Свободное исследование

Хелле
Арцис (2 курс Вуза)

Заклинания в ролевых играх

1. Моделирование заклинаний в ролевых играх по миру Роулинг

Моделирование заклинаний — непростая задача. Что в книгах о Гарри Поттере, что в фильме — герои лишь взмахивали палочкой: заклинания различались по цвету луча и иногда его отсутствию, а основная сложность исполнения заклинаний заключалась во вложенной в него энергии. В нашем мире это невыполнимо, поэтому ролевым игрокам пришлось разработать собственную систему моделирования заклинаний. Мне известно о четырех таких системах.

Я начну с системы Хогвартских Сезонов, потому что она считается самой сложной и проработанной из всех систем. Заклинания здесь базируются частично на фехтовальных, частично на танцевальных движениях, их классификация и жесты имеют определенную логику, а также существуют уровни.

Чары на Хогвартских Сезонах бывают боевые, бытовые и специальные (аврорские, непростительные, колдомедицинские, трансфигурационные, ментальные, невыразимские и хулиганские, — все так же могут быть применены в бою). Бытовые не интересуют нас в рамках этого исследования, потому что ими по умолчанию владеет любой маг, а жест бытовой чары может быть любым.

Аврорские чары работают только у авроров (и навсегда перестают работать ровно в тот момент, когда аврор впервые использовал любое непростительное). Это две чары, вызывающие одна — Экзитус Виталис — кому, другая — Лаэза Кордис — сердечный приступ, и щит от последней Фибриляциум Сангвис. Считается, что аврор, использовавший смертельную (при отсутствии помощи в течение определенного времени) Лаэзу несправедливо на невиновного человека, немедленно то ли перестает быть аврором, то ли сам умирает — слухи неясны.

Непростительные чары известны темным волшебникам, их бывает три. Любой минимально любопытный студент (особенно студент Рейвенкло) теоретически представляет, как выглядят жесты, но чтобы выучить эти чары, нужно сделать очень много всего под руководством опытного преподавателя, поэтому эти чары доступны очень маленькому количеству людей.

Колдомедицинскими чарами владеют колдомедики. Волшебник, вставший на колдомедицинский путь, не может использовать боевые чары — вернее, может, но через какое-то время пострадают его колдомедицинские таланты. Нельзя одновременно калечить и лечить, поэтому колдомедицинские чары менее прочих применимы в бою — можно разве что отвлечь противника, раздев его догола чарой, предназначенной для того, чтобы освобождать пациентов от мешающей одежды.

Трансфигурационные чары доступны любому, кто сдавал экзамен по трансфигурации (школьный — или хотя бы условный любому взрослому трансфигуратору). Эти чары удобны тем, что не все помнят формулу и жест трансфигурационного щита, а кто помнит — не все вовремя сориентируются в бою. Существенный минус боевой трансфигурации — заклинания составляются на греческом языке (большинству магов необходим словарь) и пишутся на свитке, который сгорает в момент исполнения чары (разрывается на кусочки). Впрочем, можно заранее заготовить универсальные свитки на превращение шарфа или мантии, которая точно есть на каждом.

Ментальные чары — это легилименция, окклюменция, изменение памяти, различные клятвы и прочее воздействие на мозг. Им тоже обучаются специально, и владеют ими далеко не все волшебники.

Невыразимские чары — это специальные чары невыразимцев, то есть сотрудников Отдела Тайн. Например, это ускорение или замедление времени (в том числе для одного конкретного человека), оглушение и прочие неизвестные нам чары. Чаще всего они используются для того, чтобы подправить ошибки и парадоксы, возникшие в реальности, ведь невыразимцы — это те, кто делает игру, и Отдел Тайн — способ воздействовать на игру игровым путем. В бою такие чары тоже порой используются.

Хулиганские чары — чары, доступные студентам на территории Хогвартса, за исключением двух чар, доступных всем в любом месте. Их знает по умолчанию любой студент, учить их специально не нужно, у всех чар простой жест и почти у всех нет щита. Единственный способ защититься — это очень быстро «разорвать дистанцию», то есть отскочить дальше, чем на два метра, потому что хулиганские чары действуют только на расстоянии двух метров. Такие чары удобно использовать в бою, сократив дистанцию, потому что они не причиняют существенного вреда, но мешают колдовать. Правда, не все из них действительно мешают опытному противнику: например, чара, заставляющая говорить непрерывно, может спровоцировать нескончаемый поток боевых чар без паузы.

