Эльсе Лунн
Содержание работы:
Введение
1.Орф и древнегреческая мифология
2.Орф и реальный мир
3.Похожие существа в мифологии и культуре других стран
3.1.Собаки в мифологии и культуре других стран
3.2 Двуглавые существа в мифологии и культуре других стран
Заключение
У неизученных существ, будь они просто потенциальными домашними любимцами, или страшными древнегреческими чудовищами, есть одна приятная особенность: о них почти ничего неизвестно. А значит, будучи обыкновенным студентом, каждый из нас может совершить маленькую научную революцию, сделать какое-то открытие или раскопать тайну, которую еще никто не раскапывал.
В этой работе я постараюсь разобраться, кто такой Орф, как он связан с Цербером, почему не стал таким же знаменитым, а главное – остался ли он там, в Древней Греции, или бродит и сейчас в других обликах по всяким разным странам нашего мира и по другим волшебным мирам.
Какие-то моменты в этой работе могут показаться неприятными: речь будет идти, в том числе, о болезнях и об экспериментах над животными, которые кто-то посчитает издевательством или жестоким обращением. Но, мне кажется, говоря о двухголовых собаках, нужно смотреть не только на мифологию. Реальный мир тоже важен. Во-первых, потому, что именно из реальности, пусть и очень давней, берет свои истоки мифология. Во-вторых, потому, что чудовища не всегда оказываются чудовищами. Очень грустно, когда чудовищами считают больных животных, которые не плюются огнем и ядом, не имеют хвост со змеиными головами, не вызывают своим воем демонов и вообще не делают ничего особенного.
Они просто отличаются внешне от здоровых собратьев.
Волшебникам терпимость к отличиям тоже важна, именно поэтому я включила в свою работу столь неоднозначную часть.
Согласно научной классификации,Орф относится к отряду хищных, семейству псовых, роду и виду волков, ну и подвиду собак, причем не обычных, а двухголовых. Но вся эта классификация достаточно условна: неизвестно до сих пор, можно ли вообще отнести чудовище к царству животных.
Что такое животное? Словари говорят, что это существа, в клетках которых имеются ядра, которые питаются готовыми органическими соединениямии ведут подвижный образ жизни. Если с питанием Орфа все понятно, с подвижностью – тоже, то вот под микроскопом его никто не изучал, поэтому однозначно сказать про ядра в клетках невозможно.
Про Орфа мы знаем из подвигов Геракла. Именно эта собачка сторожила стада волшебных красных быков трехголового великана Гериона, бога заката и правителя острова Эрифия,который считается хозяином Орфа. Товарищ Геракл бессовестным образом коров выкрал, собачку, пытавшуюся защитить добро хозяина от вора, убил дубинкой, а люди все это дело назвали не преступлением, а подвигом.
Описывается Орф в «подвигах» коротко: «Над ним стоял огромный лохматый пес с шерстью цвета свежей крови и свирепо лаял». Другим отличительным признаком, кроме лохматости и багровой шерсти (с греческого ?????? означает или предрассветный сумрак, или «всегда на страже») считаются две головы Орфа. В каких-то источниках встречается еще и упоминание змеиного хвоста, основанное на графическом изображении сцены из Подвига самими греками. Но изображение от текста отличается: на нем Орфубит стрелой, торчащей из живота, а по тексту – дубинкой.
