Курсовая работа

Жюльетт Адмирабль
Кранног (1 курс Вуза)
Древнегреческие чудовища. Спецкурс

Чудовища подземного царства.


План работы:

Введение
Глава 1. Основные понятия
Глава 2. Краткая характеристика чудовищ подземного царства
(Гарпия, Ламия, Цербер, Эмпуса)
Заключение
Список используемых ресурсов

Введение.

Древнегреческие мифы отличаются большим разнообразием различных фантастических существ. Встретить их можно было практически в любом уголке мира, и каждый был по-своему неповторим.
Особую категорию составляют чудовища Древней Греции, наделенные определенными чертами и силами, что делало их страшным противником на пути становления любого героя. Куда бы герой ни направился, его ждали совершенно различные опасности. И даже путешествие в подземное царство, являющееся опасным само по себе, таило в себе ряд скрытых опасностей. Там, вдали от глаз простых смертных таились совершенно иные чудовища, которых подпитывала темная сторона мира.
В данной работе будут рассмотрены древнегреческие чудовища, волей судьбы и богов обитающие в подземном царстве. В первой, надеюсь теоретической, главе будут раскрыты основные понятия, используемые в работе. Во второй главе, которая по идее должна быть приближена к чему-то практическому, будут наблюдаться попытки проанализировать и дать краткую точную характеристику каждому из чудовищ.
Данная работа выполняет собой цель по сведению воедино всей информации о данной категории чудовищ, после чего можно будет сделать вывод, насколько опасен данный вид чудовищ и насколько целесообразно с ними бороться.

Глава 1. Основные понятия.

Прежде всего, определимся с областью исследования территориально. Для этого нам придется немного освежить в памяти, каков же был подземный мир в представлениях Древних греков и что же это такое.
Под данное понятие подходит аж два местоположения — царство мертвых Аид и Тартар.
По сути два этих места соседствуют, ибо Тартар находится сразу же под Аидом. Тартар представляет собой бесконечную темную бездну, куда был сброшены проигравшие битву Титаны во главе с Кроносом. Туда же заточили и циклопов. Именно благодаря Тартару и Гее мир получил сладкую пару — Тифона и Ехидну, которые впоследствии наладили настоящий конвейер по производству разнообразных и неповторимых чудовищ, которые куда только не распространились.
Наиболее интересным в рамках данной работы является царство, где господствует сам Аид, брат Зевса. Древние греки верили в жизнь после смерти и точно знали, что как только они закончат свой земной путь, то далее их души отправятся в подземный мир, который находится так глубоко в земле, что ни один луч солнца до туда не достанет. Что, в принципе, логично для подземного царства. И путь этот будет непростым и темным, через всякие жуткие овраги и пещеры, и будет навевать на них такой же страх и ужас, как и сам Аид со всем своим царством.


Не настолько уж Аид и был жестко и жаден до человеческих душ, скорее всего уж он таким образом старался сохранить мировое равновесие. Да и вполне оправдан тот момент, что для развития мира поколения должны сменять друг друга. Но смертные видели в Аиде намного большее зло, чем он по факту являлся. А потому и его владения, и все, что с этими местами связано пугало людей. Да и еще стоны мертвых душ тоже радости не добавляют.
Несмотря на всю любопытную планировку Аида и существующие там «развлечения», нам это место интересно, в первую очередь, его обитателями небожественного происхождения. Надо полагать, что в таком жутком месте и обитатели такие же.


Действительно, в царстве Аида кого только не встретишь. Там и боги, и судьи, и души.. и чудовища, куда же без них. Чудовища всецело дополняют картину мрака и ужаса, которая и должна соответствовать любому приличному царству мертвых.
Чудовищ от остальных обитателей подземного царства мы будем отсеивать в соответствии с существующим определением. Они обязательно должны обладать необычной внешностью, отличающих их от богов и людей. Но их необычность должна также заключаться не в красоте, а в ужасном, устрашающим виде, который должен заставить любого испугаться и удрать на край света. Кроме того, уровень опасности при нахождении в непосредственной близости от таких созданий должен просто зашкаливать. Чудовища, в отличии от обычных мифологических существ, очень опасны, кровожадны, беспощадны и несут в себе только негативные последствия от встречи.
Лично мною под эти критерии были определены четыре создания, деяния которых заставляют содрогнуться — Гарпии, Ламия, Цербер и Эмпуса. Каждый из них обладет своими сильными и слабыми сторонами и способами наводить ужас. Особенности этих персонажей и их страшные дела будут подробно рассмотрены в следующей главе.

