Курсовая работа

Инитиа
Кранног (1 курс Вуза)
Древнегреческие чудовища. Спецкурс

Поиск аналогий мифологическим существам Древней Греции в мифологиях других стран


Введение

Данная работа посвящена поиску аналогий мифологических существ Древней Греции с волшебными животными и прочими тварями в других мифологиях. Тема поиска аналогий всегда меня интересовала. Еще во время обучения в Школе Аргемоны я всегда старалась, отвечая на вопросы по различным мифологиям, найти похожий сюжет в других сказаниях по всему миру.
Я уверена, что подобные аналогии могут нам лишний раз доказать то, что все мы несмотря на разницу в месте рождения, культуре и способе воспитания, очень похожи. Ведь все мы, так или иначе, слушаем сказки, что рассказывают нам наши родители. А в основе многих сказок видны примерно одинаковые и пусть и отдаленно, но похожие сюжеты.
Основой почти каждого мифа является история о каком-либо боге, сыне бога, герое или же о герое, который является человеком и в то же время сыном бога или, в конце концов, о животных наделённых неприсущими им качествами. Так как многими исследователями, да и простыми обывателями была замечена связь мифов с реальностью, то это и считают основным объяснением их аналогичности в разных странах и на разных концах нашего мира.
Также объяснить схожесть мифов и легенд можно объяснить единым происхождением человечества или же тем, что так как одни страны периодически захватывали другие страны, то и их культуры смешивались и модифицировались.
Кроме того, стоит вспомнить, что, некоторые страны, хоть и не могли никогда никоим образом контактировать, все же имеют некие схожие идеи в своих легендах. Это, на мой взгляд, вполне четко и понятно объясняется тем, что мыслят люди в одном русле, наш мозг устроен одинаково, соответственно, идеи и приходят похожие.
Аналогию мифов можно проследить в совершенно неожиданных местах. Например, рисунки из мифов Древних Славян, богини земли Макошь, и рисунки Египетской мифологии, бог солнца Ра, очень схожи.
Но не будем отдаляться от поставленной передо мной задачей – описать древнегреческих существ и найти их аналогии. Конечно, вероятно, Вам может показаться, что некоторые существа вовсе не аналогичны, но я постараюсь найти все же между ними схожие черты (да, скорее всего, они не абсолютно идентичны, но похожи по некоторым признакам). Надеюсь, Вам будет интересно почитать мои изыскания. Ниже приведена таблица, в которой кратко перечислены все рассмотренные в курсовой существа.



Цербер


Цербер или Кербер является стражем подземного мира Аид. Родился этот трехголовый пес от Тифона и Ехидны. Выглядит чудовище крайне устрашающе –трёхглавый пес с жутким хвостом дракона, покрытый грозно шипящими змеями.
Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. Позднее указывали, что он кусает всех новоприбывших. Именно поэтому, дабы умилостивить охранника, в гроб умершего клали медовый пряник.
В одном из мифов о подвигах Геракла мы встречаем упоминание об этом псе, которого герой укротил без оружия и привел к царю Эврисфею, затем Цербер по приказанию последнего был возвращён на своё место в Аид.
Во время своего пребывания на земле Цербер уронил капли кровавой пены из пасти, из которых потом выросла ядовитая трава аконит, иначе называемый гекатиной, поскольку первой его использовала богиня Геката. Эту траву Медея подмешивала в своё колдовское зелье. Имя злобного пса стало нарицательным для обозначения излишне сурового, неподкупного сторожа.

Интересно, почему именно Цербер стал так знаменит, ведь в скандинавской мифологии есть не менее чудовищный пес по имени Гарм. Он также служил охранником мира мертвых. Выглядел этот пес не менее страшно, так, например, его угрожающий образ отлично дополняли четыре глаза. Рождено это существо Ангрбодой и Локи. Согласно скандинавским легендам, его вой будет свидетельствовать о наступлении конца света.
Очень интересная, на мой взгляд, аналогия. В обоих случаях мы видим, что люди видели охранника царства именно собакой. Это вполне очевидно, ведь и в обычной нашей повседневной жизни сторожами домов являются собаки. Да и внешность в принципе у собак совпадает. Охранником царства мертвых не может быть, очевидно, милый пушистый песик, им должна быть ужасающая тварь, чтобы никому не повадно сбежать было.

Сирена

Сирены представляют собой полурыб/полуптиц (разные данные) полуженщин. Они рождены богом прес ных вод Ахелоя и одной из муз: Мельпоменой или Терпсихорой (в разных мифах информация разнится).


