Курсовая работа

Эльсе Лунн
Арцис (2 курс Вуза)
Древнегреческие чудовища. Спецкурс

Образ циклопа в сказках отдельных народов современной России


Введение

Греческая мифология сегодня считается мифологией классической, той самой, в которой нужно разбираться не только современным грекам, но и юным жителям других стран и континентов, неважно, маги они или магглы. Невозможно развиваться самому и развивать обычные или магические науки, не зная, что такое молнии Зевса (и кто вообще такой Зевс), летающие сандалии или кадуцей Гермеса и не разбираясь в других артефактах и богах, пришедших в наш мир именно из греческой мифологии.
Из греческой мифологии пришли в наш мир и циклопы, прочно завоевав позиции на страницах книг, на кадрах кинофильмов, на экранах компьютерных игр. И не важно, из какой страны пришла к нам книга, фильм или игра – из Японии или Америки, России или Европы – там обязательно найдется одноглазый монстрообразный великан. Это может быть тибетский Тхеуранги, кантабрийско-испанский Оханкану, китайский Малгун – список можно продолжать и продолжать.
В рамках этой курсовой работы предполагается проанализировать происхождение циклопов, их реальные прототипы и использование образа в сказках разных народов. К сожалению, в рамках одной только курсовой работы, если не скакать поверхностно, проанализировать сказки всех стран мира невозможно, поэтому я остановлюсь лишь на территориях современной России, рассмотрев две основные традиции: славянскую и кавказскую.

1. Кто такие циклопы?

Наверное, каждый из нас, услышав слово «циклоп», в первую очередь представляет себе огромного великана с круглым глазом на половину головы. А еще этот велик ан должен быть туповат, мускулист (татуировки тоже не помешают), иметь отталкивающую внешность и много-много зубов в распахнутой пасти.
Закрыли глаза? Картинка получилась именно такая? Нет, профессор, вы, в силу профессии и области специализации, в этой игре не участвуете!
Такой образ циклопов подарили нам вовсе не древнегреческие мифы, а литература, киноиндустрия и мультипликация, в которых смешались кони, люди.. Точнее – мифы разных народов, помноженные на фантазию и погоню за красивой картинкой.


Кто такие циклопы (или киклопы) на самом деле исследователи мифологии точно не определились. Одни говорят, что это – просто отдельный народ такой, вроде расы, другие – что это у Геи и Урана такие дети получились. Тройня. Близнецы. Божественным парам, конечно, редко удавалось родить кого-то нормального, там генетические отклонения через раз, а мы еще на свою экологию гре шим. В любом случае, слово циклоп, с древнегреческого, переводится как круглоглазые – отсюда и пошел главный признак циклопов.
Имена циклопов – Сияющий, Громовой и Сверкающий (это сразу в переводе на русский), наверное, были даны им с некоторой иронией, так как папа Уран потомству был не рад. Отказаться и оставить детей в роддоме божества не могли, поэтому Уран нашел другой выход: он решил сбросить детишек в Тартар.
Тартар (благодаря которому, кстати, в русском языке появилось название тартарары) – это бездна такая, находящаяся от поверхности земли так же далеко, как и небо (только в другую сторону). Тартар находится даже ниже царства мертвых. В этом самом тартаре и сидели бедняги-циклопы до тех пор, пока папу-Урана не свергли, а их не освободили титаны. Ненадолго: Кронос отправил их обратно. Теперь – до борьбы за власть между Зевсом и Кроносом.
В войне циклопы поддержали освободившего их громовержца, сделав его, как раз, громовержцем – великаны оказались отлич ными кузнецами, они выковали богу громы и молнии. Сделали они и его братьям артефакты – трезубец Посейдону, шлем Аиду, ну и Гефеста с Афиной научили ремеслам.
Есть, впрочем, и второй вариант семейной драмы. Мол, не Кроноса это дети, а Посейдона. Хотел он превзойти Зевса, стать самым крутым из братьев (тем более, что самый старший), поэтому взял себе насильным браком в жены мать всего сущего, ну и нарожала она от этих сомнительных отношений таких же сомнительных детей.
Самым известным циклопом можно назвать Полифема, сына Посейдона и нимфы Тоосы – он попал в Одиссею, а вместе с ней получил и всемирную славу.