Глава 2. Краткая характеристика чудовищ подземного царства

Гарпии.

Само название в переводе с древнегреческого означает хищниц или похитительниц. Упоминается обычно от двух до пяти гарпий, и делается акцент на то, что они существа стадные. Даже имена в разных источниках встречаются разные, но в основном упоминаются Аэлла (Вихрь), Аэллопа (вихревидная), Подарга (Быстроногая), Окипета (Быстрая) и Келайно (Мрачная). И такие имена им привлекательности не добавляют.
Изначально сообщается, что они обитали где-то на островах Эгейского моря, а потом уже оказались в Аиде в компании других монстров.
Чисто внешне они напоминали сирен, поскольку также имели в себе сочетание птичьих (иногда упоминаются не птицы, а грифы) и человеческих черт. В описании их внешности в различных источниках присутствую некоторые расхождения. Но в целом гарпии обладают:
- птичьими или не совсем птичьими крыльями.
- когтистыми нижними конечностями
- женской грудью, бедрами и лицом, правда, лицо ли этой молодой и красивой женщины или ужасной старухи, данные не сходятся.


Откуда взялись гарпии точно не известно, существует несколько версий. Их родителями обычно называют божество морских чудес великана Тавманта и океаниду Электру. Также иногда их отцом считается бог ветра Борей. Вопрос достаточно спорный, поскольку гарпиям все же удалось ужиться в стихии ветра и бурь, то последняя версия не лишена смысла. С другой стороны, они насылали шторм на мореплавателей, а потому трудно сказать, что и от кого им удалось унаследовать. Но древние греки считали, что гарпии — не что иное, как олицетворение страшной и неотвратимой беды, причем обязательно внезапной, как порыв непредсказуемого ветра. Им приписывались страшные преступления, включая похищение маленьких детей.
Говорится, что по началу гарпии жили себе относительно спокойно и даже не вмешивались ни в какие дела людские, кроме тех, что положено. И даже на службе у Зевса состояли, наказывая тех, кто посмел ослушаться богов и нарушить божественные законы. Благое ж дело вроде как. Но что же с ними случилось потом, если они заработали себе славу в списке самых жутких подземных чудовищ?
По одной из версий, женские черты у гарпий остались у них с тех времен, когда они еще были красивыми девушками, но умудрились в чем-то провиниться, и потому лишились всей своей красы. Что же именно они совершили, история умалчивает, но не исключено даже, что их красота — их главное прегрешение.
Зато в этом облике вопросы красоты их уже не волновали, и узнать гарпию можно было не только по грязному виду, спутанным давно нечесаным волосьям и слипшимся от грязи перьям, но и по ужасной вони, которую они источали. Вот и представьте себе, как жутко, когда надвигается целая стая таких «красоток», источающих подобные ароматы, да еще и с жуткими острыми когтями и злыми глазами? Было чего бояться и помимо их внешнего вида. Да и аромат чуялся сильно задолго до их появления.