От своего отца эти существа получили стихийность, а от матери-музы – мелодичность голоса и способность невероятно петь.
Демонические девы жили на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых сирены заманивали пением. Обычно жертвами были моряки, которые в ходе своего морского путешествия слышали прекрасное женское пение и не могли перед ним устоять.
Внешний вид сирен с крыльями роднит их по внешнему виду с гарпиями (тоже существа из древнегреческой мифологии), а еще сирен с рыбьими хвостами можно сравнить с русалками (присутствуют во многих мифологиях, в том числе славянской) или с ярами (легенды Южной Америки).
Однако сирены, в отличие от русалок, имеют божественное происхождение, но очень похожи на них по внешнему описанию.
В некоторых мифах сирены описываются как не особо привлекательные существа, красило их только их сладкоголосье. Сирены могли восприняты быть греками и как музы иного мира, так как их изображения можно увидеть на надгробных памятниках.
Чтобы задобрить морских божеств и избежать кораблекрушения, сирен часто изображали в виде фигур на кораблях. Со временем образ сирен стал так популярен, что сиренами назвали целый отряд крупных морских млекопитающих, к которому относятся дюгони, ламантины, а также морские (или стеллеровы) коровы, к сожалению, полностью истреблённые к концу 18го века.


Яра похожа по описанию на сирену или русалку. О ней говорится как о красивой молодой женщине. Ее нижняя часть тела, как у дельфина или рыбы, а сверху она похожа на молодую и прекрасную девушку. Встречается персонаж в фольклоре Бразилии. Своими песнями она полностью подчиняет себе человека, прямо как настоящая сирена (может они просто когда-то заплывали и в Бразилию?).
Иногда с русалками сравнивали и тритонов. Только они являлись мужчинами. Однако их прямо как русалок изображали с рыбьим хвостом вместо ног. Эта свита низших морских божеств изображалась в виде полурыбы и получеловека, трубящих в улиткообразную раковину для возбуждения или укрощения моря.
Если русалки и сирены похожи по характеру и целям – заманивать прекрасных юношей в воду и тем самым умерщвлять их, то с тритонами русалки больше похожи внешне. Тритонов иногда изображали и прекрасными юношами, в то время как сирены очень часто описываются как устрашающие существа.
Поговорим немного о русалках. Они, как известно из славянской мифологии, подчиняются водяному, который кроме того, по некоторым версиям, является их отцом. Вообще существуют разные варианты историй о том, как именно возникают русалки. В одних источниках говорится, что русалками становятся девушки, которых увлек на дно водя ной, в других, что они — дочери водяного (тоже своеобразного «бога», проводя аналогию с сиренами). Русалки обычно не враждебны, они не нападают, по крайней мере, с целью убить, так как основной рацион русалок составляет рыба.
Как и сирены, русалки обладают прекрасным голосом и уникальными гипнотическими способностями. Отличительной особенностью русалок является большая скорость передвижения в воде (не во всех мифах подобное свойство есть у сирен).

Василиск


С этим существом все сложнее. В древнегреческой мифологии подобные ему существа встречаются, но не часто, больше он распространен все же в мифологии римской. Но все же я решила упомянуть и о нем, хотя бы в нескольких абзацах. Василиск – существо, у которого голова петуха с жабьими выпученными глазами, перепончатые крылья летучей мыши, тело дракона. Считается, что эта тварь знаменует смерть. Даже вода, к которо й он прикоснется становится отравленной, а если он на кого взглянет, то тот падет замертво.


Аналогию данному существу я нашла в огромном морском змее скандинавской мифологии по имени Ермунганд. Являясь отпрыском бога Локи и великанши Ангрбоды, он как и василиск символизирует смерть. Змей настолько невероятных размеров, что может опоясать всю Землю. За это Ёрмунганд получил прозвище «Змея Мидгарда» или «Мирового Змея».


Циклоп

Циклопов относили к титанам, порожденным Урана и Геи. Самые знаменитые из них: три бессмертных одноглазых великана с глазами в виде шара: Арг («вспышка»), Бронт («гром») и Стероп («молния»).


Сложная судьба была у циклопов, их то сбрасывали в тартар, то возвращали обратно. В конце-концов цик лопы начали служить Зевсу и ковать для него оружие. Гефест взял над ними шефство, чтобы те сковали колесницу Ареса, эгиду Паллады и доспехи Энея.
Кроме титанов, циклопами считали и народ одноглазых великанов-людоедов, населявших острова Средиземного моря. Среди данных циклопов знаменитым считается свирепый сын Посейдона Полифем, которого Одиссей лишил единственного глаза.
Были даже проведены исследования, чтобы проверить, правда ли существовали подобные народы на территории возле Средиземного моря. Палеонтолог Отенио Абель в 1914 году изучал древние черепа карликовых слонов. Учены выдвинул предположение, что подобные находки могли быть причиной рождения мифа о циклопах. Ведь в черепах центральное носовое отверстие могло быть принято за гигантскую глазницу. Останки этих слонов найдены на островах Кипр, Мальта, Крит, Сицилия, Сардиния, Киклады и Додеканес.


