Курсовая работа

Эрда оф Альтштадт
Кранног (X ступень)
Стихийная магия

Методы управления стихией воды на Руси

Введение

Актуальность: В рамках курса актуальность темы выражается в рассмотрении частного вопроса взаимодействия мага и стихии в определенный исторический период с целью проследить преемственность приемов и методов.
Объект: Представление славян о воде как о стихии. Основная цель работы – расширить понимание того, что славянские маги умели работать со стихиями и использовали свои уникальные наработки.
Предмет: Стихия воды на Руси и ее взаимоотношения с волхвами
Частные цели:
1. Установить наличие понимания принципов стихии как таковой.
2. Прояснить методы управления ей, вербальные, инструментальные и иные.

Глава 1. Понятие стихии воды у славян

Славянская концепция стихий, по сложившемуся мнению, имеет ведическое происхождение. Доказать это невозможно, так как это знание передавалось устным путем и его отголоски можно найти в фольклоре, народном искусстве, фонетике и корнях слов, имеющих часто санскритское происхождение. Индийские веды начали изучать в XIX веке, причем, делали это сотрудники британской Ост-Индийской комании. Трудно точно сказать, какой объем сведений был точен, какой сфальсифицирован ради погони за успехом, а какой – ради намеренной дезинформации, имеющей глубокий геополитический смысл и направленный на выстраивание нужного будущего.
На основе вед индолог Макс Мюллер выстроил теории единства и одного источника всех мифологий и космогонических концепций Европы и части Востока, выросшей из Вед. Таким образом, не только русская, но и германская, и иранская мифология должны иметь общий ведический источник и общее представление об устройстве мира и стихиях.
Основой становится понимание Оси Мира, на которую нанизываются миры. В Греции – это гора О лимп, под которой лежит Тартар, на Руси – Мировое древо, корни которого в Нави, ствол – в равви, а вершина шумит в Прави.
Ограничу рамки своего исследования только взаимоотношениями волхвов со стихией воды, оставив за ними иные проявления этой стихии в жизни древних славян. Под волхвами, ради удобства, я предлагаю понимать не узко жреческую касту, а совокупность всех магов Древней Руси, включая музыкантов (гусляров), сказителей (бардов), художников, магов-воинов.

Вода в Яви

Я начинаю исследование с Яви, так как именно здесь она наибольшим образом доступна волхвам и другим гражданина древнего мира. Вода в Яви – это, прежде всего свободная стихия, не заключенная в оболочку, в кокон. Любая река или родник становится нескончаемым источником магической силы, иногда наиболее доступным и чистым способом ее пополнения.

Озеро, особенно карстовое, - источник не просто силы стихии, а структурированной, окруженной оболочкой взорвавшегося пузыря земли.

Карстовое озеро

Вода в нем насыщена дополнительно силами трех стихий:

Такое озеро становится запретным местом поклонения.

Родник имеет собственную силу. Он не только течет по земле, но и исходит из каких-то трещин, сквозь которые тихо струится магия.

Родничок. На нем висит и сегодня табличка, обещающая загрязнителям воды кару от силы Рода

Но и вода способна себя защитить от осквернителей, разлившись о весне и подмыв дома ослушников. Весной стихия опасна.
Важно, что подпитка от озерной, речной и родниковой воды доступна волхвам, практикующим все стихии, просто у водников это будет происходить более интенсивно.
Функция очищения, присущая стихии воды, используется магами повсеместно. Стихия чистит грязь не только телесную, но и душевную, ментальную, энергетическую. Водой очищаются перед совершением магического действия, для улучшения качества его результатов и избежания побочных эффектов, и после битвы, смывая с себя грех убийства. Осенью, когда вода уходит в Навь, в глубины земли, она уносит с собой и души. Многие стремятся умереть именно в это время, облегчая себе путь в другие земли, вод очистит до рогу для них. Киевляне в какой-то мере восприняли крещение их Владимиром именно потому, что оно происходило в Днепре, им была понятна логика происходящего. И Днепр принял идолы перунов, также очистив их от ритуальной нечистоты и сохранив в своих мягких объятьях.

Вода в Прави

Мало кто из волхвов был призван в Правь и видел текущие там реки, но вода оттуда приходит в виде дождя. Дождь всегда символизирует бога, дающего жизнь земле и всем сущему на ней.

Вода в Нави

Навская вода неоднозначна. Та, которая по осени уходит в землю и подземные реки. На землю навскую воду приносят змеи и лягушки. Навская вода, она же мертвая вода, используется в обрядах исцеления и инициации, убивая то зло, которое мешает возродится жизни. Некоторе исследователи считают, что вся речная вода – навская, так как она вытекает из глубин земли и находят этому свидетельство в нравах лесной и болотной нечисти. Другие противоречат им, вспоминая берегинь, также живущ их в реках, как и русалки. Но о многом говорит, что сегодняшние элементали русской речной воды имеют дурной характер, в отличие от тех, которые жили в ней раньше. Род берегинь забыт, о них говорят только рыбьи хвосты в деревянной резьбе наличников, о Роде напомнят драконы там же. Русалки же и навки до сих пор затаскивают в воду добрых молодцев.

Глава 2. Стихия воды в эпосе.

