Свободное исследование

Виар
Пилвилинн (4 курс Вуза)

Многослойность зрения

Эпиграфом этого исследования можно взять слова "Часто в мозгу представляются цвета, не существующие вне нас, например, если взглянуть на солнце и закрыть глаза", написанные Михайло Васильевичем Ломоносовым в 1756 году.

Содержание:
Введение
1. Фосфены
2. Зрительный тракт и его девиации
3. Многослойность зрения и адекватность восприятия
Заключение

Введение

Многие в обыденной жизни не замечают, что видим мы на самом деле гораздо более того, что мы видим. На очевидные воспринимаемые зрением образы накладывается много слоёв видения того, что не существует вне нас. По большей части это шумы, дефекты и сбои в разных местах очень сложно устроенного зрительного тракта.
С точки зрения волшебника (или, к примеру, шамана) эта многослойность зрения есть не что-то мешающее правильному функционированию в реальной жизни, а ещё один инструмент исследования Мира во всей его многослойности.

1. Фосфены

Для большой части такого рода видений существует специальный термин "фосфены". Это от греческих φῶς (свет) и φαίνω (демонстрирую). В узком смысле под фосфенами понимают кажущиеся цветовые пятна, возникающие в поле зрения (в том числе закрытых глаз) при внешнем физическом воздействии. Например, если на глаз нажать. Или от пролёта через глаз проникающей радиации (это актуально для космонавтов). В широком же смысле фосфены — это любые воспринимаемые зрением кажущиеся световыми объекты, к возникновению которых свет не имеет никакого отношения. Примерно в том же значении используются термины "фотопсии" и "фотизмы".
И хотя всё то, о чём пойдёт речь далее, мы видим постоянно, как бы наложенным на визуальный образ окружающего мира, мы привыкли абстрагироваться от этих зрительных шумов. Причём это происходит не только на уровне подсознания, но даже и на более глубоких уровнях работы организма. Поэтому заставить себя сознательно заметить некоторые из фосфенов и родственных им явлений бывает сложно. Настоящее исследование представляет собой цикл экспериментов такого рода.
Мы не будем нажимать на глаза или совершать ещё что-то потенциально опасное. При выполнении любых экспериментов, касающихся многослойности реальности, ни в коем случае не следует быть в одурманенном состоянии (под действием алкоголя или иных воздействующих на психику препаратов; а также вызванном болезнью или переутомлением). Это касается даже таких безобидных опытов, как исследование собственного зрения.
Начнём мы с самого простого: эффекты "усталости" светочувствительных клеток сетчатки глаза (колбочек), иногда называемые инверсными цветовыми пятнами. Именно о них говорится в цитате-эпиграфе. Определённые вещества (светочувствительные пигменты) в колбочках под действием света изменяются, что, собственно, и запускает процесс формирования изображения в зрительном тракте. И пока эти вещества не восстановятся, клетка лишается способности чувствовать свет, что по контрасту с соседними клетками может восприниматься как цвет, дополнительный к вызвавшему "усталость".
Этот эффект хорошо известен, он используется в занимательных картинках из раздела "обман зрения", две из которых здесь приведены. В первой надо долго (секунд тридцать) смотреть на четыре точки в центре изображения, а потом перевести взгляд на любую однотонную поверхность.

Во второй надо смотреть на чёрную точку, а потом перевести взгляд на белую (и, что любопытно, никому не удаётся удержать появившееся изображение неподвижным).

После долгого созерцания первой картинки можно просто закрыть глаза: создаваемый инверсными цветовыми пятнами образ будет какое-то время виден на фоне проникающего через веки света, либо на тёмном фоне, если мы дополнительно закроем глаза ладонями или ещё чем-то.
Очевидно, что такие инверсные картины возникают и при любом закрытии глаз, не обязательно после долгого созерцания специального изображения. Просто они гораздо менее контрастны и гораздо сильнее размыты. Тем не менее, попробуем, закрыв глаза в обычных условиях, обнаружить фосфены этого типа. Если нам это удастся, то мы столкнёмся с другой проблемой: разного рода пятен там окажется много, и не так-то легко обнаружить именно интересующие нас инверсные. Помогут две их отличительные особенности: во-первых, они следуют за движением глаз; а во-вторых, с течением времени постепенно исчезают. Об остальных цветовых эффектах мы поговорим ниже.
Самый интересный вариант инверсных фосфенов возникает, если вы долго смотрите из тёмной комнаты в окно, за которым светло, или через дверь в ярко освещённое соседнее помещение. Тогда после закрытия глаз (обычно через несколько секунд) перед глазами возникает образ какого-то словно бы другого мира. Там может быть небо, но не голубое, облака, деревья, силуэты домов или ещё что-то, но всё совершенно не того цвета. Некоторые писатели использовали этот эффект для перемещения своих героев в иную реальность.