Краткая суть истории такова: Одиссей с путниками, побывав в разных переделках, набрел на пещеру, где были запасы еды и скот. Команда просит Одиссея набрать необходимого (читай – ограбить хозяина пещеры) и скорее вернуться на корабль, но Одиссей желает дождаться владельца. Я-то думала, что он разрешения попросить хочет, извиниться, услугу какую предложить, о нет.
Я не послушался их, а намного б то выгодней было!
Видеть его мне хотелось - не даст ли чего мне в подарок.
Но не радушным ему предстояло явиться пред нами!
(Гомер, "Одиссея", песнь 9-я)


Одиссей еще подарочек хотел. И очень расстроился, что Полифем – так и звали циклопа-хозяина, не оказался Дед Морозом. А оказался людоедом: по крайней мере, вернувшись в пещеру, он закрыл вход огромным камнем и слопал нескольких спутников Одиссея. Дальше начинается самое интересное, что будет актуально для дальнейшего хода работы. Одиссей не стал убивать ночь циклопа, опасаясь, что не сможет после этого выбраться из пещеры. Он опоил его вином, выколол единственный глаз, назвал свое вымышленное имя - Никто, а утром, когда циклоп начал выгонять овец на выпас, герой с командой спрятались под животами овец и баранов. Полифем проверял на ощупь шерсть – и выпускал животное. Та к на свободе оказались и люди.


Ну а дальше Одиссей, который в душе явно был гриффиндорцем, уже с корабля начал дразнить циклопа, назвал ему настоящее имя, за что и был перепоручен лично Посейдону для мести.

2. Современные теории происхождения циклопов

В мифах происхождение циклопов описано весьма подробно, пусть и есть некоторые разночтения в имени их отца. Но откуда они вообще появились? Почему и в мифах древних греков, и в сказках и легендах других народов так много одноглазых великанов?
Есть теория, что у циклопов были реальные прототипы, которые жили так давно, что даже древние греки с ними лично лицом к лицу не сталкивались. Зато сталкивались с их скелетами, которые могли выносить на берег морские волны или раздувал в пустынях ветер. Так единороги могли появиться благодаря эласмотериям – носорогам, похожим на шерстистую лош адь с длинным рогом во лбу. Рождению драконов могли помочь динозавры, особенно птеродактили, чьи останки, порой, находят даже в современные годы. Ну а циклопы, согласно предположениям, сделанным в 1914 году палеонтологом Отенио Абелем, могли возникнуть в мифологии потому, что когда-то в мире жили карликовые слоны. При чем тут слоны?


Просто в черепе слона в области носа было отверстие, которое походило на огромную глазницу. Возможно, эта была впадина от бивня слона. Ну а глазниц в черепе, почему-то, не было. Согласно предположениям, карликовые слоны водились как раз в области Средиземного моря – на Кипре, Крите, Мальте, Сицилии и так далее.
Существует в мире и болезнь, которая называется циклоцефалия или циклопия. Случаи этой болезни чрезвычайно редки, буквально один на миллион. Все дело в хромосомных мутациях, радиации, инфекциях, употреблении алкоголя и других тератогенных веществ, которые приводят к пороку развития глаза и мозга: глазные яблоки могут сращиваться и располагаться в одной глазнице по средней линии лица. Носа у такого плода нет, вместо него над глазом появляется мускульный хоботок для дыхания. Ну и, понятно, что такие новорожденые долго не живут – обычно, не больше суток. Болезнь может поражать и людей, и животных, и даже рыб.


