Свободное исследование

Astra

Суждения при неопределенности: эвристика и волшебные палочки

План.
Введение.
Часть 1. Оптимум древесины.
Часть 2. Оптимум наполнителя.
Часть 3. Следование принципам символики.
Часть 4. Препоны синтезированной науки.
Заключение.
Список используемых ресурсов.

Введение.

Познавая устройство реальности, ты получаешь власть над ней. И мера этой власти — глубина твоего понимания.

Недавно задумалась о том, какую роль играет волшебная палочка в жизни палочкового мага. Стоит несчастному потерять или сломать свое оружие, как он оказывается практически беспомощным и беззащитным. Да, в обычной жизни колдун может дойти до ближайшей лавки и приобрести новый инвентарь, но, если палочка сломалась во время одиночной экспедиции, как быть? Где быстро найти еще одну? Если только не повезет случайно обнаружить ее в ближайших кустах (или мастера по изготовлению палочек), то придется… создавать самому. Вот этому процессу и посвящена моя работа. Выясним, какие компоненты можно использовать, их свойства, как их соединять, какие символы наносить, какие в результате чары сможем воспроизвести. Конечно, в итоге все может оказаться бессмысленным и палочку мы не создадим. И это тоже будет результат, пусть не такой, какой хотелось бы. Приступим.

Примечания.
1) Здесь и далее я буду писать свои размышления, которые могут идти вразрез с чем-угодно, кроме правил и законов мира Аргемоны и РФ.
2) Данная тема не была досконально изучена в мире Аргемоны, поэтому я оставляю себе право на какие угодно измышления не противоречащие п.1.

Часть 1. Оптимум древесины.

Подчиняя реальность, ты обретёшь силу. Цена этой силы — необходимость научиться задавать вопросы Природе и, что гораздо труднее, принимать Её ответы.

Если мы зайдем на Поттер.Вики, то узнаем, что мистер Олливандер использовал минимум 38 пород деревьев для изготовления палочек. Еще три породы фигурировали в саге, но доподлинно неизвестно, кто был мастером тех палочек. Одна из этих “неизвестных” палочек выполнена из березы и мы ее отложим в сторону. Наша задача:
1а. Сравнить список популярных деревьев средней полосы России со списком деревьев Олливандера. Найти одинаковые породы. Почему России? Будем исходить из того, что мы находимся именно там, а не в Китае или в Запретном лесу.
2а. Выбрать наиболее популярные и узнаваемые породы. Узнаваемые, значит легко определяемые без образования в области ботаники/травоведения.

1. Совпадения по деревьям.
Вишня обыкновенная — Cerasus vulgaris
Вяз гладкий (обыкновенный) — Ulmus laevis
Вяз приземистый — Ulmus pumila
Вяз шершавый (ильм) — Ulmus glabra
Груша обыкновенная — Pyrus communis
Ель колючая (голубая) — Picea pungens
Ель обыкновенная — Picea abies
Ива белая (ветла) — Salix alba
Ива козья — Salix caprea
Ива ломкая (ракита) — Salix fragilis
Конский каштан обыкновенный — Aesculus hippocastanum
Клен остролистный — Acer platanoides
Клен приречный — Acer ginnala
Клен татарский — Acer tataricum
Клен ясенелистный — Acer negundo
Липа крупнолистная — Tilia platyphyllos
Липа мелколистная — Tilia cordata
Лиственница европейская — Larix decidua
Ольха серая — Alnus incana
Ольха черная — Alnus glutinosa
Тополь дрожащий (осина) — Populus tremula
Тополь бальзамический — Populus balsamifera
Тополь белый — Populus alba
Тополь черный — Populus nigra
Рябина обыкновенная — Sorbus aucuparia
Сосна Веймутова — Pinus strobus
Сосна обыкновенная — Pinus sylvestris
Яблоня лесная — Malus sylvestris
Яблоня садовая — Malus domestica
Ясень обыкновенный — Fraxinus excelsior
Ясень пенсильванский — Fraxinus pennsylvanica

