перенесет все невзгоды, чтобы напасть, когда ты этого меньше всего ожидаешь, и когда ты окажешься в его ледяной хватке, надежды на спасение больше не будет. Оно поднимает тебя на запредельные высоты и бросает в невообразимые глубины. Оно крушит твою душу, оно рвет пополам твое дыхание.”

Джон Чанлер друг монстролога Пеллинора Уортроп пропал во время поисков существа похожего на вендиго. Доктор Уортроп категорически отрицает существование вендиго и когда спустя время, находит своего друга (больного и истощенного) у племени индейцев кри, он лишь отмахивается от их предупреждений, что внутри больного скрывается вендиго.

“- Я скажу тебе, монстролог Уортроп. Ларуз, он приводит ко мне твоего друга. «Он охотится за аутико», - говорит он. И я говорю твоему другу: «За аутико не охотятся; аутико охотится. Не смотри в Желтый Глаз, потому что, если ты посмотришь в Желтый Глаз, то Желтый Глаз в ответ посмотрит на тебя». Твой друг не слушает моих слов”.

Как выясняется, друг с помощником отправились на поиски аутико. Но помощника убивают, разрывают на куски, и частично поедают вырванное сердце. А вот Джону Чанлеру удается каким-то образом выжить, но он заболевает.

“Уортроп опустился на колени перед бессознательной жертвой и оттянул ему веки, чтобы рассмотреть глаза. Они были налиты кровью, чуть желтоваты и неспокойны, зрачки то сжимались, то расширялись, пульсируя, словно маленькие черные сердца. В сером свете под кронами деревьев казалось, что его лицо совсем лишено красок, белая, как бумага, и такая же тонкая кожа туго обтягивала его щеки и лоб, челюстные кости вдавливались в плоть, выпирая, как большие костяшки пальцев. Губы были опухшие и ярко-красные, непристойно смешные по контрасту с бледной кожей, из трещин на них толщиной с волосок сочился молочно-желтый гной.
Доктор провел пальцами по густым песочно-светлым волосам. От его прикосновения оторвались целые мягкие пучки. Легкий ветерок с озера подхватил несколько прядей, и они полетели в лесной сумрак, кружась, как семена одуванчиков.
Кряхтя от натуги, монстролог высвободил мужчину из кокона старого одеяла. Он был раздет до нижнего белья; оно свободно болталось на его истощенном теле, но я ясно видел проступавшие под ним ребра. Уортроп поднял одну костлявую руку и прижал пальцы к запястью. Когда доктор убрал пальцы, вмятины остались, как остаются следы от ног на мокром песке.”

Доктор определяет это состояние как сильное обезвоживание, истощение, желтуху и возможно отказывающую печень. Плюс небольшую лихорадку. Тут и далее, доктор 100% уверен что нет никакого вендиго, нет синдрома и нет чудовищ (несмотря на то, что он сам монстролог и привык иметь дело с теми еще тварями).

Так, компания состоящая из четырех человек: доктора Уортропа, его ученика Уилла, их проводника и больного и невменяемого Джона Чанлера отправляется в обратное путешествие (от индейцев). Но в пути их застает сильная буря, потеря припасов (а следовательно и наступление голода), и все большее схождение с ума. Они видят желтые глаза, которые якобы зависают в темноте над нескольким метрами над землей. Слышат вой ветра, в котором распознают некую магическую силу - зов. Затем происходят трансформации с Джоном Чанлером. Если вначале он лежал почти “мертвым грузом”, то затем стал проявлять признаки активности: пытался сбежать из палатки или же нападал на на людей, пытаясь выжрать из них кусочек.

“Костлявые пальцы схватили меня за руку. Луковицеподобная голова на несколько дюймов приподнялась с хвойной подстилки - широко открытые глаза плавали в мерзкой желтой жиже, алые губы, налитые свежей кровью, окаймляли раззявленный рот, из которого исходила тошнотворная вонь разложения, - и Джон Чанлер заговорил со мой на гортанной невнятице, непонятными мне словами. Он, словно тисками, схватил и тянул меня за руку. … В тот же миг рот захлопнулся, и он меня укусил. Меня пронзила боль. Я уверен, что закричал, хотя точно не помню. Меня захлестнули боль и ужас от страшного пустого взгляда этих желтых глаз; когда ему на язык попала моя кровь, животная паника в глазах тут же сменилась холодной невозмутимой осмысленностью, одновременно звериной и человеческой.
Я уперся свободной рукой в его впалую грудь и изо всех сил дернул другую руку, срывая кожу от костяшек пальцев до самых ногтей. Ладонь выскочила изо рта, вся покрытая кровью и желтой слюной. Я слышал, как моя кровь булькает в его горле, а потом он ее проглотил, при этом бешено дернув своим огромным кадыком.
Он потянулся ко мне. Я отполз, сунув раненую ладонь под мышку и схватив другой рукой револьвер доктора, хотя даже при всей своей панике я не смог себя заставить целиться в него”.