Наказывали они провинившихся людей очень интересным способом — портили им обед. Все, что было возможно, они съедали, а что нет, то воняло потом так, что с ног сбивало. Вероятно, это не было какой-то особой магической способностью гарпий, просто после них уже ничего не выветривалось. А сам человек вообще умирал голодной смертью, потому что есть и пить они ему не давали до конца его жизни. Такая участь и была уготована и царю Финею, которые благодаря своему дару провидца смог увидел божественный замысел, что разозлило Зевса. Ну а кто Зевса разозлит… Но в этот раз все произошло иначе, а царь спасся благодаря его родственникам аргонавтам Зету и Калаиду. Надо отметить, что гарпиям тоже повезло, что богиня Ирида своим вмешательством их спасла от неминуемой гибели, и всего-навсего им пришлось удалиться в сторону Эгейского моря по решению самого Зевса. И только потом уже они поступили на службу к Аиду, где одной из их основных заданий была транспортировка умерших душ под землю. Правда, были версии, что они все же погибли, что в любом случае не мешает им поступить на службу к Аиду.
Гарпии опасны тем, что жестоки, беспощадны и внезапны, как в появлении, так и в исчезновении. Также упоминается слабое место гарпий — их страшит звук медных духовых инструментов. Из мифологии следует, что просто так прогнать их простому смертному неподвластно, но сыновья бога Борея могли подняться в небо и настигнуть гарпий уже там. И сила была на их стороне, если бы не вмешательство богов.

Ламия.

Ламию обычно изображали как дракайну, т.е. в облике змеи с женским лицом и верхней половиной туловища. К появлению чудовища, именуемого Ламия, привела казалось бы стандартная для древнегреческого мифа история. Некогда красивая девушка, дочь Посейдона (по другим данным ливийская королева), вступила в любовную связь с любвеобильным Зевсом и даже родила от него детей. Разумеется, обо всем узнала ревнивая Гера, которая к тому моменту, видимо, еще не смирилась с пристрастиями мужа к красивым женщинам. Гера убила детей Ламии и Зевса (по другой версии заставила Ламию это сделать самой), а девушку превратила в безумное чудовище, которое было обречено нагнетать страх и страдать само. В своих страданиях по убитым детям, она отбирает детей у простых смертных, тащит в свою пещеру и яростно пожирает. Страдает она от того, что не может спать, поскольку коварная Гера лишила ее сна. Зевс пожалел ее, и дал ей возможность спать, правда, весьма необычно она обретает эту способность. Лишь только вынув свои глаза, она обретает возможность отдохнуть. И только в этот момент она является абсолютно безвредной для других. При этом прежнюю красоту Ламия может обретать лишь на небольшой отрезов времени, для того, чтобы привлекать будущих жертв-мужчин и пить их кровь. Но все это она проделывает лишь под покровом ночи, а в остальное время бродит по царству Аида среди других чудовищ.


В этом и крылась основная опасность ламий, которых греки определяли как… вампиров или упырей. Вероятно, это были дети Ламии, которых она произвела на свет уже в своем новом облике. Под видом прекрасных девушек, возможно даже при помощи гипноза, они усыпляют бдительность жертв — молодых юношей и девушек, заманивают их в далекие места, где никто не помешает им творить свое дело. Существует мнение, что считать их вампирами не вполне верно, потому что питаются они все же не кровью, а его жизненной силой. Считалось, что ламию можно распознать, попросив заговорить. Как и у все змееобразных, у них раздвоенный язык, который позволяет им только шипеть. Но насколько это применимо на практике — большой вопрос.

Цербер.

Цербер, или Кербер - еще одно прекрасное по своей ужасности создание, которое является плодом любви всем известных Тифона и Ехидны. И одним своим видом вселяет страх и ужас, как впрочем и другие его родственники. По другой версии его породили Тартар и Гея.
Данное чудовище внешне представляет собой крупного, крепкого и сильного пса со змеиным или драконьим (что по сути фактически одно и то же) хвостом и тремя головами, из каждой пасти которого течет жидкий яд. И на спине у него еще и змеиные головы. В общем, страшный весь в мать. Правда, встречались и описания, в которых у Цербера 50 или даже 100 голов. Может, это они вместе со змеиными общей суммой посчитали?