Тут у нас уже возникли сложности. Олливандер не дает название на латыни, поэтому мы не можем знать какой конкретно вид имелся в виду (и имелся ли вообще?). Уточнения мы встречаем только по дубу, он красный - Quércus rúbra, в то время как в России часто растет Quércus róbur - дуб черешчатый. Брать его в расчет? Я бы не советовала. Мы уже знаем что дерево неверное, поэтому нельзя ожидать от него необходимых свойств.
Возвращаемся к списку. Тридцать одно дерево нужно сократить хотя бы до пяти. Чем больше деревьев, тем больше отличий (кора, почки, форма листьев), а значит их надо будет высматривать и держать в голове, что противоречит задаче 2а (найти наиболее узнаваемые породы). Отсеивание будет проводить по трем критериям:
1б. Произрастает ли в Великобритании. Именно для этого государства Гаррик создает свои палочки, и среди его древесины не встречается каких-то редких, особенных экземпляров, характерных для других стран, но дефицитных в Великобритании.
2б. Доступность забора древесины. Например, в случае ясеня, ствол очищен от ветвей до высоты девяти метров.
3б. Магические свойства. Нет смысла брать очень слабую, не дружественную или узко-специфическую древесину.

Так, список сократился до 20 деревьев по критерию 1б. Теперь пройдемся по 2б, 3б и 2а. Значок “*” означает что дерево противоречит 2а (узнаваемости).

Вяз гладкий (Ulmus laevis) - наличие “сережек” делает дерево узнаваемым, но “сережки” могут быть не только у него - *

Вяз шершавый (Ulmus glabra) - аналогично Вязу гладкому.

Груша обыкновенная (Pyrus communis) - не совсем проходит по 1б, так как в Великобритании встречается в основном в одичавшем состоянии. Плюс - *.

Ель колючая (Picea pungens) - весьма странный образец, который имеет кучу видов, в том числе карликовых (что только больше запутывает). Итого, по 1б он фактически может быть, но мы его уберем, чтобы иметь больше конкретики.

Ель обыкновенная (Picea abies) - великолепное дерево! Всем известная елка, которую ставим на новый год. Обращу внимание, что она должна быть классической зеленой, не голубой. Однако, по 3б мы не можем взять это дерево, потому что, оно сложное и своенравное. “Ель имеет собственные идеи насчет того, каким должно быть ее волшебство”. Требуется особая ловкость и опыт изготовления палочек, иначе полученный продукт окажется опасным. Вычеркиваем ель.

Ива белая (Salix alba) - еще одно великолепное дерево! “Плакучая” ива. Часто можно увидеть по берегам рек. Длинные опущенные ветви с узкими листиками. По 3б также подходит.

Ива козья (Salix caprea) - по 1б проходит не совсем, только форма Килмарнок - “Salix caprea 'Kilmarnock”. Во-вторых - *.

Ива ломкая (Salix fragilis) - листики похожи на Salix alba, но вид кроны обычный, не “плакучий” - *.

Клен татарский (Acer tataricum) - хоть это и клен, но листва не “кленовая”, неузнаваемая - *.

Клен приречный (Acer ginnala) - европейские систематики считают клен приречный разновидностью клена татарского - acer tataricum ssp. ginnala, поэтому мы тоже “слепим” их в одно дерево - acer tataricum. Листья у них немного отличаются, но все-же, у приречного это также не огромные пятипалые “листища”, поэтому - *.

Клен ясенелистный (Acer negundo) - очередной клен с “не кленовыми” листами, а обычными и неприметными - *.

Липа сердцевидная (Tilia cordata) - полное международное научное название Tilia cordata Mill. Вот ее, кстати, можно попытаться распознать по листьям, которые имеют характерную форму сердца.

Подходит для 3б.

Лиственница европейская (Larix decidua) - весьма странное дерево, которое по-моему мнению обладает внешностью ели скрещенной с лиственным деревом. Не будем брать чтобы не путаться - *.

Ольха черная (Alnus glutinosa) - отличные оригинальные листики. Будто кто-то поотрывал кончики!

По 3б проходит частично. но все же возьмем.

Тополь дрожащий (Populus tremula) - *.

Тополь белый (Populus alba) - оригинальная форма листьев, а главное, с одной стороны лист зеленый и глянцевый, а с другой - белый и матовый. Это бросается в глаза и это можно запомнить.

Великолепно идет по 3б.

Тополь черный (Populus nigra) - *.

Рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia) - красные рябиновые кисти - невероятно крутой указатель на рябину, но висят то они не все время! Отлично по 3б.

Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris) - еще одно дерево, которое часто видим в канун Нового года. Однако, надо помнить, что во “взрослом” виде, оно немного изменяется и ее можно не узнать. Нижние ветки могут располагаться высоко, но не всегда. Проходит по 3б.