“У входа в палатку стоял Джон Чанлер. Его длинные тонкие голые ноги были широко расставлены, костлявые руки висели, на тощем лице внимание приковывали желтые глаза они как будто горели внутренним огнем и шокировали ощущением узнавания - узнавал не он, а я, поскольку я уже видел пару точно таких же глаз, плывущих в лесном мраке.
Его рот отвис, распухшие губы, порванные непрестанно клацающими зубами, блестели от крови. Ею пропитался весь перед его нижней рубахи. Капли крови, как слезинки, висели на его бороде.
Уортроп с пораженным криком вскочил на ноги. Забытая винтовка упала на землю. Он сделал маленький нерешительный шаг в направлении своего друга.
- Джон?
Чанлер не ответил. Он не двинулся с места. Казалось, он что-то разглядывал вверху деревьев. Его голова, непропорционально большая по сравнению с исхудавшим телом, немного склонилась набок, словно он к чему-то прислушивался - или что-то слушал. Его горло издало мерзкое бульканье, как грязный источник, поднимающийся из вонючих глубин.
Потом это несчастное создание, в котором на протяжении многих дней едва теплилась жизнь, которое моему хозяину пришлось нести на руках, как новорожденное дитя, которое две недели ничего не ело, вдруг уморительно замахало руками и ногами, с поразительной скоростью проскочило мимо нас, прыгнуло на три фута над костром и со звериным рыком рвануло в чащу. Доктор бросился за ним, яростно бросив через плечо: «Уилл Генри!» … Уортроп повалил Чанлера на спину и навалился на извивающееся тело друга.
- Это я, Джон, - задыхаясь, выговорил монстролог. - Пеллинор. Это я. Пеллинор. Пеллинор!
- Нет! - простонал Чанлер в ответ. Его толстый язык мучительно пытался выговорить слова. - Должен идти… Должен… ответить”.

Когда Джона Чанлера вернули в палатку, доктор осмотрел его рот, и обнаружил, что пока тот валялся на земле, он успел набить рот волчьей лапой (что монстролог прокомментировал как “Мшистый рот”). Это интересный момент. Во-первых, непонятно почему именно это растение выбрал Джон. Во-вторых, откуда связь с мхом? У меня есть единственное предположение. Рик Янси брал образ вендиго из повести Блэквуда, и просто использовал данную особенность для украшения образа монстра. По поводу растения. Это может Lycopus europaeus L. Наземные части этого растения используется для получения препаратов для гипертиреоза и его второстепенных симптомов: нервности, учащённого сердцебиения. Возможно Джон Чанлер, будучи в сравнительно “адекватном” состоянии пытался себя вылечить или хотя бы сделать несколько безопасней для окружающих. Но меня смущает одно, Lycopus europaeus L.зимой не растет. И либо это другое растение, скорее всего растение отдела Моховидных, растущее на суглинистых почвах (и вполне находимое под снегом). Может быть это что-то близкое к исландскому мху, который обладает ранозаживляющим эффектом, восстанавливает силы после тяжелой болезни, борется с серьезными инфекциями (типа туберкулеза). Во всяком случае действие растения было не кардинальным. В один из следующих дней Джон Чанлер снова совершил попытку нападения на Уилла (пытаясь добраться до сердца), и пошел на поправку лишь после скорейшего возвращения к благам цивилизации. Глаза его утратили яркий желтый цвет, хотя руки были по-прежнему холодны как лед. Сердцебиение не измерялось, поэтому, возможно, он уже был ходячий труп. Но, к сожалению, после краткой ремиссии последовало резкое ухудшение здоровья, в том числе потому что от обычной пищи Джон отказывался, просто не хотел ее есть. Что именно он хотел можно лишь догадываться по смутным намекам, но скорее всего это была кровь или же сердца людей. Также период знаменателен тем, что к доктору частично возвращаются воспоминания, которыми он делится с окружающими.