Иногда его путают с Цербером, но у Цербера, который, кстати, является младшим братомОрфа, три головы. Логично, что следующей в этой семейке родилась Лернейская гидра…
Впрочем, я отвлеклась. Что известно опроисхождении Орфа? Появилась собачка на свет благодаря Тифону и Ехидне. Поясню: Ехидна – это полуженщина-полузмея, чье происхождение доподлинно неизвестно (называют чуть ли не три пары потенциальных родителей). Тифон – ее супруг и брат. Кровосмешение для греческой мифологии - норма, ну а нам понятно, почему их дети имели столько голов. Тифон, кстати, был великаном: не обычным великаном, а чудовищным великаном, выше и сильнее всех других существ на свете. Гесиод приписывал ему сотню драконьих голов на затылке (вот откуда гены у детей), ну а греки считали олицетворением огненных сил земли и разрушительных реакций, которые с этой землей происходят. Здесь, вероятно, имеются ввиду всевозможные землетрясения и прочие природные катаклизмы, непонятные древним грекам. В общем, та еще парочка была
Семья у Орфа была большая и, мягко говоря, разнообразная. Всего великан и женщина-змея родили восьмерых детей. И каждый из этих детей был достоин стать темой этой исследовательской работы: двуглавый Орф, трехглавый Цербер, Лернейская Гидра, Немейский лев, Химера, Сфинкс, Колхидский дракон и Эфон. Впрочем, по ряду источников, Сфинкс и Немейский лев были не только братьями-сестрами Орфа по матери, но и его собственными детьми. Я же уже говорила про кровосмешение?
Таким образом, в отличие от многих древнегреческих чудовищ, рождавшихся у обычных богов, судьба Орфа была предрешена еще до его рождения. От связи полузмеи и великана с большим количеством голов обычный ребенок на свет появиться не может. Если взглянуть на братьев и сестер Орфа, можно сказать, что ему повезло, у него еще вполне нормальная мутация: две головы, да, но никаких других демонических признаков.
Когда речь идет о двухголовых собаках, люди, знакомые с научным миром, сразу вспомнят эксперименты ученого и хирурга Демихова. Демиховжил полвека назад и в середине 1950х годов подсадил одной собаке голову другой. До этого было множество других экспериментов, в том числе по пересадке сердца и легких собакам. У нас эти эксперименты часто называют странными и сомнительными, но за рубежом Демихова называли гением, который приближал возможность трансплантации жизненно важных органов и человеку.
Двухголовые собаки родились следующим способом: хирург под наркозом и при искусственном дыхании приживлял половину крупного щенка к целому туловищу взрослой собаки – на шею. У щенка оставались голова и передние лапы, но сердце и легкие удалялись. Жил он за счет организма взрослой собаки, ее кровообращения и дыхания, которые стали возможны при сшивании сосудов. Да, понятно, что такие описания звучат неприятно и страшно, но в медицине опыты на животных – обычное дело. Древние греки о таких пересадках, конечно, ничего не слышали, зато в СССР был свой собственный Орф.
Я не зря закончила прошлую часть словами о мутациях. Орф мог появиться в мифологии не случайно: у него существуют реальные прототипы. За историю человеческих наблюдений кто только не рождался с двумя головами: и собаки, и кошки, и ящерки-черепахи, и крокодилы, и свиньи – в общем, все подряд. Зафиксированы и случаи рождения детей с двумя головами. Вот только сегодня все эти случаи уже не называют появлением чудовищ.
Первые истории о сросшихся близнецах, которых сегодня называют сиамскими, были известны еще в античности. О них писал Аристотель, который о чем в своей жизни только не писал. В работе «О возникновении животных» ученый предполагает теорию о слившихся или недостаточно разделившихся зародышах и задает себе вопрос: это одно существо или два? По его логике и логике Фомы Аквинского, количество личностей зависит от количества сердец и голов. Голов у нашегоОрфа точно было две, а количество сердец установить невозможно.
Недостаточно разделиться зародыши, действительно, могут. Примеры рождения однояйцевых близнецов – это как раз та ситуация, когда разделение прошло до конца. А если где-то случился сбой? Если механизм был нарушен? Тогда зародыш застревает на этом моменте и дальше развивается как один плод.