Яблони (Malus) - безусловно какие-то виды в Великобритании есть, но точно не удалось выяснить есть ли там там садовая или лесная, поэтому не особо проходит по 1б.

Ясень обыкновенный (Fraxinus excelsior) - 2б, *.
Ясень пенсильванский — Fraxinus pennsylvanica - *.

После очередной “фильтрации” мы имеем уже 6 пород. Расставим их по приоритету, не забыв про личные предпочтения деревьев.
Первое место - Тополь. Палочка будет сильной и последовательной, на нее можно положиться. Предпочитает волшебников с ясным моральным видением.
Второе - Рябина. Особенно сильна в защитных чарах и дуэлях. Выбирает исключительно светлых магов.
Третье - Ива белая и Липа сердцевидная. Обе менее универсальны, имеют свои предпочтения и векторы силы. Ива подходит для неуверенных людей, вектор идет по целительной и невербальной магии. Липа лучше всего для провидцев и специалистов по легилименции.
Четвертое - Сосна. Достаточно интересное дерево, которое могло занять лидирующие позиции. Сосна беспрекословно подчиняется новым методам и заклинаниям, то есть, мы можем ждать от нее самого лучшего приспособленчества. Однако, в хозяева она выбирает одиночек, независимых индивидуалистов, а с другими может уже не ужиться, а значит и не проявить свою особенность.
Пятое и последнее - Ольха черная. Предпочитает внимательных, услужливых и опытных магов. Усиливает невербальную магию. Новичкам крайне не рекомендуется.

Как вы заметили, мы не включили сюда заранее отложенную Березу. Хотя она и встречается в России, но Олливандер ее не применял и сведений никаких не оставил, поэтому обойдем ее стороной.

Подведем итог по первой части.
Казалось бы, самое простое - выбор дерева, уже обернулся для нас большими сложностями. Мало того, что сами деревья надо научиться различать, так половину из них узнаем по листьям, которые могут и отсутствовать (времена года никто не отменял). И остаются у нас Ива и Сосна, но Сосна может выкинуть фортель, если ей не угодишь темпераментом, а значит оставляем Иву. Гибкую, прекрасную, целительную, но не особо универсальную и мощную, и (скорее всего) с ненужным векторами силы. Положа руку на хвост, скажу, это достойный вариант древесины. А теперь плохие новости. На этом этапе мы еще уменьшим процент получения адекватной палочки, потому что будем использовать свежую древесину, а не высушенную. Мы не можем взять сухую ветку из под дерева по нескольким причинам:
1) нет уверенности что это именно ветка из под этого дерева, а не того, которое растет рядом (проблема особенно актуальна в лесу, где деревья растут очень близко друг к другу).
2) у ветки может быть “история”, причем, не всегда хорошая. Мы не знаем кто ее брал в руки, сколько уже зим она лежит, да и упала ли она сама, или ее кто-то со злости выдрал. Поэтому, совершая забор материала, лучше столкнуться с ожидаемым неудобством (свежесть ветки), чем гадать о неизвестных и сильно негативных.

Дополнение 1.
Если допустить, что маг отлично разбирается в ботанике, то, он также должен понимать, что не все перечисленные Олливанедром деревья можно брать со спокойной совестью.

Крайне не рекомендую:
Бузину. Очень трудно освоить. Считается только с могущественными и выдающимися волшебниками, презирая слабых и нерешительных.
Вишня. Обладает смертоносной силой независимо от сердцевины.
Акация. Своенравная, требует изысканности и изящества в исполнении заклинаний. Скорее всего откажется творить “топорные” заклинания, на которые мы в общем-то и рассчитываем.
Кизил. Чудной и непослушный. Отказывается творить невербальные заклинания.
Остролист. Очень зависим от наполнителя, если он “никакой”, то толку не будет.

Рекомендую обратить внимание:
Боярышник. Только для опытных магов. Сложная порода, но самая лучшая для колдомедицины. Использовать при лечении ран, травм и т.п.
Бук. Способен к такому мастерству, которое редко увидишь у других деревьев.
Лавр. Мощный и настойчивый.
Орешник. Имеет уникальную способность обнаруживать под землей воду. Проходя мимо скрытых водных источников, палочка из орешника начнет испускать серебристые клубы дыма в форме слез. Не рекомендую использовать для заклинаний, так как легко впитывает в себя негативную энергию (гнев, разочарование и т.п.) и затем непредсказуемо выплескивает.