Наконец, боевые чары — это искусство, внушающее уважение к тем, кто им владеет, и неуважение к тем, кто превращает искусство в драку. Каждую боевую чару необходимо учить отдельно, никакой почтенный возраст не означает автоматического умения чары, которая никогда не была выучена под руководством преподавателя. Каждая чара за редким исключением существует трех уровней: Симпла (доступно всем), Максима (совершеннолетним с семнадцати лет) и Ультима (взрослым с тридцати трех лет). Особенно талантливые могут учить чары следующего уровня, не используя их, и ещё более талантливые — могут использовать одну и потерять магические способности на неопределенное время. Чем выше уровень, тем сложнее и дольше жест, тем серьезнее воздействие и тем продолжительнее эффект чары (или тем он короче в случае смертельных чар). Например, заклинание Silencio на уровне Симпла позволяет шептать в течение пятнадцати минут, на уровне Максима заставляет замолчать на тридцать минут, а на уровне Ультима помимо молчания заставляет бояться любых громких звуков и даже не дает передавать информацию письменным путем или знаками — шестьдесят минут.

Боевые чары делятся на три класса, чьи названия соответствуют названию щита данного класса: Протего, Диффендо и Энервейт. В класс Протего входят чары, от которых спасает щит Protego — фронтальный щит, противостоит «атаке спереди». В класс Диффендо входят чары, от которых защищает Diffendo — круговой щит, создающий сферу со всех сторон. Класс Энервейт — чары, воздействующие на мозг, и ментальный щит Enervate. Помимо этих трех классов, существуют випы — VIP-чары. Сюда входят пары чар — атака и щит, при этом каждая из них — и атака, и щит — могут быть использованы самостоятельно.

Все боевые чары действуют только на расстоянии от двух до семи метров, требуют четкого и понятного вербального компонента и не менее ясного жеста, ведь задача атакующего — быть услышанным противником, иначе чара не сработала. Если противник повернут к атакующему спиной, не видит его или стоит в толпе, нужно в конце чары обозначить цель маркером — любым таким, чтобы противник понял, что чара летит в него. Это может быть имя, внешность, форма или предмет одежды, — что угодно, что отличит его в толпе, например: «Ступефай, рыжий!». Соответствующий щит должен быть начат в течение одной секунды, либо в течение той же секунды можно спрятаться за физическим препятствием, полностью закрывающим тело. Если в волшебника прилетел «паровоз» — то есть непрерывная череда атакующих чар, то щиты можно ставить в своем темпе, независимо от интервала между соответствующими атакой и щитом, главное — не прерываясь. Щит, поставленный на уровень меньше атаки (например, Protego Maxima в ответ на Impedimenta Ultima), работает, но оглушает защищающегося на пятнадцать секунд. Если волшебник запутался в большом количестве атакующих чар и не помнит, что в него прилетело, то он оглушен на пятнадцать минут.

Система заклинаний на Хогвартских Сезонах достаточно сложна, а жесты и того сложнее, потому что малейшее отклонение от требований приводит к тому, что чара не сработала. Поэтому игроки зачастую делятся на тех, кто овладел чарами в полной мере и гордится этим, и на тех, кто данную систему не переваривает и страдает. На Хогвартских Сезонах считается: всё, что не может выучить игрок, не может выучить и персонаж, поэтому авроры и прочие боевые маги тренируются по несколько раз в неделю, и в этом вопросе снисхождения ни к кому нет.

Поскольку данная система наиболее проработана, большинство московских ролевых игроков используют её на собственных играх, не имеющих отношения к Хогвартским Сезонам. Такие игры менее масштабны (до тридцати игроков, в отличие от Хогвартских Сезонов, где было несколько сотен игроков). Игроки Хогвартских Сезонов на подобные игры почти никогда не ездят, считая, что это не их уровень, а игроки, которые всё-таки доезжают до этих игр, чаще всего не готовы тратить много времени и сил на изучение как чар, так и любых других школьных предметов, потому что, по их собственным словам, ездят на игры не за этим.