Этот механизм, вроде бы, одинаково работает как с людьми, так и с животными. Но, так как наш Орф – животное, дальше я постараюсь сосредоточиться только на четвероногих. У животных существует заболевание полицефалия, и тех, кто ей болен, называют дипрозопами, носителями феномена многоликости. Эта болезнь была оформлена официально не так давно: в 1980х годах было открыто новое семейство белков hedgehog, которые и отвечают за развитие и формирование головы эмбриона. Позже ученые обнаружили, что один из этих белков, SonicHedgeHog, в случае его недостатка, может привести к другому «чудовищному заболеванию», циклопии и недосформированной голове. А если этого белка будет в избытке, то лицо может быть слишком широким, а в некоторых случаях может сформироваться два отдельных лица или две отдельные головы.
Чем не Орф?
Как уже говорилось выше, дипрозопами могут стать практически любые животные: от змей до телят. Кроме особенностей внешнего вида их объединяет небольшая продолжительность жизни: набор органов у них один на двоих и быстрее «изнашивается». Если говорить о диких животных-дипрозопах, то им сложно охотиться, сложно убегать от опасности, так как разные головы могут иметь разные желания в один конкретный момент, в итоге и умирают они очень быстро. Впрочем, есть и счастливые исключения: известный двуликий кот Фрэнк-и-Луи прожил целых пятнадцать лет и умер от рака.
Таким образом, образ Орфа мог быть не вымышленным, а вполне реальным. Ученые сегодня пытаются выяснить зависимость развития аномалий от высокой температуры. Так уже есть наблюдения за куриными яйцами, в которых, при температуре выше 30 градусов, начинают происходить нарушения развития цыпленка. Такая же история и с повышением температуры воды, в результате которого биологи заметили двуглавых эмбрионов рыб.
Каким был климат в Древней Греции? Могло ли случиться так, что все эти проблемы с циклопами, гидрами, двух и трехглавыми псами – это случаи проявления полицефалии? По сути, достаточно одного-двух случаев, чтобы миф обрел краски, головы начали шевелиться и плеваться огнем, ну а количество этих голов перевалило за сотню. У страха, как известно, глаза велики. Увидел древний грек в лесу двуглавого волка, испугался – вот вам и Орф. Даже сегодня, когда мир знает о генах, белках, мутациях и прочих штуках, появление существа с двумя голова шокирует и испугает свидетелей. Что уж говорить о древности, где страх был сигналом опасности?
Как ни странно, несмотря на то, что полицефалия была явлением, случающимся, пусть и редко, но по всему миру, в других мифологиях обнаружить следы двухголовых собак практически не удалось. Поэтому эту часть работы я разобью на две отдельные категории, постаравшись очень коротко рассказать и о собаках в мифологии в целом, и о двуглавых мифологических существах, и конкретно о братьях-близнецах нашегоОрфа, которых можно пересчитать по пальцам одной руки.
3.1 Собаки в мифологии и культуре других стран
В отличие от своего брата-Цербера, которому повезло стать знаменитым и просочиться в разные страны, став героем и фильмов, и книг, прототипов Орфа в других мифологиях или в литературе практически нет. Просто собаки есть. Просто собак хватает. Причем эти собаки выполняют совершенно разные функции: от схожих с Цербером, где они служат проводниками душ по подземному миру или охраняют вход в царство мертвых, до, наоборот, функций целителей и добрых богов в облике пса. Так, например, в армянской мифологии духи умерших собак зализывают раны умерших воинов, оживляя кого-то из них. Скандинавский пес Гарм, злобный и огромный, чуть не уничтожает весь мир, сорвавшись с оков, которые держали его у скалы. Если бы Тор вовремя не убил Гарма, люди и боги могли бы погибнуть. А у китайцев небесный пес Тяньгоуотвращает от людей все беды и напасти, а так же предупреждает их о войне, посылая специальные сигналы.
Двуглавая собака упоминается в полинезийской мифологии: на Южном острове, который является частью и самым большим островом Новой Зеландии жили огры, которые охотились с помощью двуглавых собак. Имя одной из таких собак – Mohorangi, она не просто имела две головы, но и могла превращать человека в камень, только взглянув ему в глаза. Напоминает смесь Орфа и Медузы Горгоны, но где Греция, а где Новая Зеландия?