Следующей по доступности наблюдения и известности формой визуальных шумов являются так называемые "стеклянные червячки", "мушки", "нити" и тому подобное. У людей здоровых после больших нагрузок, а у людей тучных, или истощённых, или страдающих некоторыми заболеваниями довольно часто перед глазами словно бы плавают прозрачные нитевидные образования (разных форм). Они отлично видны и с открытыми глазами, при движении глаз перемещаются в поле зрения. Через некоторое время (несколько часов, дней, а то и недель) они обычно исчезают. Раньше считалось, что возникают эти "стеклистые червячки" при разрывах микроскопических капилляров, питающих клетки сетчатки глаза. Но сейчас известно, что большинство из них — результат временного расслоения стекловидного тела глаза или помутнения его волокон (myodesopsia).

Возможно, этот визуальный эффект нам не удастся наблюдать именно сейчас, во время наших экспериментов (разумеется, никогда не следует пытаться вызвать эти "червячки" искусственно). Но мы можем вспомнить либо как раньше их видели, либо их описания в художественной литературе. Вот пример:
"– Скажи, в бытность твою главным городским судьёй в Хорезме не приходилось ли тебе приговаривать кого-либо к повешению?
Эти слова упали на голову Агабека, как хорошая дубина, обмотанная тряпьём, – мягко, но оглушающе. Недоверчивая усмешка вмиг исчезла с его лица: он боязливо оглянулся в темноту, которая сразу стала для него живой, таинственной, глубокой и зловещей.
– Приходилось, конечно. По службе…
– Вот видишь! Но заказывал ли ты, по крайней мере, заупокойные молитвы по этим людям?
– Заупокойные молитвы?.. Такое дело было бы слишком разорительным для меня. В Хорезме ловят столько разных злоумышленников!
– Вот поэтому невидимые к тебе и пристают.
– Откуда ты знаешь, что они ко мне пристают?
– Потому что они могут быть всё-таки слегка видимы для изощрённого зрения. Чуть-чуть, едва приметно… так, что-то вроде стеклистых червячков, плавающих в воздухе. Я давно их замечал над тобою. Да ты, вероятно, и сам их видел не раз, только не знал, кто они.
Так как Агабек был весьма толст и грузен, то, конечно, часто видел как бы плавающих перед глазами в воздухе стеклистых червячков, особенно когда приходилось ему нагибаться и снова выпрямлять спину.
– Да, видел… Но я полагал, что это от излишней крови.
– Если бы это происходило от излишней крови, тогда бы они представлялись тебе красными, ты же видишь их прозрачными, как бы бесплотными, – рассудительно ответил Ходжа Насреддин".
Леонид Васильевич Соловьёв (1906-1962), "Повесть о Ходже Насреддине" (книга вторая "Очарованный принц", 1954).

Эти два вида фосфенов мы поставили в нашем исследовании на первое место, потому что их достаточно легко видеть с открытыми глазами, и известно, что они накладываются на воспринимаемую нашим зрением картину, даже когда мы не обращаем на них внимания.

2. Зрительный тракт и его девиации

Если пробыть с закрытыми глазами достаточно долго, чтобы цветовая усталость завершилась, мы начинаем видеть множество других фосфенов разного уровня. Собственно, мы начинаем не видеть их, а только обращать на них внимание, потому что нас не отвлекают другие, как правило, более яркие зрительные образы.
К этому моменту экспериментирования мы уже обратили внимание, что там сложная смесь эффектов разной природы и разного уровня. Попробуем разделить их и понаблюдать более или менее раздельно. Выделять уровни будем в порядке следования элементов зрительного тракта.