Как следствие, мастера упрощают систему Хогвартских Сезонов: заменяют кое-какие жесты на другие и менее строго относятся к исполнению чар. Например, часто чара Deluvium (водная стихия) заменяется на Aguamenti, сохраняя прежний жест, а Diffendo — на Repello (тут я не представляю, чем это проще). Иногда некоторые атакующие чары переходят в другой класс и, соответственно, получают другой щит. На одной из игр был изменен жест чары Expelliarmus на другой, очень похожий на жест непростительного смертельного проклятия на Хогвартских Сезонах, что вводило в абсолютное недоумение всех игроков, знающих об этом проклятии. Уровень Ультима на таких играх всегда отсутствует. Многие люди, игравшие в Хогвартские Сезоны, негативно относятся к таким системам чар, считая, что если уж мастера одолжили систему без спросу, то хотя бы не должны были её изменять.

Ещё одна система заклинаний, о которой я знаю, была несколько раз использована на московских играх — по Хогвартсу и чаще по Шармбатону. Заклинания делятся на бытовые, простые боевые (не причиняющие вреда), боевые (причиняющие вред без последствий) и проклятия (причиняющие вред с последствиями). Сила заклинания зависит от уровня волшебника, который оценивается мастерами в каждом конкретном случае и маркируется лентой соответствующего цвета на предплечье. У каждого заклинания есть собственный щит, некоторые щиты защищают от нескольких заклинаний. Боевых дистанций и прочих узко направленных правил нет.

В целом, такие заклинания неудобны для применения в бою, потому что жесты часто включают в себя движения, невыполнимые на большой скорости, а выпады неестественны. Например, в Incendio есть неудобный фронтальный выпад — корпусом вперед и с согнутой задней ногой. В Riddiculus — жест, трудно выполнимый на скорости с риском выронить палочку. Expecto Patronum — так же сложно выполнить быстро. Здесь можно посмотреть примеры исполнения: https://youtu.be/BW6-HDhP6eA?t=1m25s

Наконец, последняя система, о которой мне известно, используется на ролевых играх по миру Роулинг в Ярославской области. Заклинания никак не классифицируются, жест для исполнения заклинаний — произвольный, чаще всего используется простой взмах. От большинства заклинаний можно защититься при помощи Protego, от некоторых — Diffendo. В целом такая система себя оправдала, боевые взаимодействия были удобными. На мой личный взгляд, когда нет желания тратить много времени и сил на обучение чарам, такая система — лучший вариант, чем что-то среднее.

2. Отыгрыш заклинаний на Хогвартских Сезонах

Как уже говорилось выше, жесты чар на Хогвартских Сезонах имеют определенный смысл и должны быть исполнены четко и понятно. Чары уровня Симпла, кроме VIP, могут быть исполнены в любой позе и даже сидя, если прямо не требуется выпад, но традиционно исполняются из симпловой базовой стойки: нужно повернуться немного боком к противнику (не до конца), правой ногой вперед, левой назад, вес тела посередине, правая рука расслабленно согнута, палочка указывает выше противника. На выпаде корпус остается прямым, задняя нога прямая.

Все чары уровня Максима исполняются с выходом из максимной стойки, если не сказано обратное: нужно повернуться левым боком к противнику и вытянуть левую руку вперед, правая рука — над головой указывает в сторону противника. Чары уровня Ультима отличаются тем, что, как говорят, «у каждого своя Ультима». Это значит, что в каждой чаре есть определенный смысл (и некоторые элементы, которые его отражают), и этот смысл важно сохранить (иногда вместе с элементами), но в остальном волшебник может переделывать чару под себя, и в среднем на каждую чару приходится по три-четыре варианта ультимного исполнения (все они похожи и достаточно узнаваемы). Вся Ультима исполняется двумя палочками — вторая, «пустая», не работает сама по себе.

Всё вышесказанное относится к правшам, левша исполняет все чары зеркально. Рука должна быть расслаблена — только засчет этого чары выходят естественно и палочка свистит, что является хорошим знаком. После исполнения чары принято возвращаться обратно в стойку, но это необязательно и в бою никогда не применяется. Мне нет тридцати трех лет, поэтому моя Ультима недостаточно хороша и выглядит неуверенно, ведь эти движения я знаю лишь в теории. (Приношу извинения за неарцисканскую форму — в условиях переезда нашлась лишь такая!)