Дополнение 2.
Роулинг при подборе палочек отталкивалась от кельтской системы соотношения деревьев и различных времен года. Можно положититься и на нее. Выучить как выглядит твое дерево и при случае попытаться его найти.

24 декабря - 20 января - Береза
21 января - 17 февраля - Рябина
18 февраля - 17 марта - Ясень
18 марта - 14 апреля - Ольха
15 апреля - 12 мая - Ива
13 мая - 9 июня - Боярышник
10 июня - 7 июля - Дуб
8 июля - 4 августа - Остролист
5 августа - 1 сентября - Орешник
2 сентября - 29 сентября - Виноградная лоза
30 сентября - 27 октября - Плющ
28 октября - 24 ноября - Тростник
25 ноября - 23 декабря - Бузина

Дополнение 3.
Весьма очевидная вещь, но в пылу азарта, паники или растерянности можно об этом забыть.
1) Материал берем из “чистых” мест. Никаких кладбищ, висельниц, сатанинский церквей, мест проведения ритуалов, подозрительных темных топей и болот.
2) Само дерево также должно быть здоровым, без гнили, паразитов, лишаев и грибов.

Переходим ко второй части.

Часть 2. Оптимум наполнителя.

Ты будешь ставить эксперименты, проверять выводы и наблюдать, что происходит.

Оптимумом мы можем назвать только Высшие Сердцевины - три магические субстанции, которые подобрал лично Гаррик - перо феникса, волос единорога и сердечная жила дракона. А потому, если мы оказались не в Запретном лесу, где на кустах можно встретить волосы единорога, или не являемся Главой Вуза, у которой анимагическая форма Феникс, то, быстро мы оптимум не найдем. Однако, мы можем регрессировать и подобрать что-то другое.
Отправляясь на поиски, первое что бросается в глаза - магические субстанции для наполнителя принадлежали исключительно живым существам и не были частью “неживого” мира, например, камнями и растениями. Однако, в записях с Поттерморе, мы узнаем, что раньше было нормой заказывать палочки с лично выбранным деревом и ингредиентом. И ингредиентом могло послужить растение, например, отросток бадьяна. Отсюда мы можем предположить, что раз ниша наполнителей не была монополизирована живыми существами, значит могли быть использованы любые неживые субстанции. Второй момент - компоненты не брались рандомно, все они имели какую-то личную связь с будущими владельцами, их любили, их наследовали, им отдавали дань уважения. Конечно, такая практика не приносила существенных результатов и палочки выходили посредственные, однако, они работали, а на большее рассчитывать нам не приходится.
Приступим. Смотрим по сторонам и решаем что подобрать, ориентируясь на концепт семейства Оливандеров:
- компонент принадлежит магическому существу. Либо просто живому существу. В крайнем случае растению.
- компонент симпатичен нам по какой-то причине (связан с приятным воспоминанием, почитаем в нашей семье).
И … вряд ли мы что-то найдем.
При желании эта глава могла бы походить на первую. Длинный список популярных растений, выемка особенно магических, вуаля, 2-5 шутк готовы. Но, на практике
это бессмысленно. С приходом осени большинство растений умирают, а значит, до весны мы остаемся без сердцевины. Или нет? Кое-кто остается.

Мох. Его можно найти даже под снегом.
Достаточно интересен мох с точки зрения травологии:
* одно из самых древних растений на земле (а древность накладывает свой отпечаток могущества).
* имеет способность к регенерации.
* умеет впитывать и хранить не только влагу, но и магическую энергию.
* имеет уникальный вектор на родственную связь

Таким образом, мы получаем чуть ли не выигрышный билет. Конечно, тут, как и с деревом, нужно быть в адеквате. Не идти за мхом в болото, не брать его с кладбища и подозрительных, корявых, умирающих деревьев. Чем зеленее и живее мох, тем больше магического запаса он имеет. Палочка со мхом будет особенно хороша для восстанавливающих, целительных заклинаний и заклинаний общения с родными (вызов помощи).