Но, что интересно, подобный образ перекочевал и в нашу славянскую мифологию. У нас тоже было злорадное человекоподобное одноглазое существо. Его звали Лихо. Отличительные черты: высокий рост, худое телосложение, наличие всего одного глаза. Лихо считается кровожадным людоедом. Но кроме плоти существо могло питаться и негативными эмоциями (своеобразное подобие русского дементора). Обычно лихо не появляться в крупных поселениях, а большую часть жизни обитает в лесу, питаясь местным зверьем и птицами, чем часто злит лешего.

Дракон

Эти существа присутствуют во многих мифологиях. По описаниям очень похожи на динозавров, только при этом они умели еще и извергать пламя! Это один из самых популярных персонажей мифов, что рассказывают на территории современной Англии. Согласно мифам драконы занимались тем, что воровали золото и складывали их в кучи, на которых потом спали. Есть как добрые, так и злые крылатые чудовища. Как я расскажу дальше, и в Греции был дракон, что служил охранником важного сокровища. Так что у этого персонажа фольклора разных стран есть некие общие корни, несмотря на их кажущуюся разнообразность и непохожесть.


Некоторые авторы считают, что первоосновой для образа подобной рептилии служила Ехидна. Многие верят, что она является «матерью средневековых драконов», в том числе и английских. Ехидна была дочерью Форкиса и Кето, внучкой Геи-Земли и бога моря Понта. Выглядела она как исполинская женщина с прекрасным лицом и пятнистым змеиным телом, реже ящерицы. В ней каким-то невероятным образом совмещалась красоту с коварным и злобным нравом.
В мифах Древней Греции мы можем встретить и такое существо как Колхидский дракон (Колхис).Он родился от Ехидны и Тифона. Цель существования этого чудовища – охрана Золотого Руна. Свое необычное имя дракон получил благодаря месту проживания – Колхида. Согласно мифу, его усыпили снадобьями Медеи, и Ясон похитил руно. Так ч то дракон был не особо мудрым существом, на него нашлась управа. Позже дракон поселился на острове феаков и был убит Диомедом.


Еще одним древнегреческим известным драконом был Пифон, поверженный Аполлоном. Пифон охранял (видимо из драконов хорошие охранники выходят) вход в Дельфийское прорицалище. После того как Аполлон посредством 100 (по другой версии 1000) стрел поверг обвившего девятью кольцами гору Парнас дракона, бог учредил в честь этого события Пифийские игры.
В славянской мифологии аналогией ужасного дракона является устрашающий всех богатырей – змей горыныч. Хотя к драконам он и не относится, а по классификации принадлежит к змиям, во внешнем виде Горыныча много драконьих черт. В разных источниках указывает разное количество голов, но чаще всего встречается три головы. Змей-Горын ыч способен летать и извергать огонь. Особо примечательным фактом является то, что чешую Горыныча невозможно пробить никаким оружием.


Отдельно стоит отметить драконов китайского происхождения. В этой стране существует целый культ данного чудовища. Причем, использовать термин «чудовища» в данном случае не совсем уместно. Так как в отличие от своих одноименных собратьев в других странах, в Китае дракон умен, мудр и доброжелателен. Согласно мифологии Китая у драконов есть своя классификация, на высшей ступени драконы умеющие летать, на ступеньку ниже - драконы-духи; ниже земные драконы, своего рода павшие ангелы, и последнее место - подземные драконы, охраняющие клады и пр.
От добрый китайских драконов перейдем вновь к злобным существам их Индии. Вритра – так зовется драконоподобный демон в древнеиндийской мифологии демон. Он являлся, олицетворением хаоса и тьмы. Вритра рожден матерью демонов-данавов Дану. Демон Вритра змееобразен: без рук и ног, бесплечий, издает шипение; упоминаются его голова, челюсти, затылок, пораженные ваджрой; он — дикий, хитрый зверь, растет во тьме, «не-человек» и «не-бог. В ряде текстов Вритра покоится на горе (как и Змей Горыныч из славянской мифологии).