“- Он [проводник в самом начале путешествия] бросил меня! - прорыдал Чанлер. - Он знал - и бросил меня! - По его впалым щекам текли кровавые слезы. - Почему он меня бросил? Пеллинор, ты их видел - эти глаза, которые смотрят неотрывно. Рот, который кричит на сильном ветру. Мои ноги горят! О боже, я в огне!”

Обратим внимание на еще одну отсылку к творчеству Блэквуда (ноги в огне). Коллегия монстрологов считает, что их товарища действительно обуял дух вендиго, однако доктор Уортроп считает что он просто сильно болен, поэтому переводит его в больницу. Оттуда Джон сбегает, убив охранника, выдрав у него глаза, сердце и содрав лицо. Собственно с этого момента начинается экшен. Джон похищает одну из женщин, на него открывается охота. Кто-то предполагает что он действительно вендиго. Он оставляет на своих жертвах ужасные раны, будто нанесенные когтями и таинственно перемещается, будто умеет летать. По версии, которую выдвигает Уортроп - это не когти, а нож, и не полет, а перемещение по угловому сливу здания. В итоге Джон похищает Генри.

“Я очнулся в руках чудовища.
...Я слышал свое дыхание и его дыхание, которое было зловонным, как из могилы…. Язык неуклюже выговаривал самые простые слова, как будто мыслительная часть его мозга атрофировалась за ненадобностью.
… Что-то очень холодное и очень острое надавило мне в мягкое место под ухом. Я почувствовал, как порвалась кожа, и из раны потекла теплая кровь.
- Это будет не очень больно, - пробулькало оно. - Не ошень. Но кровь, будет много крофи… Нас интерешуют глаза… - Оно сделало паузу, восстанавливая дыхание. Разговор его утомлял. У умирающего от голода животного нет лишних сил. … Мои глаза приспособились к свету, и теперь я видел его длинные голые ноги, лежащие по обеим сторонам от моих. Кожа была черной, угольно-черной, и отслаивалась тонкими скручивающимися лоскутами.
… Его лицо было слишком близко, и мой ум не сразу смог приспособиться и оценить увиденное. Картинка поступала отдельными фрагментами. Сначала это были огромные глаза, горящие тошнотворным янтарным цветом, потом слюнявый рот и окровавленный подбородок. Более всего поражала сплющенность этого лица, словно все лицевые кости ушли куда-то в голову. Именно отсутствие рельефа поначалу не позволило мне его распознать - настолько наш облик зависит от костей”.

В тот роковой час на помощь Уиллу пришел доктор Уортроп, и в ходе потасовки, где Уортроп по-прежнему не хочет убивать Джона, Уилл несколько раз ударяет чудовище в грудь, пытаясь добраться до сердца, и тот умирает. Впоследствии Уортроп отрицает показания Уилла (относительно зова ветра и прочих мистификаций связанных с вендиго), называя их всего лишь галлюцинациями (в том числе вызыванными голодом). Поведение самого Джона он не знает как комментировать и объяснять…

Итак. В данном произведении Рик Янси дает право выбора самому читателю: он либо решает что вендиго существует, либо - нет, и Джон Чанлер просто сошел с ума. Либо несчастный подхватил “лихорадку вендиго” (убедил себя в том, что он людоед), либо просто превратился в маньяка убийцу по другим причинам. Выделять особенные характеристик вендиго тут даже и не приходится. Почти все изначальное описание взято из первой рассмотренной книги (“Вендиго” Алджерона Блэквуда). А вот поведение и описание Джона Чанлера лишь частично соответствует поведению вендиго. Например, он говорит о горящих ногах, умеет очень быстро двигаться, прыгать, реагирует на “ветер-зов”. Но, при этом поедает он не тела, а одни сердца, не сразу убивает людей, а похищает их и “разделывает” в своей норе, причем не всех подряд, а важных знакомых и друзей. На мой личный взгляд, у нас тут “гибрид” вендиго, в котором, как не странно, человеческое преобладало. И именно поэтому он получился самый опасный и страшный. Убивал не ради голода, а с извращенными философскими идеями любви. Вендиго-маньяк. Предполагается, что частично образ был взят с маньяка Джека-Потрошителя (который также возможно был врачом, и после убийства изымал часть внутренних органов жертв и уносил с собой).

Часть 3. Образ вендиго в кинематографе и видеоиграх.


