Баухаус и магия

Рубрика: Занимательное


В 2019 году исполнилось сто лет одному из ярких явлений начала ХХ века, оказавшему влияние на развитие архитектуры и дизайна в мире и продолжающему диктовать свои правила до нашего времени не только в реальном мире, но и в магическом. Немецкая школа архитектуры и дизайна открылась в 1919 году сначала как школа строительства и художественного конструирования. Школе как явлению свойственна простота концепции и ясность мысли. Многие маги видят в её творениях потрясающий материал для вдохновения. Идеологией стиля стали три понятия — практичность, экономичность, функциональность.

Концепция «Баухауса» оказалась тем краеугольным камнем, на котором основывается влияние школы на современный дизайн, под которым надо понимать искусство создания предметов быта и интерьера, компьютерную графику. Можно рассмотреть два аспекта влияния — идеологический и пространственно-временной.

С идеологической точки зрения можно выделить три базовых идеи «Баухауса».
Первое: дизайн — это ремесло, а не искусство. Это можно отнести и к магии как к профессии, пишу, как учащийся профиля Практик.
Второе: цвет определяет восприятие.
Третье: утилитарность и эргономичная организация пространства, объекта, идеи важнее декора. Это важно и для зелья, и для амулета, и для заклинания.

Основатель направления, Вальтер Гропиус, воспринявший профессиональные традиции ранних немецких ремесленных гильдий, считал, что искусству научиться нельзя, а ремеслу — можно. Художник должен уметь работать руками. Цвет важен в архитектуре и дизайне в равной степени, и учить будущих мастеров начинали с понимания цвета. Но, несмотря на то, что обучение опиралось на работы мастеров Возрождения, в его основу были положены не традиционные цвета европейской живописи, а выраженные и чистые оттенки, воплощённые в известном многим профессионалам круге Йоханесса Иттена

Навыки дизайна формировались по оригинальной методике: ученики школы должны были находить в лесу или городе различные предметы (разбитую посуду, доски) и превращать их в оригинальные элементы интерьера. Это приводило к развитию вкусового чутья и понимании реальных, а не предложенных господствующим стилем потребностей человека в быту. Как это похоже на уроки Артефакторики!

Школа Баухаус создавалась после Первой мировой войны, и её простота стала следствием послевоенных экономических ограничений. Но постепенный отказ от избыточной роскоши, привлечение к потреблению дизайна всё больших групп людей сделали направление «Баухаус» наиболее востребованным в создании промышленных изделий повседневного спроса, не утилитарных, а несущих в себе послание хорошего и выдержанного вкуса. О том, насколько серьёзно воспринималась школа, говорит то, что известный российский художник, Василий Кандинский, одно время преподавал там. Итогом работы стала книга 1926 года «Точка и линия на плоскости». Узнаваемый стиль художника легко можно найти в обоях, обивке мебели, декоре 70-х годов ХХ века в Европе, когда именно стиль «Баухаус» определял эстетику быта.


Кабинет в стиле Баухаус

Присущая направлению аскетичность была воспринята из традиций буддизма. Колорист Иттен, исповедующий эту религию, вегетарианец, вложил в своих учеников многое из понимания прекрасного, постигнутого им на Востоке. В современном мире, в котором эти направления эстетики воплотились в минимализме, стиль ««Баухаус»» остаётся признанным законодателем вкуса.

Основные черты стиля: утилитарность, простые линии, прямые или в виде сектора окружности, базовые цвета. Традиционная для школы цветовая гамма — красный, жёлтый, синий, белый, чёрный. Колористика характеризуется полностью заполненными плоскостями или широкими линиями, также можно увидеть чёткий отказ от использования орнамента. Наблюдается обязательная геометричность форм, поэтому стиль школы иногда называют «культом геометрии». Основные материалы, используемые в дизайне мебели и интерьеров, — металл, кожа, простой текстиль, стекло. Ещё одним важным вкладом школы стала концепция командной работы над дизайн-проектом, помогающая объединить наиболее прогрессивные идеи лучших студентов, а не опираться на единственное решение.


В Школе Баухаус

Узнаваемый дизайн стал всеобщим языком для художественного высказывания, вызывая встречную позитивную реакцию. «Баухаус» до сих пор воспринимается как свободный стиль. Конкурирующий ему постмодернизм связан логикой высказывания, тогда как «Баухаус» ничем не сдержан в выражении своих идей, опираясь на концепции эстетики и рационализма. Это тот случай, когда ограничения создают пространство свободы.

1
225
2
Инста Бергсман | 08.11.2021

09.11.2021 | Фиби Холливал

как интересно включены предметы Магистериума))



забыли пароль?

Авторизация



забыли пароль?

Самое популярное

Вакансии

В «Агору» требуются:
— журналисты;
— корректоры;
— PR-агент.
По вопросам трудоустройства обращайтесь к Главному редактору.

Поиск по статьям



Пометка

Мнение журналистов может не совпадать с мнением редакции