Начнём с шумов сетчатки глаза. Закрыв глаза (без надавливания и напряжения, но, возможно, дополнительно защитив их от внешнего света) и немного подождав, мы можем заметить, что у постепенно исчезающих инверсных фосфенов, геометрического шума (о котором ниже) и прочих эффектов есть некоторый общий фон. Мне он представляется как постоянно сыплющийся мелкий песок, другие ассоциируют его с экраном неисправного телевизора или расходящимися на поверхности воды волнами. В любом случае, это что-то неопределённое, находящееся в постоянном мелком изменении. Технически это проявление идущих в сетчатке глаза микроскопических процессов, циклических, но имеющих у каждой клетки свой период. Это именно шум, но, что любопытно, не "белый", а классический пример того, что специалисты по теории информации называют "серым" шумом.
В том, чтобы выделить этот фон, шум сетчатки, главную трудность составляло отвлечение внимания от гораздо более занимательных и заметных следующих уровней шума. И в первую очередь это был так называемый геометрический шум.
Стоит нам, закрыв глаза, заняться рассматриванием того, что мы там видим, так сразу появляются разнообразные и довольно быстро меняющиеся геометрические образы. Это могут быть просто цветовые пятна, а могут быть и сложные многоцветные узоры, подобные наблюдаемым в калейдоскопе, или даже трёхмерные. Бывает, что эти геометрические образы становятся тем сложнее и разнообразнее, чем больше внимания мы им уделяем.
Физическая причина их возникновения следующая. Уже в глубинных слоях сетчатки начинается обработка поступающей визуальной информации. В частности, там определяются цветовые контрасты, в том числе контуры и градиенты, а также углы. Часть информации, идущей от глаза в мозг, представляет собой не "растровую графику" реакции палочек и колбочек на свет, а "векторную графику" уже распознанных фрагментов границ созерцаемых фигур.
Неудивительно, что шум, возникающий в этой части зрительного тракта, расшифровывается мозгом как видение геометрических фигур. В обычных условиях шум этот невелик. Научившись выделять его с закрытыми глазами, мы попробуем найти его и на обычной видимой картине при открытых на свету глазах.
Однако именно этот геометрический шум эффективно усиливается под воздействием электричества или пролетающих заряженных частиц. Вот пример: художник Сергей Шутов организовал выставку картин, изображающих наблюдаемые добровольцами фосфены, усиленные электростимуляцией.

Видит геометрические шумы, как мы уже говорили, мозг. Отвечающие за зрение его структуры обладают важной способностью восстанавливать недостающее изображение по имеющимся его фрагментам. На этом тоже основано большое количество так называемых "обманов зрения". Вот два примера.
Зритель легко поймёт, о чём именно мечтает мальчик на картине "Мечты" художника Дональда Раста (Donald Rust).

Или определит, какое лицо сердитое, а какое спокойное (тут надо смотреть то вблизи, то вдали; а если есть очки — то в них, то без них).

Из этой части нашего эксперимента понятно, во-первых, как из поступающей от глаза шумовой информации о границах и углах мозг складывает эффектные движущиеся геометрические образы. И, во-вторых, что эти образы могут сложиться и во что-то более осмысленное, нежели просто геометрия. Тут мы подошли вплотную к следующему, последнему в рамках нашего исследования уровню многослойности зрения. Однако сначала заметим, что неудивительно, что исследованиями геометрических фосфенов интересуются и учёные, и писатели-фантасты, и лжеучёные-эзотерики.
Итак, последний уровень шумов зрительного тракта. Мы все, разумеется, и раньше знали, а сейчас на опыте лишний раз убедились, что видит человек не глазами, а мозгом. Поэтому последний уровень визуальных девиаций — это хорошо многим знакомое мысленное зрение.

Проделаем такой опыт. Закроем глаза и представим себе кошку. Постараемся удержать этот образ "перед глазами" как можно дольше. И понаблюдаем, что делает кошка и что с нею происходит. Во-первых, мы скоро убедимся, что удержать мысленный образ не так-то просто (если нет опыта занятий чем-то подобным). И во-вторых, хотя до какой-то степени образом можно сознательно командовать (например, я хочу, чтобы кошка села и принялась умываться), что-то в "поведении" кошки остаётся вне нашего контроля.
Оба этих обстоятельства показывают нам, что такого рода мысленные картинки мы справедливо отнесли к категории шумов зрительного тракта. Одним краем мыслеобразы касаются зрения, коль скоро мы их именно видим. Однако другим краем они уходят в мыслительную деятельность вообще, и тем самым уходят за рамки темы настоящего исследования.
В завершение эксперимента убеждаемся, что и зрительные мыслеобразы так же наложены и на наше обычное зрение, как и ранее рассмотренные фосфены. Как правило, мы не замечаем их, либо автоматически разделяем в сознании то, что мы "на самом деле" видим, и то, что мы видим "внутренним взором". Однако всегда ли это так? Не вспомнит ли каждый из личного жизненного опыта случаев, когда отчётливо и осознанно видел нечто, что, как становилось ясно впоследствии, не существовало, а лишь "привиделось"? Если не вспомнит из личного опыта, то уж в художественной литературе найдёт при желании сотни примеров.
Поэтому возникает вопрос о соотношении (положительном и отрицательном влиянии) рассмотренных аспектов многослойности зрения и адекватности восприятия мира человеком.