Мне бы очень хотелось начать с полнометражных фильмов, но увы, ничего качественного и полезного пока нет, не сняли. Из последних фильмов, которые предполагаются с тематикой вендиго - это "Из тьмы" и "Ночь была темна" (2015 год).

В "Из тьмы" прослеживается тематика злобных фей и “подменыша”, и не ясно почему фильм причислили к вендиго. Во второй картине название “Вендиго” мелькает только один раз, и то, когда главный герой “гуглит” описание чудовища. Если же судить по легендам, а затем и по внешнему виду монстров, это какие-то агрессивные и сверх сильные рептилоиды, которым не понравилось что их лес вырубают, вот они и стали нападать.

Также упоминает фильм "Мертвые птицы" и "Ведьма из Блэр", но в них даже нет прямо звучащих слов (надписей, книг, статей) что в фильме присутствует вендиго.

А в фильме “Вендиго” (2001) упор явно был не на сюжет, проработку персонажей, следование мифам, а на специфичную подачу, из-за которой фильм даже просто сложно и тяжело воспринимать.

Поэтому, я предлагаю сразу перейти к сериалам, где более-менее придерживаются “канона” вендиго.

Сверхъестественное.

В сериале мы имеем дело с "классическим" образом монстра. Обращение происходит после поедания человечины, которая в некоторых культурах считается источником скорости, силы и бессмертия. После некоторого периода времени, человек понемногу изменяется в облике и его начинает мучить постоянный голод. Он поселяется в лесу, находит себе пещеру/логово для жилья (и хранения пленников) и приступает к охоте. В основном охотиться по ночам, но представляет опасность и днем. Очень быстр, имеет острые когти. Если не голоден, то может просто захватить человека и утащить к себе в логово, а позже уже съесть. Умеет очень похоже пародировать человеческий голос (зовущий на помощь), чтобы посеять панику и разбить отряд. Кстати, в сериале кроме огня от вендиго защищают символы «анасази». Как они точно действуют непонятно, но выглядят как круг, который был нарисован на земле вокруг лагеря.

Зачарованные.

По легенде, первым вендиго был смертный, которому изменила любовница. И тогда он вырвал ее сердце и съел его. Как только он это сделал, его собственное сердце превратилось в лед и он стал чудовищем. В сериале вендиго также представляет собой антропоморфное существо с темной шерстью, желтыми глазами и острыми когтями. Нападает чудовище по ночам, стремясь вырвать у жертвы (доброго или влюбленного человека) сердце, питание которыми обеспечивает ему жизнь. “Заражение” (т.е. аналогичное превращение в вендиго) может произойти от простой царапины. Почти сразу человек чувствует небольшое недомогание, у него кружится голова, повышается температура, озноб. Вскоре место царапины покрывается шерстью и человек становится агрессивным. Уже в ближайшую ночь человек окончательно превращается в вендиго, а утром вновь возвращает свой человеческий облик. Интересно, что он все помнит и даже при желании может “вылечиться”. Для этого надо растопить сердце (а по факту убить с помощью огня) того вендиго, который его заразил. В итоге имеем очень интересное обыгрывание идеи влюбленности, связанной с сердцами. У вендиго иногда действительно упоминается наличие ледяного сердца, а вот питание исключительно ими, да еще и взятыми из груди влюбленных людей - необычно и ново.

Ганнибал.

Очень интересный на мой взгляд вендиго в сериале Ганнибал. Тут он представлен не как живое, настоящее существо, которое обитает в Первой или иной реальности и занимается своими делами. Это образ-галлюцинация, которая посещает одного из персонажей сериала - бывшего агента ФБР Уилла Грэма. Таким он видит Ганнибала. И это не случайно. Как наверняка всем известно, Ганнибал был каннибалом, причем, отличающейся изощренной жестокостью, ненасытностью (не может остановиться в убийствах и поедании) и оставляющий за собой “шлейф смерти и разложения”. Прям как наш канонический образ. Визуальный образ вендиго скорее всего был взять с описания писателя и этнолога из народа оджибве Бэзила Джонсона: “Вендиго был исхудавшим до полного истощения, с высохшей кожей, туго обтягивавшей кости. Из-за выпиравших костей, кожи, цветом напоминавшей пепел смерти, и глубоко посаженных впалых глаз вендиго выглядел как костлявый скелет, свежеоткопанный из могилы». Отмечаем совпадение в худобе, но вот цвет кожи для нас является “новинкой”. Кроме того, нельзя не отметить наличие рогов.