Класс Протего

Protego — фронтальный щит и защищает от чар класса Протего.
Protego: палочка резко поворачивается на 90 градусов, формируя щит перед волшебником.
Protego Maxima: с выходом из стойки через верх (палочка остается сверху и чара начинается сверху) рисуется вертикальный крест.
Protego Ultima: волшебник «открывается» и «закрывается», после чего проворачивается вокруг своей оси, обводя палочкой защищаемую территорию, и делает выпад, завершая чару левой палочкой — вниз (утверждение), а правой — вверх (усиление).

Impedimenta — парализует ноги.
Impedimenta: на выпаде палочка как будто захватывает ногу противника и перечеркивает или уводит в сторону, делая подножку. Нужно описать палочкой полукруг против часовой стрелки (начиная с двух часов и заканчивая на восьми), после чего резко перечеркнуть ноги противника — не выше.
Impedimenta Maxima: с выходом из стойки через бок (на развороте палочка уходит вбок и сразу начинает чару) рисуется горизонтальный крест — палочка дважды перечеркивает ноги противника.
Impedimenta Ultima: палочкой делается подсечка, на повороте вокруг своей оси ноги противника перечеркиваются, после чего правая палочка указывает вниз (чара о ногах), левая вверх (закрепление), волшебник вытягивается и привстает на цыпочках.

Silcenio — воздействует на голосовые связки и горло.
Silcenio: от левой ноги палочка уходит по-диагонали вправо вверх и перечеркивает горло противника, движение сопровождается корпусом.
Silcenio Maxima: с выходом из стойки через низ (палочка сначала уходит назад, затем вниз, чтобы оттуда начать чару) рисуется «обратная семерка», то есть чара, зеркальная относительно симплы: по-диагонали влево вверх и оттуда горизонтально — перечеркивается горло противника.
Silcenio Ultima: правая палочка держится обратным хватом (за рукоять, но палочка смотрит назад), на двух шагах горло противника перечеркивается обеими палочками, затем третий раз — при повороте, после чего — выпад с обеими палочками, направленными в сторону противника (визуально они «втыкаются»).

Tarantallegra — заставляет танцевать (на уровне Ультима рискованное заклинание для людей со слабой физической подготовкой или в преклонном возрасте).
Tarantallegra: палочка указывает на ноги противника, описывает три круга против часовой стрелки (в эту сторону идет негативное воздействие) и на выпаде снова указывает на ноги противника.
Tarantallegra Maxima: с выходом из стойки через низ повторяет симпловый жест чары.
Tarantallegra Ultima: по очереди влево, вправо, влево и снова вправо исполняются четыре любых танцевальных движения (чаще всего это простой книксен), после чего обеими палочками, поднятыми вверх, симметрично выполняется симпловый жест чары и завершается выпадом обеими палочками.

Класс Диффендо

Diffendo — круговой щит и защищает от чар класса Диффендо.
Diffendo: палочка поворачивается концом вниз и описывает полный круг вокруг головы, оставаясь вертикальной, затем опускается вниз, левая рука поднимается вверх (это «ключ», в симпле он необязателен), волшебник приподнимается на цыпочки.
Diffendo Maxima: с выходом из стойки через низ, палочка полностью повторяет движение симпловой чары, ключ обязателен.
Diffendo Ultima: выполняются два блока с шагом влево, затем вправо, палочка опусается вниз, левой рукой делается ключ, после чего волшебник поворачивается вокруг своей оси, одновременно опуская левую руку, а правой описывая круг вокруг своей головы, затем правая палочка снова уходит вниз, а левая делает ключ.

Incarcero — связывающее заклинание.
Incarcero: палочка рисует три горизонтальные петли, набрасываемые на тело противника на уровне бедер, талии и груди, последним движением затягивает петлю.
Incarcero Maxima: с выходом из стойки через низ палочка повторяет симпловый жест чары.
Incarcero Ultima: при развороте левой рукой на противника набрасывается край мантии (без мантии чара не работает), правая рука за спиной в течение всего поворота указывает на противника (этот момент на видео исполнен плохо), после чего повторяет симпловый жест чары.