3. Циклопы в сказках горных народов Кавказа

Современная география отличается от географии тех времен, когда были написаны сказки. Сегодня Адыгея, Ингушетия и другие кавказские регионы входят в состав России, но, понятное дело, славянская мифология обошла их стороной. У них были другие боги, другие герои, другие мифы, а потому – и совсем другие сказки, где нет Маш, нет медведей, нет хитрой лисы и трусливых зайцев, зат о есть храбрые охотники на конях, стада овец и… Ну да. Куда же без них. Одноглазые великаны.
Я начну со сказки про Бадыноко – великого охотника, который никогда не мазал и не возвращался без добычи домой. Печальные дни бывают и у таких людей – однажды Бадыноко аж три раза стрелял в козу, а она каждый раз падала, подскакивала и бежала дальше. Погнался за ней охотник – и попал в дом какого-то однорукого нарта (так называют на Кавказе героев сказок и эпосов). Погостил там Бадыноко, от горя есть-пить-спать не мог, так что даже хозяина обидел. А потом, когда рассказал о своей беде, узнал и историю хозяина. Дело было так.
Ха¬гур и шестеро его братьев отправились на охоту в некий Черный Овраг, где по легенде, было много дичи, и попались там одноглазому великану. Великан им велел огонь развести, воды принести, овец сварить, а все это было такое великанское, что простым нартам даже котел поднять не удавалось. Разозлился великан, загнал их в пещеру и, судя по всему, приготовился с ъесть. Но, когда одноглазый впускал в пещеру после выпаса свое стадо, шестеро братьев Ха¬гура сбежали. Великан их поймал, убил, ну а сам Ха¬гур ночью, желая отомстить, выколол чудовищу единственный глаз. Великан взвыл, начал искать Ха¬гура, но он спрятался, ну а утром, когда великан начал выгонять стадо из пещеры, ощупывая каждую овцу, нарт спрятался под бородой и животом большого козла. Слепой великан его не заметил – и отпустил с животными.
Дальше была еще история о кольце, но она нам не так интересна. Легко заметить, что эта адыгейская сказка почти полностью повторяет сюжет мифа об Одиссее и Полифеме. Но где Греция, а где Адыгея?
Есть в адыгейских сказках еще один одноглазый великан по имени Иныш. Он утащил у людей свет и тепло, а нарты никак не смогли с ним справиться – один только герой Сосруко, сын камня, смог его перехитрить и вернуть свет. По этой сказке даже мультфильм был снят студией Союзмультфильм в 1986 году.

Или Ингушетия. Несмотря на то, что две эти республики не являются соседними, не имеют общих границ и вообще прилично отделены друг от друга (это сегодня 500 километров – ерунда, а раньше не всякий конь такое расстояние мог преодолеть), у ингушского народа есть почти такая же сказка. Только не про героя, а про пастуха. Называется она Пастух и одноглазый великан Зарбаш. Все как в классике: пастух увидел стало без присмотра, пошел за ним, пришел в пещеру, великан позвал в гости. Накормил, напоил, спать уложил, но ночью пастуху рассказала кошка, что слопают его к утру и глазом не моргнут. Ну и рассказала кошка, как великана победить. Сценарий, думаю, предсказуем: вертелом выколоть глаз, спрятаться в щели, а утром выйти из пещеры вместе со стадом, завернувшись в овечью шкуру. Так пастух и сделал, сбежав от великана вместе с кошкой.
Почему мифы настолько похожи? Есть предположение, что Одиссей со своими товарищами плавали не куда-то там непонятно куда, а вполне себе у берегов Крыма и черноморского побережья Кавказа. Историки делают такие выводы, в том числе, на основе описаний природы из гомеровских текстов. Например, строки «Прибыли мы к многовратному граду в стране лестригонов Ламосу… В славную гавань вошли мы: ее образуют утесы, Круто с обеих сторон подымаясь и сдвинувшись подле Устья великими, друг против друга из темной бездны Моря торчащими камнями, вход и исход заграждая…» описывают Балаклавскую бухту рядом с Севастополем (ну или Цемесскую рядом с Новоросийском – тут историки расходятся в мнениях), ну а в лестригонах и их традициях ученые узнают тавров – коренной народ Тавриды, нынешнего Крыма.
Ну а циклопом Полифеном, в таком случае, был один из представителей народа аримаспов – одноглазых представителей причерноморских племен. Считалось, что аримаспы были искусными стрелками, которые так часто прищуривали один глаз, что этот глаз сначала уменьшился, а потом и вовсе атрофировался, окончательно превра тив народ в племя… Будем политкорректными: не самых симпатичных людей.
Второй вариант: аримаспы были рабами скифов, у которых существовала традиция ослепления рабов. Среди других рабов встречались представители дикого племени антропофагов-людоедов. Огромные, кровожадные, не слишком умные и ослепленные – вот и образ циклопа сложился.
Нельзя, говоря о горных народах, не вспомнить и их легендарного Тепегёза – дэва из тюркской мифологии.
Он был одноглазым великаном, ну а миф о нем, как, я думаю, легко догадаться, заключается в том, что Тепегёз загоняет человека в пещеру и пытается съесть, а тот выкалывает ему глаз и сбегает, спрятавшись в шкуре овцы. Чей миф был первым? Кто у кого позаимствовал легенду? Были ли греки из команды Одиссея, на самом деле, на Кавказе? Эти вопросы, увы, так и останутся без ответа, хотя Генрих Фридрих фон Диц – вост оковед из Германии, считает, что именно Гомер услышал однажды историю о Тепегёзе, и на ее основе написал миф о Полифеме.