На самом деле, рога “всплыли” в теме вендиго еще с самого начала и их можно было бы упомянуть в первой главе. Но это было бы неосторожно. Проблема в том, что в большинстве описаний вендиго (тем более древних) никогда не фигурировали рога. Но если мы воспользуемся заклинанием “Гугл-ищи!”, то получим стопку вендиго с рогами. А порой даже не рогами, а целыми головами и телами оленей.

В сериале “Ганнибал” тема оленей важна сама по себе, она дает некоторые отсылки и позволяет лучше связать некоторых персонажей. А вот в иных случаях уже стоит задуматься, почему к вендиго относят рогатых существ. Тут несколько вариантов. Во-первых, это может быть соединение с Кернунном - кельтским богом леса, который (предположительно) еще олицетворял загробный мир. Второе - слияние с образом Рогатого бога - божества из современной неоязыческой религии викка. Представления о Рогатом боге восходят к сочинениям британского антрополога, археолога и культуролога Маргарет Мюррей. Она считала что Рогатый бог почитался еще в каменном веке и его образ проявился почти в каждой культуре. И именно культ Рогатого бога (в искаженном виде), а не Дьявола, существовал в Средневековье и поддерживался ведьмами и колдунам. На мой взгляд, образ вендиго-оленя у древних народов мог появится, но на основании того, что они охотились на оленей. “Перевертыш” - олень, который тебя кормил, становится твоим убийцей. Круг замыкался. А так, основываясь на той информации, которую мы уже рассмотрели в данной работе, считаю, что вендиго и Рогатые боги (Кернунн и им подобные) совершенно разные существа. Вендиго все-же чаще ниже планки бога (разве что в мифологии индейцев его можно назвать важным духом, да и у Лавкрафта он также представлен как своеобразный бог), в целом, это чаще существо из плоти и крови. Опасное, магическое, но “плотное”. Даже если брать категории “боги”, и вендиго - дух, тогда он явно бы стоял ниже (по-логике) чем бог плодородия или загробного мира. Потому что вендиго отвечает лишь за часть жизненных обстоятельств, которые могут вообще не произойти. Безусловно, у изолированных народов, которые голодают часто, и нет-нет да и полакомятся ближним, вендиго будет более “разрекламирован”, а там где каннибализм случается раз в поколение и не имеет каких-либо сильных негативных последствий - образ вендиго вообще был бы близок к забвению.

Теперь рассмотрим несколько игр. Начнем с “Дожить до рассвета” - консольной игры в жанре интерактивное кино с элементами survival horror.
Зима. Группа молодых людей приезжают в отдаленный особняк в горах, где сталкиваются с опасностью быть съеденными или же убитыми (в ходе убегания от вендиго).

Тут мы встречаемся с достаточно узнаваемым образом монстра. Для большего ознакомления предлагаю посмотреть видеоролик - https://www.youtube.com/watch?v=5Ico7OTDiS0. А следом за ним, вот этот (первые 4 минуты) - https://www.youtube.com/watch?v=TdPBv-e5q-8.

Классика жанра. В голодного человека вселяется дух и он начинает пожирать себе подобных. Убить может только огонь, но и то, убивать не рекомендуется, потому что освободится дух. На мой взгляд, это не совсем логично. Ведь дух вселяется только в тех кто измотан голодом (что в современном мире не такое и частое явление), а вот содержать вендиго постоянно, следить чтобы он не умер и не вырвался из плена - та еще задача. К тому же, такие усилия должны прилагаться, если дух один, а по самой игре мы имеем дело минимум с двумя (одновременными) вендиго (да и в дневнике читаем о “них” - “их загнал в силки”). Значит духов минимум два-три, но скорее всего их очень много. Или же дух умеет сразу контролировать много жертв. А поэтому, замысел не убивать и держать монстров в плену, кажется еще более бессмысленным. В остальном же вендиго игры вполне похож на своих “сородичей” из других произведений. Это человек, который медленно и неуклонно меняется, превращаясь в дикого хищника. Агрессивного, с острыми зубами и когтями, способного быстро перемещать и далеко прыгать. В отличие от достаточно часто встречающихся желтых глаз, у этого вендиго они белые, молочные. И видит вендиго только движущиеся предметы. Тут, я думаю обыгрывается изначальная идея того, что вендиго охотники и специально доводят жертву до паники и бегства. Также упоминается умение подражать человеку. Вновь появилась защита (не действует внутри помещений) - связки трав и перьев, тотемы.