Rictusempra — удар молнии.
Rictusempra: палочка повернута горизонтально и рисует молнию в горизонтальной плоскости — сначала к себе под грудью, затем от себя почти до вытянутой руки, затем снова к себе над грудью — и на выпаде указывает на противника. Допускается небольшой поворот корпусом, сокращающий движение палочки.
Rictusempra Maxima: выполняется фронтально, палочка повторяет жест симпловой чары, на втором движении палочки (первом «от себя») правая нога делает шаг назад без переноса веса, на третьем возвращается назад.
Rictusempra Ultima: шаг вправо, правая палочка либо рисует молнию, как в симпловой чаре, либо делает петлю, либо делает петлю и завершает её молнией (как на видео), аналогично влево, затем обе палочки повторяют симпловый жест чары, дополняя третьим движением «к себе», после чего — выпад обеими палочками.

Mento Menores — заклинание ужаса, заставляет бояться того, кто его наложил.
Mento Menores: палочка берется обратным хватом, волшебник поворачивается левым плечом к противнику и встает в «звездочку», широко расставив ноги и опустив руки; затем, пронося обе руки через низ, поворачивается к противнику, привстав на цыпочках, опустив голову, и скрещивает руки над головой, палочка смотрит на противника; после этого волшебник разводит руки через них и снова вверх, чуть выше плеч, одновременно с этим опускается и вновь привстает на цыпочках. В идеале это должно выглядеть так, словно волшебник прятался в плаще, а затем резко раскрыл его и навис над противником.
Mento Menores Maxima: движение аналогично симпловому с той лишь разницей, что во второй части чары, когда волшебник опускается, нужно сделать отшаг назад.
Mento Menores Ultima: это движение состоит из трех элементов непростительных заклятий — правая палочка берется «хватом Круциатуса», затем с выходом из максимной стойки на двух шагах рисуется крест (петля) Авады, на третьем шаге выпад и тычок в корпус, аналогичный элементу Империуса. Сама чара не является ни непростительной, ни темной! Именно набор таких элементов выглядит страшно для волшебника.

Petrificus Totalus — парализует тело. Существует только на одном уровне — Максима — соответственно, при исполнении чары уровень не озвучивается.
Petrificus Totalus: с выходом из максимной стойки через бок (палочка горизонтально опускается до уровня плеча) выпад, палочка указывает на противника, после чего с подшагом вперед или назад руки скрещиваются на груди (палочка сверху), необходимо отвернуться от противника.

Класс Энервейт

Enervate — ментальный щит и защищает от чар класса Энервейт.
Enervate: необходимо палочкой прикоснуться ко лбу и нарисовать перед собой широкую галочку слева направо, как бы выбрасывая из головы ненужное.
Enervate Maxima: волшебник касается палочкой затылка и с выходом из стойки через низ рисует аналогичную галочку.
Enervate Ultima: ставится блок будто от удара сверху и сбрасывается — у этой чары наибольшее количество вариантов исполнения.

Stupefy — оглушающее заклинание.
Stupefy: палочка поднимается вверх и движением кисти ударяет противника по голове.
Stupefy Maxima: с выходом из стойки через низ симпловое движение.
Stupefy Ultima: правая рука лежит на левом плече, левая рука — на правом бедре; из этой стойки волшебник уводит правую руку через верх в сторону противника, чтобы ударить его по голове, затем делает половину разворота, шагнув левой ногой, одновременно так же через верх ударяя противника левой рукой, после этого завершает полный поворот, шагнув правой ногой вперед, одновременно описав правой палочкой вертикальный круг, пронеся её через низ, затем через верх и вновь ударив противника по голове, после этого левая палочка в четвертый раз совершает удар сверху — уже без движения ног. (На практике это движение значительно проще, чем в описании).

Maledicero — воздействует на мозжечок и координацию.
Maledicero: из левого верхнего угла палочка проводится горизонтально вправо, затем чуть опускается, горизонтально влево, снова опускается, вправо, опять опускается, влево, на последнем движении «вытягивается», как если бы за ней тянулась нить. Движение выполняется не рукой, а корпусом — при горизонтальном движении волшебник поворачивает корпус, при опускании — сгибает колени, в конце движения — встает и поворачивается к противнику спиной вполоборота; ладонь всегда смотрит в сторону движения палочки.
Maledicero Maxima: с выходом из стойки через низ волшебник повторяет симпловое движение с той лишь разницей, что колени на этот раз идут в противоположную относительно палочки сторону.
Maledicero Ultima: волшебник совершает не менее двух поворотов вокруг своей оси, затем прыжок, где одна нога уходит вперед, другая назад, при этом палочки смотрят одна вверх, другая вниз, после этого волшебник исполняет максимное движение чары.