3. Многослойность зрения и адекватность восприятия

Как можно видеть хотя бы по приведённым в данной работе иллюстрациям, рассмотренные особенности нашего зрения активно используются для создания так называемых "обманов зрения".
В повседневной жизни почти любой обман — это плохо. Если водитель транспортного средства из-за вполне объективных, но не учитываемых им причин неверно оценивает расстояние до пешехода, то это может окончиться трагически. Однако тот же эффект ошибки распознавания геометрических параметров может быть использован и в развлекательных целях. Вот пример такого туристического аттракциона:

Знание и умелое использование девиаций зрительного тракта лежит в основе искусства иллюзионистов, а также в основе механизма многих театральных чудес. Однако то же самое искусство обмана зрения могут использовать и мошенники для совершения преступных действий.
Особо отметим один вид искусства, популярный последнее время, целиком построенный на механизмах обмана зрения. Начиная от такого элементарно простого, но действенного:

Мы видели, что некоторые причины неправильного визуального восприятия лежат в области физики. Много интересных возможностей это даёт фотографии. Хотя и здесь "обман" появляется только потому, что мы видим не глазами, а мозгом:

Некоторые формы обманно-визуального искусства требуют математически-тщательного расчёта вносимых перспективой искажений и других факторов восприятия. Но результат может получиться поразительный:

А может получиться и подлинное произведение искусства. Присмотритесь к сложному рельефу горы на заднем плане. Кого вы там видите?

Не только человеческий мир в положительном и отрицательном направлениях использует особенности и девиации зрительного восприятия. На них, к примеру, основано много механизмов мимикрии, позволяющей хищникам эффективнее убивать жертву, а жертве надёжнее скрываться от хищников.

И в нашей специфической области, связанной с магией, понимание многослойности зрения нужно не только в рамках работы с многослойностью мира. Так, без учёта в том числе и изученных в данном исследовании эффектов нельзя разбираться с такими вещами, как призраки и им подобное.

Во всех рассмотренных выше случаях мы видели, что наличие в зрительном тракте шумов разного уровня может помешать адекватности восприятия реального мира, вплоть до трагического исхода. Но знание и умелое использование этих аспектов открывают возможности широкого позитивного творества.
И последнее. Какое же отношение многослойность зрения имеет к многослойности реального мира? В рамках данного исследования нас интересуют два таких отношения.
Во-первых, мы убедились, что не всё, что мы видим, в равной степени реально. Вспомнив предыдущее исследование в рамках общей темы "Многослойность мира", мы понимаем, что применять критерии реальности надо и к тому, что мы, казалось бы, видим воочию. Мы никогда не можем сказать "я верю своим глазам!", потому что мы видим не глазами, а мозгом. А восприятие мира мозгом, как мы знаем, зависит от его состояния, и потому многослойно.
Во-вторых, многослойность зрения открывает перед нами любопытную возможность "хотя бы одним глазком" заглянуть в некоторые иные слои нашей реальности, всего лишь только изменив точку нашего зрения в богатой многослойности зрительного восприятия. Но это уже тема для следующего исследования.

Заключение

Зрение даёт порядка 80% информации, получаемой человеком из окружающего мира.
В настоящем исследовании мы хотели показать, что эта информация вовсе не вся относится к объективному физическому плану нашей реальности. Что к ней примешиваются эффекты как субъективно-психологические, так и иные, которые могут быть даже искусственно созданы.
Итак, зрение наше многослойно.
И волшебник может использовать знание этого для достижения многих добрых и удивительных результатов.

Источники:
http://humbio.ru/humbio/physiology/000486cd.htm (и другие в том же разделе)
http://han-samoilenko.narod.ru/questions/human/022.htm
http://traditio-ru.org/wiki/Фосфены
http://coma.su/content/view/230/29
http://fizportal.ru/qualitative-509
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/108420/Фосфены
http://watta.ru/novosti/fosfenyi-zagadochnyie-vspyishki-pri-zakryityih-glazah.html
http://medmore.ru/medical.php?id=2542
http://safmuseum.org/exhibitions/42/ (это выставка Сергея Шутова, 2011)
http://pulse.webservis.ru/Science/Psi/Fosfen/index.html (тут лженаука)
http://galactic.org.ua/Xomo/v1.htm
http://webhost.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/99990201_West_soc_2009_2(14)/21.pdf