И, конечно, лучший способ убить или прогнать - использовать огонь (огнемет, ракетница). Уже третий вендиго (после Зачарованных и Сверхъестественного) страдает от ракетницы. В крайнем случае можно использовать дробовик или подобное оружие, но оно может дать фору лишь на несколько секунд, чтобы добежать до укрытия.

В игре World of Warcraft, вендиго выступают в роли достаточно слабого противника, которого легко может победить даже самый начинающих маг-игрок.

Мы отошли от идеи изящного охотника, который таиться в темноте или снежной буре. Данный вендиго - снежный монстр, который прет напролом. Он не обладает магическими силами и использует только физическую. Есть ли у него уязвимость к огню - не известно, кажется, ему любая атака будет уносить примерно одинаковый урон. В энциклопедии мира о нем пишут: “Вендиго Нордскола обитают в костях замусоренной пещеры и выходят на улицу только на охоту. Они свирепы и агрессивно защищают свои логовища, продукты питания и молодых вендиго от любых возможных угроз”.
Посмотреть охоту гнома на вендиго можно тут: https://www.youtube.com/watch?v=bLUYP1kQpYE

В заключение хочется упомянуть о Вендиго из вселенной Марвел.

Вендиго не представляется самостоятельным персонажем - это проклятие созданное Северными Богами, которое поражает людей, если они поедают себе подобных. Человек под "проклятием" превращается в невероятно сильного, крупного монстра, покрытого мехом и почти неуязвимого (с отличной регенерацией). Проклятье вендиго можно снять (например с помощью шаманов). Халк какое-то время был вендиго и назывался Вендихалк. Вендиго составляют злодейские группировки, которые в мирное время ведут себя относительно спокойно. Интересно, что если вырвать сердце вендиго и съесть его, то тоже станешь вендиго.

Вендиго частенько появлялись в мультсериалах этой вселенной: "Росомаха и Люди Икс", "Невероятный Халке", "Мстители, общий сбор!", "Халк и Агенты СМЭШ". Каждый раз внешность и способности чудовищ немного меняются (появляются и исчезают рога (+ их форма и длина), свечение из глаз, изменяются пропорции тела, появляется хвост.

Тут образ вендиго немного сумбурен и подогнан под реалии вселенной. Это существо с намеком на разумность, способное хорошо драться и представляющее оппозицию для героев (положительных персонажей).

Часть 4. Анализ опасности существа и способы борьбы.

Теперь окинем всех рассмотренных вендиго пристальным взглядом и выявим их особенности, позволяющие выяснить уровень опасности и способы противостояния.

Конечно, правильней рассматривать каждое существо в отдельности. Решать где его слабые стороны и сильные, на какой территории с ним лучше бороться, какие у него магические силы, есть ли у него сопротивляемости (получают слабый урон от определенных стихий, заклинаний, оружия) и т.д. Но такую роскошь себе может позволить маг, который отправляется в конкретный мир и может подготовиться. А если ты каким-то вдруг образом оказался в незнакомом мире и встретил существо, которое называется вендиго, либо на него похоже? Логично противостоять ему так, как бы противостоял его аналогам в других мирах. Опять же, в нашем мире (Аргемона) также может появится вендиго (подробней я разбираю этот вопрос в пятой главе), а учитывая уровень его опасности и некоторые нюансы, промедление и ошибки могут стоить жизни. Поэтому, я предлагаю оставить конкретику путешественниками и другим исследователям, а в данной работе рассмотреть общие критерии опасности и составить небольшой ТБ относительно встречи с вендиго.

Вначале разберемся с местностью. Где можно встретить вендиго?
Где угодно. Они могут жить в пещерах и бродить неподалеку или же перемещаться по всему лесу. В случае Зачарованных, вендиго скрываются под дневной маской человека, а значит могут поселиться в пустынях, тропиках, горах, да и собственном в твоем собственном доме. А значит, надо быть готовым увидеть его везде.

Что следует сделать первым, если увидел вендиго?
Надо обезопасить себя и окружающих. Тут же сообщить им о вендиго, если они не знают кто это такой, в сжатой форме предупредить о крайней опасности и жестокости существа, а также о том, что оно скорее всего боится огня. Накрыть себя и группу защитным куполом. По возможности окружить огненным кольцом. Зачем огонь, если есть купол? Огонь отгоняет вендиго, а купол он может не увидеть, не почувствовать и совершить атаку. Через купол не пройдет, но напугает и “шороху” наведет.