Ahhelitus — удушающее заклинание, в отсутствие своевременной помощи смертельное на уровне Ультима.
Ahhelitus: палочка резко набрасывает воображаемую петлю на противника с правой стороны, затем по возможности максимально горизонтально описывает петлю под запястьем, начиная влево, и над запястьем, так же начиная влево, затем повторяет обе петли и затягивает (локоть сгибается и прижимается к корпусу, запястье — к плечу).
Ahhelitus Maxima: с выходом из стойки по-диагонали сверху-сбоку, палочка сразу набрасывает петлю и повторяет симпловое движение чары, при затягивании нужно перенести вес корпуса назад — либо согнув левую ногу (отсюда удобен дальнейший переход в следующую чару уровня Симпла), либо шагнув назад правой (отсюда удобно перейти в максимную стойку).
Ahhelitus Ultima: изначальная стойка — левым плечом к противнику, правая палочка за спиной; шаг правой ногой вперед с одновременным набрасыванием петли справа, прокрутив палочку над головой, и симпловое движение чары с затягиванием, затем аналогичное движение левой палочкой, после этого симметричное аналогичное движение двумя палочками и «затягивание» с шагом назад и переносом веса тела назад, обе палочки уходят к дальнему плечу.

VIP-класс

Expelliarmus — обезоруживает. Существует только на уровне Максима.
Expelliarmus: базовая стойка — симпловая, небольшой шаг вперед, небольшой шаг назад (чтобы на скорости шаги не «съедались», принято прикасаться свободной ногой к опорной), после этого кончик палочки касается левого плеча и правого плеча, затем выпад вперед, палочка указывает на противника.

Parabellum — щит от чары Expelliarmus. Существует только на уровне Максима. Кроме того, используется в качестве приветствия на дуэли.
Parabellum: базовая стойка — симпловая, шаг вправо и плавный уход палочки вправо, подшаг и приседание на левую ногу и уход палочки влево, затем шаг вперед левой ногой, палочка уходит вправо и вверх и в конце указывает на противника, одновременно с этим левая рука повторяет движение, — это выглядит, как поклон со шляпой. Считается, что эту чару нужно исполнять с ехидной улыбкой.

Conjunctivitus — воздействует на зрение. На уровне Ультима волшебник, на которого наложено это заклинание, начинает «смотреть внутрь себя»: его глаза поворачиваются внутрь и он входит в состояние самоанализа — его тело живет, но разум и воля недоступны, и это продолжается любое время (иногда годами) до тех пор, пока волшебник не поймет себя и не ответит сам себе на все вопросы.
Conjunctivitus: палочка в горизонтальной позиции проводится перед глазами волшебника сверху вниз, «опуская шторку», затем «шторка» «набрасывается» на противника, и на выпаде палочка проворачивается запястьем на уровне глаз противника.
Conjunctivitus Maxima: с выходом из стойки через верх симпловый жест чары.
Conjunctivitus Ultima: обе палочки держатся обратным хватом, чара начинается левым плечом к противнику. С широким замахом правая палочка «втыкается» в землю, для этого нужно присесть, левая рука с широким замахом резко поднимается снизу в сторону противника, «бросая песок в глаза», при развороте вокруг своей оси через правое плечо правая палочка перечеркивает глаза противнику, затем на выпаде обе палочки указывают на глаза противника.

Sensus Videndi — щит от чары Conjunctivitus, а также в качестве самостоятельного заклинания может позволить волшебнику на короткое время не поддаваться иллюзиям.
Sensus Videndi: палочка в горизонтальной позиции проводится перед глазами волшебника снизу вверх, «поднимая шторку», затем резко сбрасывается вниз и провожается взглядом, ключ необязателен.
Sensus Videndi Maxima: с выходом из стойки через низ симпловый жест чары, ключ обязателен.
Sensus Videndi Ultima: обе палочки держатся вместе и дважды проходят снизу вверх, «поднимая шторку», с шагом влево, затем вправо, после чего волшебник опускается на одно колено, разводя руки, поднимает их к лицу, «умываясь», и встает, сбрасывая «остатки воды».