Но у нас еще один вариант добычи компонентов - забор собственного материала.
Будет идеально, если анимагическая форма мага - магическое животное. Хуже - обычное животное. Еще хуже - волшебник не анимаг. В таком случае, я предлагаю попробовать использовать собственные волосы. Почему предпочтительней их, а не мох? Потому что волос/перо/чешуйка - это части, которые заключают в себе не только магическую силу, но и характер существа, который этим компонентом поделился. Грубо говоря, закладывая компонент живого существа мы “одушевляем” волшебную палочку. Без одушевления мы не можем перейти ко второму важному моменту - завязыванию близости. “... готовая палочка сможет подойти лишь тому волшебнику, с которым она будет чувствовать наибольшую близость” (с) Поттерморе. Тут, безусловно, можно все опровергнуть фразой - “одушевление может происходить не из за “живого” компонента, а в результате последующих махинаций, в который палочка оживает и берет характер из сердцевины. Если бы там была сушеная казинака, то характер брался бы из нее”. Да, такое может быть. Только у сушеной казинаки нет характера, также как у болгарского перца. А вдруг есть? Ок. Тогда мы его не знаем и не сможем прогнозировать. А вот свой характер мы знаем, мы сами себе близки и мы маги, значит компонент удовлетворяет концепт семейства Олливандеров - “магичен и симпатичен”.

Часть 3. Следование принципам символики.

И ты должен принимать результаты, даже когда они говорят тебе, что ты ошибаешься.

Как рассказывала Фанки на лекции по “Магии Символов”: “Символ соединяет вместе разрозненные фрагменты и при этом создает более значимое целое, чем банальная сумма частей. Все дело в том, что слияние скрытых, тех самых «невидимых» смыслов усиливает общую идею”. А именно это нам и нужно. Соединить оболочку с сердцевиной и усилить их. Тут также вспоминаем, что символ - это не знак, который сообщает голую информацию. Символ вызывает ассоциации и богатый эмоциональный отклик. Глядя на палочку мы можем называть ее “женской/мужской, строгой/изящной, вычурной/простой, мы можем предполагать кому она принадлежит и какие чары у нее векторные. Все “невидимые” смыслы складываются в общую идею.

Почему так происходит? Мы улавливаем родственную связь палочки и ее хозяина. Конечно, родство может откровенно бросаться в глаза, как с палочкой Сириуса. На ней вырезаны символы, похожие на те, которые нанесены на тело бывшего заключенного. Может быть, это уловка сценариста, а может, эту идею поддержала Роулинг. В палочке Волан-де-Морта, можно увидеть белую, хорошо заточенную и обработанную кость, хотя это всего лишь тис. Кость ассоциируется с миром мертвым, чем-то темным, что в итоге и является отражением мага. У Луны Лавгуд палочка очень изящная, нежная, необычная, с рукояткой в форме бутона цветка. Это характер ее хозяйки. Любовь к необычной бижутерии, платьям, украшению себя, это ведь не только указание на оригинальность, но и на девичью привлекательность и обаятельность. Если мы сравним ее с Флер, то увидим, что девушка с кровью вейлы на ее фоне более зрелая, элегантная, броская и запоминающийся, а ее палочка буквально переполнена искусными деталями, вязью и растительными узорами. Вообще, девчачьи палочки полная противоположность мужицким - простым и грубым, будто их только что оторвали от куста и поленились обрабатывать. Далеко ходить не надо, так выглядят палочка самого Гарри Поттера, а еще Рона, Крама и других.


Ветка Крама тут передает грубость сути, а не оригинальный вид его палочки.

Можно еще долго рассуждать о визуальных различиях, но думаю уже понятно к чему все это идет. Чтобы следовать принципам символики - надо эту символику знать. И если ты не понимаешь смысла деталей других палочек, не улавливаешь их суть, не видишь связи с их владельцами и сердцевинами, то ты не сможешь создать что-то подобное. Бесполезно разбирать каждый значок/веточку/шишечку, выписывать их векторы, мощь и особенности. Нанесение абсолютно любых символов связано с тонкими расчетом и анализом. Не имея базовых знаний, не пройдя курсы по Символике, не сможешь начертать или сотворить что-то адекватное и рабочее. В принципе, тут вообще встает вопрос об адекватности и работоспособности всей палочки как артефакта. Переходим к последней части.

Часть 4. Препоны синтезированной науки.

Тебе придётся научиться проигрывать, не мне, но Природе.