4. Циклопы в сказках славян

Сказки славянских народов и, в первую очередь, конечно, русские народные сказки отлично знает большинство из нас. Пусть даже мы не вспомним, кто и в каком порядке покушался на жизнь и здоровье колобка, но главных действующих лиц угадаем легко: и дед, и баба, и вол, и лиса, и медведь – все это основные герои сказок.
И как-то даже странно себе представлять, что среди историй про животных, слегка разбавленных историями про Бабу-Ягу и Кощея, может существовать целый пласт сказок про одноглазого великана. Или великаншу.
Да-да, я говорю про Одноглазое Лихо. Пол его однозначно не определен, что в нашей стране (а особенно в детских проектах) строго карается, поэтому пусть Лихо будет женщиной – так его изображают чаще всего именно в сказках.
Сказочное Лихо – это огромная страшная и злобная старуха, достаточно сильная, чтобы и мужчину на руки поднять, и веревки разорвать. Живет Лихо в избушке в глухом лесу, ест людей, забредающих ей в гости, но от хитрости своих гостей сама, в итоге, и страдает. В общем, такой себе прообраз злой доли, рока и всяческих бед.
Ну а сюжет сказки прост и до боли напоминает многократно повторенную на страницах этой работы легенду.
Жил-был кузнец, который тоже был в душе гриффиндорцем. Шило в одном месте не давало ему спокойно жить, решил он лиха повидать. Ну и пошел. Шел-шел, дошел до избушки, где никого не было. Зашел в избу, лег на печь и приготовился спать. Нормально это было у русского народа того времени – шастать по чужим домам и спать на чужих печах.
Но не тут-то было: под вечер дверь отворилась, вошла в избу Лихо со стадом баранов. Нет, не спрашивайте, как стадо баранов уместилось в одной избе – на такие вопросы сказка не отвечает. Описывается Лихо как «баба огромная, страшная, об одном глазе». Понюхала баба кузнеца, пощупала хорошенько и… Нет, не то, что вы подумали, а за стол усадила и бараном жареным угостила, которого тут же и освежевала.
За столом кузнецу кусок в горло не лез, но они с Лихом вели чинный разговор: мол, кто ты, кем работаешь, что умеешь. Предложило Лохо кузнецу ей глаз сковать, ну а кузнец согласился. Только веревку попросил покрепче, чтобы Лихо не вырвалось в процессе установки глаза. Ну а дальше все понятно: привязал, раскалил железяку какую-то и бабахнул железякой старушке в глаз.
Ух, как старушка разозлилась! Села на порог и заявила, что кузнец от нее теперь никуда не денется. Ну а кузнец, не спавший от страха всю ночь, дождался, когда Лихо будет своих баранов выпускать, вывернул свой тулуп наизнанку, надел его и потопал со стадом к дверям. Лихо его потрогало, убедилась, что шерсть – и отпустила.
Домой кузнец вернулся седым. И уверил, что вот теперь-то точно знает, чт о такое лихо.


Есть и второй вариант сказки, в которой Лихо кричит вдогонку кузнецу, что ему полагается подарок, и бросает вслед золотой топор. Кузнец, конечно, соблазняется топором, берет его в руку – и оказывается закован в цепь. Чтобы спастись, ему приходится отрубить себе руку. И эта история очень напоминает сказку о Бадыноко и Хагуре, где Хагур соблазнился золотым кольцом великана, и остался без руки.
По одной из гипотез, предложенных, кстати, нашим современником, писателем Беляниным, Лихо – это Один. Все маги знают историю о том, как он потерял свой глаз, когда висел на дубе ради получения рун, ну а потом, после Рагнарёка, он превратился в злобного духа, который начал приносить людям только беды. Странная версия, но она имеет право на существование.
Другая гипотеза заключается в том, что Лихо – это образ славянского мифологического существа-гиганта по имени Ве рлиока. Он высокий (правда, мужик, а не женщина), при ходьбе пользуется клюкой, а голова заросла шерстью. Из главных отличительных признаков – один глаз и одна нога. Встречается Верлиока в сказках русского, украинского и белорусского фольклора, живет в глухом лесу и не жалует живых существ.