Один из мифов маори, коренного населения Новой Зеландии, рассказывает о собакоголовом великане по имени Копуваи, который жил у реки Клута (Матау) в регионе Отаго. Великан жил не один, а со своими собаками, у каждой из которых было по две головы. Однажды великан похитил девушку по имени Каиамио, которая ушла в лес на охоту, но отстала от своих друзей и подруг. Копуваи дождался, когда крики девушки уже не услышат другие люди, натравил на нее своих двухголовых собак и утащил в свое логово. Несколько лет девушка жила там, обслуживая людоеда, решившего ее не есть, а потом смогла убежать. Родные Каиамио были счастливы, что она спаслась, но великану решили отомстить: они дождались летних ветров, которые усыпляют людоеда и его собак, подожгли его пещеру и убили Копуваи. Те собаки, которые спаслись от огня, окаменели после смерти хозяина. До сих пор камни, напоминающие их тела, стоят в пещере, а сам горный кряж с тех пор называют Копуваи.
Еще одна история о двуглавых собаках пришла к нам из Индии. Впрочем, может быть, речь и не идет о двух головах: упоминают только «четырехглазые собаки», которые были спутниками, стражниками и вестниками Ямы, бога смерти. Эти собаки тоже охраняли вход в подземный мир, звали их Шабар и Удумбала.
Изображают Шабара по-разному: где-то на его морде горят огнем сразу четыре глаза (в два ряда по два глаза), а где-то он выглядит как Орф: пес с двумя головами.
3.2 Двуглавые существа в мифологии и культуре других стран
А если не собаки? Были ли другие похожие двуглавые существа в мифологической традиции разных народов? Таких существ тоже удалось обнаружить немного, да и внешне они совсем не напоминают Орфа.
Первый пример – Акеру, двуглавый лев в египетской мифологии. Да, у него две головы, но расположены они не рядом друг с другом, а на разных сторонах тела, так, что в лежачем положении Акеру смотрит в противоположных направлениях. Все четыре лапы у него при этом передние, так как каждая пара принадлежит своей половине тела, в общем, классический Тяни-Толкай Корнея Ивановича. Они символизировали вчерашний и завтрашний день, на их головах покоился солнечный диск, а сторожили они не огромных быков, а ворота рассвета и заката.
Правда, описание льва не сходится с его изображением: изображали, все-таки, двух отдельных львов, сидящих спинами друг к другу. Сложно сказать, кто именно допустил ошибку: возможно, художники просто не умели или не решались нарисовать настолько непривычное им существо?
В ливийской пустыне, на Антильских островах, на берегах Амазонки, в Канаде и в других регионах Америки люди встречали Амфисбену – змею о двух головах. Ее одним из самых первых описывал Плиний-старший, говоря о том, что одной головы ей мало, чтобы выплеснуть яд. Выглядит Амфисбена тоже как Тяни-Толкай: по одной голове расположено на противоположных частях тела. Считается, что родилась Амфисбена от капли крови, которую пролил Персей, пролетая над пустыней с головой Медузы Горгоны в руках, поэтому, с одной стороны, принадлежит змейка греческой мифологии и в этой главе рассматриваться не должна. Но,с другой, видели же ее в других странах! Где Греция, а где Амазонка и Канада? Так что пусть тоже останется в этом обзоре.
Перенесемся на Восток. В древнекитайской мифологии существует двуглавое чудовище Бинфэн. И он у нас снова имеет две головы по разные стороны тела, только предстает теперь в облике дикого кабана. Водится существо к востоку от Усянь – и это все, что о нем известно. Опасен Бинфэн или это просто милый и безобидный вепрь? Даже страшных рисунков и то не нашлось!
Подарили китайцы нам еще одно двуглавое существо, теперь уже из птиц. Их называют Бииняо, то есть, птицы, соединившие крылья. В виде птиц выступают соединившиеся утки, у которых две шеи, две головы, но по одному крылу у каждой – отличный пример дипрозопов. В китайской мифологии они были символом супружества и неразлучности, так как на любые приличные действия были способны только вместе.