Естественно, всем его жутким способностям и возможностям нашлось достойное применение. Да и не где-то там, а на службе у самого Аида. Как и положено, добропорядочной собаке, то он сторожит вход в подземное царство, причем по принципу «всех впускать, никого не выпускать». Входящих он приветствует взмахом хвоста. Так себе приветствие, конечно, но все же. А вот всех, кто пытается из Аида выйти, он просто-напросто жестоко разрывает на куски. А в каких легендах позднего периода уже говорилось, что новичков он встречает не «вилянием» хвоста, а приветственным укусом, из-за чего умершему начали подкладывать медовые пряники, чтоб как-то задобрить жуткого пса. Это же какая преданность делу! Благодаря этим его отличным сторожевым качествам, всех серьезных и неподкупных сторожей в переносном смысле называют церберами.
Усыпить не только бдительность, но и самого пса удалось только Орфею, но тот обладал незаурядным музыкальном талантом и являлся очень почитаемым певцом. Таких все же не так много было во всей Греции, чтобы лишь только звуком лиры смог убаюкать пса, и тот спокойно лег, пропустив живого Орфея в царство мертвых.
И вот выпало как-то на долю Геракла задание — вывести этого самого сторожа из Аида. Тут тоже надо отметить, что Геракл — не простой смертный, а полубог, а потому и испытания на его долю выпадали такие непростые. Но вот двенадцатое испытание оказалось наиболее непростым. Царь Эврисфей возжелал, чтобы ужасный Цербер был перенесен на землю. Расчет был прост, вернуться из такого путешествия живым шансов просто не было. Но и Геракл не так прост, он умудрился договориться с Аидом, что вступит с Цербером в поединок. И только в том случае, если Геркал сможет побороть чудовище голыми руками, то и заберет его с собой на землю. Полубожественный Геракл бы настолько силен, что собрав всю свою силу воедино чуть было не придушил чудище (не без помощи, поговаривают, Гермеса и Афины), а пес в свою очередь согласился признать себя побежденным.
Оказавшись на поверхности, Цербер почувствовал себя как-то нехорошо. Солнечный свет оказывал на него совсем не благотворное влияние, пес метался, рычал, бесновался. Возможно, это происходило просто от того, что он привык к тьме, и солнечный свет его просто пугал и раздражал. Оказавшись, в непривычный обстановке, Церберу было просто тяжело. Где-то упоминается, что он просто открывал пасти, откуда капала ядовитая слюна, где-то говорится, что его даже тошнило от света. И вот на этих местах и появилась ядовитая трава аконит. Как бы то ни было, но он был доставлен прямо к Эврисфею, который пришел в ужас от того, что увидел. Сам же Цербер в конечном итоге все равно был возвращен на свое место, в Аид.


Получается, к Церберу все же можно найти подход, пользуясь его слабыми местами. Не исключено, что и кусаться-то он стал только ради пряников. Может, его недокармливали? Поскольку имеет аж два свидетельства победы над Цербером, это вселяет большую надежду на относительно благополучный исход встречи с ним

Эмпуса.

На самом деле об Эмпусе известно не так уж и много. Откуда она такая взялась и кто же именно породил ее на свет неизвестно. Зато известно о ее особой связи с богиней лунного света, преисподней и много чего еще Гекатой. Геката тоже являлась богиней крайне неоднозначной и таинственной, а потому даже существовало мнение, что Эмпуса не просто чудовище само по себе, а одно из проявлений Гекаты. Но эта версия все же сомнительна.
Относили ее скорее к чему-то вроде демона, ночного духа или даже приведения, обитающего в подземном мире. С другой стороны ее воспринимают еще и как вампира, и по списку ее «заслуг» невольно вспоминается уже упомянутая в этой главе Ламия.
Всем своим видом Эмпуса вселяет ужас. Если собрать воедино все ее описания, то получается следующее безобразие. Демоническое существо (иногда говорилась о туловище собаки) с ослиными ногами. Правда, считалось ослиные ноги у нее не простые, а одна медная (или бронзовая), а вторая вообще целиком из навоза. Правда, как она при этом еще и передвигается, становится не очень понятно. В некоторых источниках она же описывалась как существо, похожее на сатира женского пола.