«Только слышит: в лесу шумит, трещит — идет Верлиока, ростом высокий, об одном глазе, нос крючком, борода клочком, усы в пол-аршина [Аршин — старинная мера длины чуть больше 70 см], на голове щетина, на одной ноге — в деревянном сапоге, костылем подпирается, сам страшно ухмыляется».
Эта сказка грустная и страшная. Сюжет ее можно описать в нескольких словах: сначала великан убил двух внучек, потом бабку, побил деда, ну а потом дед, подбирая по дороге все, что попало, пошел великану мстить. Ну и отомстил, конечно. Я не буду описывать всю батальную сцену, отмечу только, что и здесь не обошл ось без лишения единственного глаза – его выбил желудь, прихваченный дедом по пути. Таким образом, ослепление – мотив, который присутствует во всех без исключения рассмотренных сказках. Даже в тех, где нет баранов и овец.

Заключение

Истории с подобным сюжетом, правда, уже с двуглазым великаном, можно встретить и в европейских сказках: даже у братьев Гримм есть сказка «Разбойник и его сыновья», где разбойник рассказывает о встрече с великаном. Было там и людоедство, и ослепление, и попытка спрятаться от разъяренного монстра, и овцы, и баранья шкура, и кольцо, и отрубленный палец – в общем, весь классический набор. Только глаза было два.
О чем это говорит?
Возможно, все дело в обычном переселении народов, торговцах, путешественниках и героях вроде Одиссея – в тех, кто переносил вместе с товаром истории, легенды и мифы своих краев, а они оставались в памяти людей уже как мифы их собственного мира. В тех, кто возвращался домой из путешестви я с новыми историями, легендами и мифами, которые, обрастая привычными этому географическому региону особенностями и именами, тоже становился местным мифическим сюжетом. Ну правда, как иначе объяснить этот несчастный миф об одноглазом великане и овцах, ставший основой такого количества сказок самых разных народов?
А может, циклопы и правда существовали? Может, раньше дети, больные этим страшным заболеванием, и правда, выживали? Выживали, вырастали и, брошенные родителями, вели уединенную жизнь в лесу, вынужденные добывать себе в пищу все, что бегает и ходит?
Или древний народ аримаспов, одноглазых противников грифов, разошелся с богатого черноморского побережья по всему миру – где в качестве купцов, где в качестве рабов – а с ними родилось в разных странах мира и одноглазое огромное чудовище?
Причину определить сегодня сложно, доказать, что именно эта причина – истинная – и вовсе невозможно. Остается только удивляться тому, насколько мы, на самом деле, близки с жит елями других стран. Мы растем на схожих сказках, легендах и мифологических сюжетах, а значит, мы должны понимать друг друга куда лучше, чем…
Чем, увы, понимаем в реальности.


Источники:
1) Кто такие циклопы? Значение слова и миф о циклопах: http://fb.ru/article/137532/kto-takie-tsiklopyi-znachenie-slova-i-mif-o-tsiklopah
2) Гомер «Одиссея»: http://lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer02.txt
3) Тайны древних чудовищ. Минотавр и циклопы существовали в реальности? http://www.aif.ru/society/science/tayny_drevnih_chudovisch_minotavr_i_ciklopy_suschestvovali_v_realnosti
4) Циклопия: https://liqmed.ru/disease/ciklopiya/
5) Как Бадыноко победил одноглазого великана: http://skazkufentazu.ru/adigskiy-epos-narti/kak-badynoko-pobedil-odnoglazogo-vel.html
6) Пастух и одноглазый великан Зарбаш: https://ingushskie-skazki.larec-skazok.ru/pastuh-i-odnoglazyj-velikan-zarbash
7) Сын камня и великан: https://youtu.be/X-5oZ9PpSeM
8) Атлантида и Древняя Русь: http://thelib.ru/books/asov_aleksandr/atlantida_i_drevnyaya_rus-read-7.html
9) Аримаспы: http://www.bestiary.us/arimaspi
10) Ты чей, Одиссей? < a target=_about href="http://www.anapacity.com/legendi-anapy/ty-chey-odissey.html">http://www.anapacity.com/legendi-anapy/ty-chey-odissey.html
11) Тепегёз: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%B3%D1%91%D0%B7
12) Лихо одноглазое: http://booksonline.com.ua/view.php?book=176305
13) Миры: «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина: http://old.mirf.ru/Articles/art3353.htm
14) Верлиока: http://www.planetaskazok.ru/rusnarskz/verliokarusskz
15) Разбойник и его сыновья: http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/bratya-grimm-chitat/razbojnik-i-ego-synovya.html