Сисиютль тоже считается чудовищем с двумя головами и тоже – змеей. Точнее – змеем. Очень, очень страшным змеем! Родился этот персонаж на краю света, в мифах индейцев-квакиутлей, обитателей северо-западного побережья Канады. Считается, что встреча со змеем – это момент инициации, а тот, кто выстоит при встрече – получит особенный подарок: умение управлять снами и передвигаться с помощью ветра. Считается, что змей настолько страшен, что все кривые деревья и камни – это те, кто видели змея и пытались от него сбежать.
Живет Сисиютль в воде, хоть морской, хоть пресной, видит он и спереди, и сзади, так как вторая голова у него растет из хвоста. Задача человека – смотреть на существо, не отводя взгляд. Бояться можно. Убегать нельзя. Сисиютль – воплощение ужаса, поэтому и инициация заключается в том, что встретиться со страхом и выстоять. Не справишься –ну упс тебе. Когда змей окажется слишком близко, он увидит в глазах человека свое отражение, увидит истину, воплощением которой тоже является, и отступит сам, оставив магические способности в подарок.
Этот миф из всех прочитанных показался мне самым красивым и самым волшебным, поэтому именно им заканчивается часть о поисках двуглавых существ в мифологиях народов мира.
Сегодня о псе по имени Орф знают только любители греческой мифологии (в том числе – любители игр по сюжетам греческой мифологии) и фанаты серии фантастических романов американского писателя РикаРиордана о Перси Джексоне– Орф и пастух Эвритион упоминаются в книге «ПерсиДжексон и лабиринт смерти». Остальные, прочитав в рамках школьной программы Подвиги Геракла, оставляют в памяти только сами подвиги: вроде конюшни чистил, вроде молодильные яблоки собирал, вроде цербера победил. А кто там кроме цербера был? Да разве всех упомнишь!
Сложно назвать очевидные причины, по которым Орф, хоть и упоминался в подвигах Геракла, известным существом так и не стал. Мне кажется, все дело в том, что он, как раз, не был особенно страшным монстром. Ну да, две головы. Ну да, вроде как, уродливое создание. И все. Он не обращал взглядом в камень, у него не было ядовитого дыхания, он даже не врата ада сторожил, а жалких коров! Кто запомнит пастушьего пса?
Существу, чтобы его запомнили, нужно быть страшным. Действительно страшным, таким, чтобы не только сами древние греки его боялись, но и их потомки через века и тысячелетия. Чтобы картинки рисовали одна другой ужаснее, чтобы писали о нем книги, чтобы упоминали в сказках и легендах, снимали фильмы или делали игры.
Церберу повезло стать суперзвездой. Орфу – нет. Как видно по проведенному исследованию мифологических источников других народов, однозначное упоминание двуглавых псов встретилось только в полинезийской мифологии. Остальные их… не боялись?
Сложно бояться собак, которых легко убить просто дубинкой. Сложно бояться собак, чье основное отличие – две морды, вместо одной. Да, конечно, зубов у нее тоже два комплекта, но проблема решается одной дубинкой. В подвиге о быках самым сложным для Геракла было не Орфа победить, а на острове оказаться, а потом со всеми коровами (включая потерянную) обратно к Ефрисфею добраться. Орф – крошечный элемент истории, о котором забываешь раньше, чем дочитаешь всю историю до конца.
Сложно бояться и собак, которые могли существовать в реальности. Мы не знаем, как обстояло в Древней Греции дело с полицефалией. Встречались ли там случаи этой болезни? Если да, то как часто? Насколько слабыми были больные животные, насколько быстро они погибали? Этот момент тоже мог наложить свой отпечаток на место Орфа в мифе, обеспечив ему такую бесславную гибель и отсутствие какой-либо памяти. Говорят, в ИберииОрф имел свое святилище и носил имя Гаргеттий, но иных доказательств, кроме слов Поллукса, не существует.