Взаимодействие со стихией крайне интересно освещено в русском эпосе, в котором стихию, как правило, олицетворяет Царь Морской, а волхв выступает в образе богатыря или барда. Но иногда и охотника. Использовали волхвы свои способности по взаимодействию со стихией воды и для помощи рыбакам. Так, в былине «Вольга» волхв оборачивается щукой, бежит по синему морю и заворачивает рыбакам в сети осетрину и севрюженьку.
Интересно, что русский эпос не разделяет как таковые стихию морской и речной воды. Речная рыба щука бежит по синему морю, а Морской царь правит на новогородском Ильмень-озере .

Ильмень-озеро.

Уровень воды здесь меняется 6 раз в году и перепады доходят до 7 метров, это говорит о силе стихии, о том, что именно здесь взаимодействие с ней становится наиболее успешным. Это привело к тому, что центром волхвов, работающих с водяной стихией, был древний великий Новгород. Итак, воплощает в те времена нрав стихии Морской Царь. Его нрав можно проследить в былинах о Садко и некоторых других.
И вот первое появление морского царя:
«Как пошел Садке к Ильмень-озеру,
Садился на бел горяч камень
И начал играть в гуселки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской,
Вышел со Ильменя со озера.»

Совершенно очевидно, что волхв-бард Садко управляет водной стихией и ее повелителем при помощи гуслей, музыки. Не смущает то, что Садко – торговец, далеко не все волхвы, ка к и друиды, жили в лесах, некоторые, под видом купцов странствовали по миру. При возникающем конфликте с стихией Садко вновь берет в руки гусли:
«Как начал играть Садко в гуселки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море».

Но когда рядом нет волхва, Морской Царь не управляем. Он оборачивается щукой или морским змеем, топит торговые корабли, купцы пытаются задобрить его, но тщетно. Без волхва путешествие по водной глади оказывается чрезвычайно опасным. Концепция морского царя объясняет и единство речной и морской воды как стихии, реки становятся дочерями, продолжением грозного духа стихии. Но с реками волхвы чаще обращались более элегантно, выдавая их или их олицетворение замуж за витязей, и плодом такого брака становилось основание города, который охранялся водами этой реки. Так, поставленная волхвами между Трубежем и Окой Рязань успешно развивалась долгие столетия и одной из последних пала под натиском Москвы.
Также нельзя не обратить вн имание на обращение со стихией воды в известной «Голубиной книге». Книга дается людям из небесной воды, воды Прави.
«Восходила туча сильна, грозная,
Выпадала книга Голубиная.»

Книга содержит мудрость и знание, что намекает на то, что вода в представлении волхвов являлась и хранителем информации. Это вполне совпадает с современными концепциями памяти воды, развиваемыми, к примеру, японцем Масару Эмото, фотографировавшего кристаллы воды, заледеневшей в разных ситуациях и сравнивавшего эти кристаллы:

И в Голубиной книге мы вновь видим озеро Ильмень.

«Ильмень-озеро озерам мати: Не тот Ильмень, который над Новым градом, Не тот Ильмень, который во Цареграде, А тот Ильмень, который в Турецкой земле Над начальным градом Иерусалимом».
И здесь можно начинать понимать, что, взаимодействуя с стихией воды в Новграде, русские волхвы могли взаимодей ствовать с ней и во всем остальном мир, так как стихия едина.

Глава 3. Стихия воды в практической деятельности волхва.

Известные способы работы с водой дошли до нас в отрывках, но о чем-то можно догадываться, о чем-то – узнать из традиций.

Постановка дома

Крайне важной задачей становилась постановка дома, который должен быть жить долго и защищать своих жильцов. Для этого часто использовалась стихия воды. Так, когда определялось место будущего жилья, в углы четырехугольника ставились плошки с водой. Если к утру вода убывала – место считалось плохим, если оставалась на том же ровне или прибывала – хорошим.

Народное творчество и обережные мотивы

В задачу волхвов входило и создание инструментария для защиты народа от темных сил, и вода с ее обитателями широко использовалась для этого. Так, дом защищали оконные наличники.

Древние осетровые на защите дома и семьи

Дракон на наличнике

Встречаются обережные мотивы, связанные с водой в вышивках. Ее знаком была волнистая линия, Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» — горизонтальными. В каждом случаи призываются воды своего уровня Мирового древа, для решения задач продолжения рода или защиты.

Наговоры на воду

В лечебной практике встречались наговоры на воду. Текст, несущий оздровление, наговаривался на воду. Стихия запоминала его и когда такую воду пил больной, он излечивался и силой слова, и силой воды.

Заключение

Таким образом, изучив методику взаимодействия волхв с стихией воды можно отметить, что методы управления ей делились на 5 групп:

  1. Чисто магические и анимагические, оборачивание в существ, олицетворяющих воду.
  2. Музыкальные. Гусли Садко.
  3. Вербальные. Заговоры на воду.
  4. Ритуальные.
  5. Предметные. Лозы, вышивки, резьба.
Все эти методы были направлены на то, чтобы оставить стихию воды на службу нарду, обеспечить ему спокойствие, защиту от наводнений и врагов, хорошую рыбалку. Некоторые из этих способов сохранились в народной памяти и дошли до наших дней.

Источники:

  1. Станислав Зюзько. Лекция Веды славян
  2. Lelya. Древнеславянская мифология. Курс лекций.
  3. Былина о Садко
  4. Былина о Вольге
  5. Голубиная книга
  6. Б.А. Рыбаков Язычество Древней Руси