Считается, что Эмпуса появлялась не сама по себе. Как только на небе всходила Луна, освящая все вокруг светом, появлялась колесница трехликой Гекаты с горящими факелами в руках в окружении своей свиты. И среди свиты как раз и была Эмпуса, которую Геката отправляла пугать людей, а особенно женщин и детей.
Было известно, что Эмпуса обладала способностью менять свои личины, а их арсенал был поистине разнообразен — корова, ослица, собака, приведение или даже прекрасная девушка.
Существовало множество поверий об Эмпусе. Преимущественно в нее верили только женщины и дети, и считали, что всех пропавших детей унесла именно она, и их постигла незавидная участь.
Она не только пугала людей своим видом, но и нападала на них, выпивая в итоге всю их кровь до капли и даже поедала их мясо после этого. Видимо, так вкуснее. Также она поступала и в облике прекрасной девушки, поскольку ей были неведомы любые проявления любви. Так что в этом они с Ламией сильно похожи.
Но все же у жертв был шанс отпугнуть чудовище, стоило бы им только начать бранить ее самыми последними словами. Эмпуса очень восприимчива к грязной брани, и услышав оскорбления в свой адрес, с громким шипением или криками убегала прочь. Остается только задуматься, насколько быстро атакованный монстром человек соображал, что сделать следует именно это. Кроме того, встречалось упоминание, что всякие охранные и отпугивающие амулеты от всяческих демонов и приведений изготовлялись и против Эмпусы в том числе. И в данном случае использовалась темная яшма.
Все же анализируя памятники культуры древних греков, пришли к выводу, что Эмпуса была довольно известным персонажем среди народа. А посему смертные все же знали, чем она опасна и что же стоит предпринять.
Сведений об Эмпусе на самом деле мало, и они слишком противоречивы, чтобы составить какое-то более полное описание об этом чудовище. Но не оспорим тот факт, что она кровожадна и беспощадна к жертвам и вселяла истинный ужас во всех, кто в нее верил.

Заключение.

В ходе работы были рассмотрены четыре совершенно различных чудовища, имеющих близкое отношение к подземному царству. Все они отличаются своим происхождением и силой. И все, кроме Цербера, могут спокойно находится на поверхности земной, чтобы искать там своих жертв. Цербер, в принципе, тоже может, но как-то неспокойно. Таким образом, чтобы избежать встречи с ними недостаточно избегать самого подземного царства.
Проанализировав все уязвимые стороны чудовищ и опыт древнегреческого поколения, современный маг сможет новые способы относительно мирного исхода встречи с этими чудовищами, располагая знаниями и навыками магии различных видов и народов.
Но каждый из перечисленных монстров несомненно являет собой угрозой для любого человека, а потому бороться с чудовищами применяя физическую силу — не самая удачная идея, ибо среди нас мало силачей-героев и существ божественного происхождения.
Зато собранная информация поможет правильно идентифицировать чудовище, какую опасность оно в себе несет и методом подбора определить хитрости и уловки, которые могут помочь при встрече с ним.


Список используемых ресурсов.

Алфавитный указатель мифических существ
http://www.bestiary.us/contents
Древнегреческие мифические существа
https://4stor.ru/legendi/90964-drevnegrecheskie-mificheskie-suschestva.html
Мифологический портал «Мифы и легенды»
http://mithology.ru/Greece.html
Греческая мифология / Мифические существа
http://world-of-legends.su/grecheskaya/grees_bestiarii
Мифы Древней Греции
http://skazanie.info/mify-drevney-grecii
Гарпии
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%B8%D0%B8
http://darkbook.ru/garpiya-navodyashchaya-uzhas-poluzhenshchina-polugrif
http://womanadvice.ru/garpiya-interesnye-fakty-ob-etom-mificheskom-sushchestve
Ламия
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%8F
http://womanadvice.ru/lamiya-mifologiya-i-legendy-raznyh-narodov
http://darkbook.ru/lamii-sushchestva-monstry-v-vide-krasivykh-zhenshchin
Цербер
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B5%D1%80
http://nosecret.com.ua/stati-kategorii/myths-and-legends/item/464-cerber.html
http://darkbook.ru/tserber-strashnoye-chudovishche-vselyayushcheye-uzhas
Эмпуса
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%B0
http://godsbay.ru/hellas/empusa.html http://objective-news.ru/mifologicheskie_sushchestva/chudovishhnoe-prividenie-jempusa.html