Как бы тщательно мы все не измеряли, не вычисляли и не прикидывали, скорее всего у нас ничего не получится. И дело не в везении или времени года, а:

1) “... даже на создание такой вроде бы ненадежной штуки уйдут силы и время”. (с) Ингни Юне. Но время у нас в цене. Если бы его было много, я бы не писала инструкцию “сделай палочку на коленке за 10 минут”.

2) “Артефактология, скорее не наука, а специализация, основанная на Теории Магии, Ритуалах, Заклинания, Символах и прочих магических науках”. (с) Тадана. Иными словами, нужно знать очень много и очень хорошо. Человек, который столько знает будет в состоянии выбраться из леса/гор/переплета и без создания примитивной палочки.

3) “Волшебная палочка, как очень особенный артефакт делается посредством не просто механизированного собирания конструктора из известных материалов, а, как и вся магия, является творческим процессом. Если в этом нет творческого начала - оно все равно никогда не заработает нормально. Это не лего”. (с) Ингни Юне. Нужны не только знания, но и творческая жилка, чутье, иначе вся подготовка была зря.

4) “Ты создаешь некий артефакт - и это,да, сложно, и нет, повторю сто раз, набора действий, который однозначно соответствует результату”. (с) Ингни Юне. Значит забываем про саму идею создать универсальную инструкцию по созданию конкретной палочки с конкретными свойствами. Даже один маг, используя одни и те же компоненты, будет получать немного разный результат.

5) “... схема: подбираем по системе правил нужные компоненты. Проводим нужный ритуал, вкладывая при этом некую Идею. Получаем результат”. (с) Тадана. Возможно, потребуется какой-то ритуал или магический обряд, завершающий слияние древесины и сердцевины. Олливандер или Роулинг таких сведений не оставили, а значит, нужно создавать все самим. Создавать, естественно должны не школьники, а взрослые, опытные маги.

Заключение.

И если ты заметишь, что стал спорить с реальностью — позволь ей одержать верх.

Как показала моя работа, иногда следует включать мозги перед тем как писать СИ. И дело не в словах уважаемых профессоров Ингни Юне (артефактология) и Тадана (символика, заклинания). А в другом. Сам канон дает ответ. За нарушение законов магического сообщества Министерство магии изымало и переламывало палочку, а это было невероятно сильным потрясением для мага. Хоть он фактически и продолжал находиться в волшебном мире, но по статусу становился ближе к магглу. Если бы любой желающий мог тут же изготовить новую палочку, то потерялся бы смысл Министерского акта. Плюс, любой колдун носил бы с собой минимум пару запасных волшебных палочек, особенно на войне, но там все успешно лишались магических оружий в кол-ве одного экземпляра и превращались в легкую добычу.

Что-ж, на этой ноте и подведем итог всей работе. Нельзя изготовить палочку без багажа специализированных знаний и творческого чутья. Да, можно составить методичку по изготовлению палочек и она будет работать. Но. Это серьезная исследовательская работа, которая тянет на диссертацию. И. Палочка будет готовиться из заранее добытых компонентов, в спокойной обстановке, с тактом, чувством и расстановкой, без стрессов и спешки.

P.S.

“... если вы хоть сколько-нибудь волшебник, то сможете направлять свою Магию с помощью практически любого инструмента.” (с) Гаррик Олливандер. А что, если создавать не палочку, а более простой артефакт? Или использовать особую магию, именуемую “жизненной”? Или принцип эмоциональной магии, на которой строятся вызов Патронуса и непростительные заклинания? Сегодняшняя битва проиграна, но впереди еще много новых путей, поспешим!

Список используемых ресурсов.

Древесина для палочек.
Дикорастущие деревья средней полосы России.
Гаррик Олливандер.
Вишня обыкновенная.
Вяз гладкий.
Вяз приземистый.
Вяз шершавый.
Груша обыкновенная.
Ель колючая (голубая)
Ель обыкновенная
Ива, виды.
Ива козья.
Конский каштан обыкновенный
Клен.
Клен приречный и татарский
Клен ясенелистный
Липа крупнолистовая
Липа мелколистная
Липа сердцевидная
Лиственница европейская
Ольха серая
Ольха черная
Тополь, виды.
Тополь бальзамический
Рябина обыкновенная
Сосна Веймутова
Сосна обыкновенная
Ясень обыкновенный
Ясень пенсильванский.
Гарри Поттер и узник Азкабана. Секреты мастера Олливандера. HPclub Projects
Кабинет Травологии
Магия символов.
Гарри Поттер и методы рационального мышления.