Что делать, если вендиго рядом?
Не пытаться убежать “сломя голову”. Почти все вендиго, кроме редких экземпляров, бегают очень быстро. А прыгают и вовсе дальше и выше. Тем более, если вендиго тебя не заметил, ты можешь тихо ускользнуть от него и спастись. Убегая, ты точно наведешь шума. Нельзя поворачиваться к нему спиной, если он рядом и в пределах видимости. Надо стараться отходить “задом”, но поглядывать куда наступаешь, чтобы не упасть и не наступить на “шумную” вещь. Если вендиго загнал тебя в угол, то, успешней всего накрыть себя защитным щитом, либо же вообще с ним передвигаться, чтобы не допустить инфицирования (укуса, царапины и тем более физических травм, т.к. у вендиго острые когти и зубы). Пытаться под защитой щита уйти в безопасное место или же на такое расстояние, чтобы можно было трансгрессировать. Кстати, если с собой амулет перемещения, то сразу пользоваться им, не раздумывая.

Какие заклинания можно использовать против вендиго?
Для атаки подойдут все огненные заклинания средней мощности. Не надо пытаться зажарить вендиго, будто он шашлык. Во-первых, ты не знаешь что это за существо. Может это твой друг или просто человек, у которого есть шанс вернуть прежнее обличье, а ты его убьешь.

Можно ли использовать шаманские столбы, пучки трав (даже зная их точный рецепт), символы «анасази» и прочие отпугивающие средства из разных реальностей?
Нет. Они могут в той реальности с теми вендиго работать, а не тут и с этими. Допускаю, что можно в “тех” реальностях самим выпилить столбы шаманов, носить травы и прочее, но, лучше уже тогда делать более-менее универсальную защиту. Тот же щит, который будет создаваться кристаллами, а не через волшебную палочку/посох. Или через заклинание, но чтобы действовал долго и был достаточно мощный. Так защитишься не только от теоретического вендиго (а идти в логово вендиго, где он точно нападает - смерти подобно), но и от простых диких животных, которые, порой тоже не прочь позавтракать людьми.

Общие правила.
Не поддаваться панике. Помнить что вендиго может имитировать человеческий голос. В ближнем бою не полагаться на холодное оружие, так как шкура у вендиго очень толстая и ранить его будет сложно. На дальней и средней дистанции не использовать пистолеты и ружья. Это только ухудшит ситуацию. Ты либо убьешь вендиго (особенно сигнальным пистолетом), либо покалечишь (а то и другое нежелательно), либо привлечешь внимание (хотя мог тихо скрыться). Всеми силами надо пытаться избежать открытого боя и как можно скорей покидать опасную зону. Затем предупредить об опасности, описав внешность существа и повадки (чтобы было легче идентифицировать конкретный вид).

В других мирах с вендиго поступают жестче. Его стараются убить потому что согласно поверьям, покалеченный тобой монстр начнет преследовать тебя, даже если ты сбежишь на другой край света. Считается, что кроме огня, на вендиго “отпугивающе” действует серебро, и если уж нападать, то лучше серебряным оружием (или с дробовиком). Чтобы вендиго не ожил (вероятно и такое может быть), его тело разрубают на несколько частей, засыпают солью и хоронят далеко друг от друга в освященной земле. Либо прокалывают сердце чем-то серебряным, голову отрезают, а затем все сжигают, а пепел развеивают. На мой взгляд, ритуал погребения слишком похож на избавление от вампиров. И тогда же, по логике, и святая вода должна действовать на некоторых вендиго, а об этом ничего не упоминается. Возможно, ритуалы похожи, потому что в вендиго и в вампирах подразумевается одинаковая сила (близкая к миру мертвых), дающая оживление, магические способности и голод.

Часть 5. Возможность существования вендиго в мире Аргемона.

Учитывая тесную связь Аргемоны со многими мирами, можно утверждать, что существование вендиго в мире Аргемона вполне допускается.