Феникс


Эта чудесная золотовато-красная птица по-настоящему волшебна, ведь она живет необычайно долго, а в конце жизни самовоспламеняется и перерождается из собственного пепла.
В фениксе можно заметить собирательный образ многих птиц — орла, журавля, павлина и многих других.
Существует несколько версий историй о Фениксе.
В самом классическом варианте говорится, что раз в пятьсот лет Феникс, неся на себе печали людей, прилетает из Индии в храм Солнца в Гелиополе, в Ливии. В ожидании птицы главный жрец разжигает костер из священной лозы. Птица кидается в огонь, быстро сгорает и, таким образом, она своим подвигом спасает людей от гнева божьего и очищает их совесть. В мир возвращается счастье и гармония.
Испытав муки и боль, через три дня из пепла вырастает новый Феникс, который, поблагодарив жреца за проделанную работу, возвращается в Индию, ещё более прекрасный и сияющий новыми красками. Много раз может птица пережить такие циклы перерождения, что делает ее с каждым разом все более совершенной.


Жар птица из славянской мифологии в первую очередь похожа на феникса своим золотистым с переливом в красный оперением.
Птица феникс обладает прекрасным переливчатым голосом, но поет очень редко. Ее, как мне каждется, родственница из славянской мифологии тоже очень красиво поет. Своим пением жар-птица способна излечить любую болезнь (прямо как феникс своими слезами зажив ляет раны).
Как и феникс жар-птица может приносить счастье и гармонию, для этого достаточно одного лишь ее пера.
Жар-птица бессмертна и ничто не может причинить ей вред. Учитывая количество перерождений феникса, можно считать, что он тоже относительно бессмертен. Как и феникс наша соотечественница очень доброжелательна к людям, особенно к хорошим.

Эмпуса


Эта древнегреческая женщина-демон наводила страх на всех и вся одним лишь своим видом. Эмпуса была ночным привидением-вампиром с ослиными ногами, одна из которых медная. Видимо она была еще и анимагом так как умела превращаться в коров, собак или прекрасных дев.
Согласно мифам, эмпуса в образе прелестной женщины преследовала молодых юношей, затем нападала на них и высасывала их кровь. Часто ее замечали за похищением маленьких детей.
Ночами на пустынных дорогах демон подстерегала о диноких путников. Любила она и попугать их, не только лишь привлекала она путников прелестной внешностью, но иногда в настроении была и ужасать видом животного или призрака. Прогнать эмпусу, по поверьям, можно было бранью или специальным амулетом.


Сигуанаба родом из Южной Америки чем-то напомнила мне эмпусу. Она сочетает в себе тело женщины и морду или череп лошади (тоже не особо приятная личность, верно?). Ее основное увлечение – заманивание людей в темные закоулки, пугает их и доводит до смерти от страха.
Оно заманивает людей, а затем, пугает, резко поворачиваясь передом, доводя человека до смерти. Имела сигуанаба дела и с детьми, как и эмпуса она имела к ним слабость. Дети после общения с этим чудовищем сходили с ума. Бороться с ней нужно молитвой, вероятно, как и греки, южноамериканские племена имели какие-то амулеты против нее.
Вообще думаю, эмпуса сыгра ла не последнюю роль в становлении образа вампира. Частично, как мне кажется, средневековые легенды родились и из ее образа.

Заключение

Надеюсь, моя курсовая работа смогла в очередной раз доказать, что многие народы в своих мифах освещают примерно одни и те же образы. Следовательно, это лишний раз подтверждает идею того, что люди произошли от одних и тех же предков и несмотря на то, как сейчас у них изменился образ жизни, они остаются на подсознательном уровне очень похожими друг на друга.
Конечно, в работе я привела лишь небольшое количество примеров. К сожалению ,при доступных мне ресурсах я могла лишь кратко освятить историю каждого их существ. Я верю, что на самом деле существует гораздо больше аналогий. Данная работа предлагает Вам поверхностное сравнение, достаточно, возможно, местами субъективное. Хочется верить, что если тема покажется Вам интересной, то Вы также подробно ее изучите и мы с Вами подискутируем на нее.

Список использованных источников:

1. http://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43408625488/12-neveroyatnyih-«drakonov»-iz-kultur-vsego-mira
2. http://bestiaria.ru/wiki/Мифология/Славянская_мифология/Существа/Змей-Горыныч
3. http://bestiaria.ru/wiki/Мифология/Славянская_мифология/Существа/Лихо
4. http://womanadvice.ru/mificheskie-sushchestva-narodov-mira-dobrye-i-ne-ochen
5. https://strashno.com.ua/istoriya-2014/drevnegrecheskie-mificheskie-sushhestva/
6. http://bestiaria.ru/wiki/Мифология/Славянская_мифология/Существа/Жар-птица