Учения о стихиях

Рубрика: Магомир


Приветствую вас, читатели! Рад, что мне удалось завладеть вашим вниманием снова. В прошлый раз разговор о Магии Стихий носил общий, ознакомительный характер. Сегодня же мы поговорим о чём-то более конкретном, а именно об учениях, существующих в рамках нашей темы.

Существует несколько учений, в рамках которых было разработано понятие стихий. Начнём мы, пожалуй, с учения о стихиях периода античности. Это время великих древнегреческих философов и расцвета философии в Греции вообще. Отдельно стоит сказать о том, что такое натурфилософия, иначе может возникнуть недопонимание. Натурфилософия — это определённое течение, особая философия, целостная система самых общих законов естествознания. Она возникла в результате попыток отыскать «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений.

Как вы уже поняли, поскольку стихии — часть природы, о чём мы говорили в прошлый раз, то натурфилософия касается вопросов об их природе. Более того, так как одно из определений стихий называет их основами мира, то можно догадаться, что античные философы занимались этим вопросом. В первую очередь они обращали внимание на природу, на то, как устроен мир, пытаясь по-своему, со своей точки зрения, дать объяснения тем или иным явлениям. Именно философское мышление впервые отвернуло греков от многобожья и позволило взглянуть на природу вокруг не как результат деятельности богов, а как нечто естественное, существующее само по себе, вне власти божественной силы и человека. Стихии в философии называются часто первоэлементами или просто элементами.

Первый, кто занялся разработкой вопроса о четырёх стихиях, был Эмпдокл. Он считал, что элементы материальны, а также наделены свойствами филии и фобии, иными словами — любви и вражды. Причиной прихода в движение материи он называл эти две противоположности, считая, что они присущи всем без исключения телам. После Эмпедокла развивать мысль о четырёх стихиях стали Платон и Аристотель, выдающиеся мыслители своего времени. Платон впервые заговорил о том, что элементы, представляющие собой проявления первичной материи, обладают способностью взаимопревращения. Стоит отметить, что в античности чаще говорили о том, что существует одна первооснова, из которой уже возникли стихии, и лишь позднее стали говорить о нескольких стихиях как равноценных началах и основах мира.

Гераклит утверждал, что первоэлементом является огонь. Фалес же считал, что первоосновой является вода. Анаксимен называл в качестве первоэлемента воздух, а Анаксимандр — апейрон, то есть некое неопределённое, беспредельное и бесконечное вещество. В противовес перечисленным философам, Демокрит впервые заговорил об атомах, называя их первоосновой всего. Впервые именно этот философ выдвинул идею множества первоначал, чего не было до него.

Аристотель в своей философии выделял пять элементов — землю, огонь, воду, воздух и эфир. Эфир также называется квинтэссенцией, являя собой начало движения. Он считал, что каждый элемент — это одно из состояний единой первоматерии, сочетание определённых качеств, а именно тепла, холода, влажности и сухости. Тепло и сухость в совокупности давали огонь, тепло и влажность — воздух, холод и влажность — воду, холод и сухость — землю.



Аристотель выдвинул интересное предположение. Он считал, что вокруг центра Земли, которая в то время считалась Вселенной, располагаются последовательно сферы четырёх элементов, начиная от самого тяжёлого и заканчивая самым лёгким: земля, вода, воздух и огонь.



Иное представление об элементах сложилось в философии Индии. Здесь первоэлементов пять: вода, огонь, земля, воздух и дух, они заключены в нижних пяти чакрах человеческого тела. Изображались первоэлементы на конце пятиконечной звезды, где каждый элемент имел в обозначении цвет и форму — воздух (синий круг), земля (жёлтый квадрат), огонь (красный треугольник), вода (полумесяц), дух (чёрная овальная форма).



В Китае также сложилось своё представление о первоэлементах. Как и в индуизме, здесь возникло представление о пяти элементах. Однако взгляд китайцев существенно отличается от предыдущих учений. У-син — это категория китайской мифологии, являющаяся одной из основных. Пять стихий — вода, огонь, земля, металл и дерево. Появляются металл и дерево как стихии, чего не было в предыдущих учениях. И не определяется как стихия воздух. Все элементы характеризуют состояние и взаимосвязь предметов и явлений, которые существуют в мире. Для понимания этой идеи необходимо вникнуть в её суть. Пяти элементам присущи два основных взаимодействия, обладающих цикличностью: взаимопорождение и взаимопреодоление.

В чём заключается взаимопорождение? Всё просто: дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, и никак иначе. Что же тогда такое взаимопреодоление? Взаимопреодоление — это взаимодействие элементов посредством борьбы. В этом случае дерево побеждает землю, земля побеждает воду, вода побеждает огонь, огонь побеждает металл, металл побеждает дерево. То есть все элементы имеют слабость перед каким-то другим. Концепция У-син легла в основу многих боевых искусств, фен-шуя и нумерологии в Китае. Основную её суть можно передать посредством следующей пентаграммы:



Говоря об учениях, касающихся стихий, важно и упомянуть алхимию. Алхимия — это наука, являющаяся особой областью натурфилософии, базу которой составляет теория о том, что в основе всего лежат четыре элемента, и именно из них можно создавать новые вещества. Об алхимии стоит поговорить отдельно и уделить ей больше внимания, и этим мы займёмся в другой раз.

Благодарю за внимание!

В чём суть магии стихий, рассказывается здесь.

3
3833
1
Morohir Daenis | 05.12.2015

14.12.2015 | Фиби Холливал

лекции через Агору?)

15.12.2015 | Morohir

Ну, практически) Когда-то это была задумка спецкурса или предмета, но не сложилось) И я решил нести знания в массы таким путём)

21.12.2015 | Julia

Комментарий от Дарка:

Тут как бы понемногу обо всём, а хотелось бы о чём-то одном, но с подробностями. Иллюстрации хорошо бы унифицировать. А то какие-то маленькие, а какие-то громаднющие. Мне это затрудняет восприятие. Я начинаю ранжировать по размеру.



забыли пароль?

Авторизация



забыли пароль?

Самое популярное

Вакансии

В «Агору» требуются:
— журналисты;
— корректоры;
— PR-агент.
По вопросам трудоустройства обращайтесь к Главному редактору.

Поиск по статьям



Пометка

Мнение журналистов может не совпадать с мнением редакции