Каким образом вендиго может оказаться в мире Аргемона? В принципе может сработать любой способ “превращения в вендиго” из приведенных мной в первой главе. Другое дело что они практически не выполнимы. У нас никто никого не держит голодным (по крайне-мере до такой степени, что согласен пожертвовать близким (и дальним) своим, лишь бы самому не умереть. А значит и проклятье “вкусившего человечину” не появится. А это самый популярный и распространенный способ стать вендиго. Через чрезмерное увлечение темной магией заразиться тоже не получиться, потому что занятие черной магией у нас под строгим запретом. Плюс, есть у меня предположение, что разовое занятие темной магией и может пройти незаметно, но постоянные, скорее всего многолетние практики, дадут мощный негативный магический фон, который будет сильно заметен, особенно опытными магами (которых в Аргемоне в достаточном количестве). Во-вторых, скорее всего не получится долго держать в тайне обучение темным искусствам. Все равно оно “выплывает”. Кто-то увидел твой блокнот с черными котятами и черепами, кто-то слышал как ты дурным голосом что-то распевал, а кто-то наткнулся на пентаграмму под твоим прикроватным ковриком. Ну, конечно, это утрированно. Но. В пример можно привести Хогвартс и Тома Реддла. Откуда он черпал свои знания? Из книг и общения с другими учениками. Порой и учителями. У нас нет запрещенной литературы с описанием кровожадных ритуалов и прочего. Другое дело, станут ли преподаватели тем ценным источником? Ну, это уже предугадать невозможно. Под маской темного мага может проникнуть и просто какой-то гость, наметивший пойти в преподаватели или ученики, но таких людей как правило очень быстро “выводят на чистую воду” и им перекрывают доступ к миру. Конечно, можно еще ходить куда-то, в другие миры, чтобы обучаться там. Но, тогда можно будет обратить внимание на самом ученика/преподавателя. Особенно если он раньше был активный, оптимистичный, открытый, а затем стал замкнутым, скрытным, возможно агрессивным. Можно обратить внимание на косвенные вещи, например, является ли человек жестоким и проявлял ли он свою жестокость (словесно или в поступках), применял ли он близкие к запрещенным заклятия, есть ли у него в работах или в интересах нечто подозрительное, темное, настораживающее. Но опять же, это лишь маркеры. Злобным и закрытым можно стать по еще сотне причин, а не потому что увлекся темной магией. По случайной же причине может внезапно “переклинить” и захотеться сидеть голодным, а потом съесть товарища. Или встретиться с духом леса (каким конкретно еще надо найти, не все же связаны с вендиго) и отдать душу. Это именно непродуманные и спонтанные желания. Непредсказуемые. Они могут быть, да, но шанс совсем маленький. Другое дело, что будучи в параллельном мире, мага укусит вендиго и тот вернется в Аргемону “обращенным”. Тогда придется изолировать несчастного и думать как его расколдовать. Причем хорошо, если он сознается, а не испугается, утаит, а потом еще кого-то покусает или убьет.

В целом же, я почти не вижу шансов того, что в к нам проникнет вендиго (в любом виде и по любой причине). И они нам не нужны. Очевидно это очень опасные существа, содержание которых связано с неудобством (где брать людские сердца и прочее?) и огромным риском (вплоть до обращения/смерти магов).

Заключение.

Вот и подошла к концу моя четвертая, последняя (в рамках обучения в Вузе) работа по предмету Свободное исследование. Я осознаю что решила взять достаточно острую и деликатную тему, которая вполне может показаться кому-то излишне жестокой и кровожадной. Но хочу отметить, что мы, маги, должны понимать и принимать необходимость того, что не все магические существа белые и пушистые. Есть много темных существ, духов, нежити, нечисти, и прочих, что будут нам сильно неприятны и которых мы, возможно, будет психологически избегать и бояться. Но всегда надо смотреть страху в глаза. Гарри Поттер встречался с инферналами - оживленными с помощью темной магии существами. Очень жуткими созданиями, перво-наперво потому, что они связаны со смертью. Которая уже произошла. Но вот, скрывается не под метром земли и не развеяна по ветру, а ползет тебе навстречу. Но знания о вендиго ведь связаны не только со смертью, но и с жизнью, то есть тем, за что в итоге борются светлые маги. Это жизнь тех, кто оказался в плену вендиго и кого надо освободить. Кто пал жертвой его проклятия. Кто подвергается его террору.

Вендиго - страшное и опасное существо, но, надеюсь, в своей работе мне удалось рассказать достаточно, чтобы страх и трепет перед ним успокоился, и вместо них появился холодный расчет и четкое понимание чего ждать и как следует действовать.

Список используемых ресурсов.