Incendio — струя пламени, в отсутствие своевременной помощи смертельное на уровне Ультима (но чаще используется как почти универсальный способ борьбы с нежитью). А также щит от атакующей чары Deluvium.
Incendio: базовая стойка — «звездочка», левым плечом к противнику, вес тела посередине, руки немного опущены. Через низ обеими руками собирается «шар огня» и поднимается к груди (одновременно с этим вес тела переносится на заднюю ногу), затем выше — и палочка проворачивает над головой максимально горизонтальный круг влево, а левая рука поднимается выше, и на выпаде передней ногой с левой ладони как бы сдувается огонь, а палочка над головой указывает на противника.
Incendio Maxima: аналогичная боевая стойка и общее движение чары, но вес тела сначала переносится на переднюю ногу, затем на согнутую заднюю, а палочка описывает над головой два круга.
Incendio Ultima: аналогичная боевая стойка, но фронтально к противнику. Обе руки описывают широкий круг, собирая «огненный шар», и поднимают его к груди — затем при переносе веса тела по очереди на правую ногу и на левую ногу «поглаживают шар», после чего верхняя рука опускается к нижней, обе руки немного поднимают шар и толкают его вперед, скрещивая палочки.

Deluvium — воздействие на жидкости в организме волшебника — слезы, слюну, кровяное давление (а не струя воды!), в отсутствие своевременной помощи смертельное на уровне Ультима. А также щит от атакующей чары Incendio.
Deluvium: фронтальная стойка, руки сложены вместе ладонями вниз, палочка сверху; шаг назад любой ногой на цыпочках, руки поднимаются и уходят немного назад, «зачерпывая воду», затем приседание на заднюю ногу и перенос веса тела на переднюю с выпрямлением задней (бедра описывают полный круг), при этом руки «выталкивают воду» в сторону противника, завершая жест ладонями вверх, палочка сверху.
Deluvium Maxima: симпловый жест чары с той лишь разницей, что при отшаге назад вторая нога приставляется, и выпад вперед делается той же ногой, которая шагала назад.
Deluvium Ultima: «мельница» руками с шагами влево, вправо, вперед и назад, затем полный круг руками вразнобой с выпадом вперед, в конце чары ладони смотрят в сторону противника, палочки — друг от друга. Другой вариант чары — «мельница» исполняется соединенными запястьями, в этом случае в начале нужно сделать широкий круг руками с отшагом назад, чтобы сохранить элемент сбора большого количества воды.

Tormencio — чара гниения, в отсутствие своевременной помощи смертельна на всех уровнях. Когда-то — бытовая чара, использующаяся при уходе за растениями.
Tormencio: из симпловой стойки выпад правой ногой и удар палочкой в корпус, палочка описывает три круга против часовой стрелки, после чего «вытягивается» и «сбрасывает» с возвращением назад, при этом левая рука «придерживает» корпус противника.
Tormencio Maxima: выход из стойки через бок, далее симпловый жест чары.
Tormencio Ultima: фронтальная стойка, по очереди два удара правой и левой палочкой в воображаемый бок противника, затем правая палочка поднимается в вертикальном положении, полный поворот через правое плечо с перечеркиванием левой палочкой, затем обе палочки с внешних сторон сходятся в центре в горизонтальном положении, поднимаются, крутясь друг вокруг друга (волшебник при этом отходит назад), и «сбрасываются» вниз.

Floridus — щит от чары Tormencio, а также в качестве самостоятельного заклинания используется при уходе за растениями. Может ненадолго тонизировать, и есть мнение, что если наложить эту чару на уровне Ультима на темного волшебника, тот в очень короткий промежуток времени не сможет применять темную магию (но лучше не проверять).
Floridus: фронтальная стойка, руки опущены и повернуты от себя, ладони смотрят вверх; обе руки одновременно поднимаются, описывая два горизонтальных круга и сохраняя ладони максимально горизонтальными.
Floridus Maxima: аналогичное симпловое движение, но начинает правая рука, на середине пути вступает левая и догоняет так, что чара заканчивается одновременно обеими руками, нужно привстать на цыпочки.
Floridus Ultima: аналогичное движение, но вразнобой, когда одна рука опускается, другая поднимается; вначале правая рука выше левой, движение рук повторяется четыре раза и сопровождается шагами вправо, влево, вправо вперед и влево вперед, пятое движение начинается как обычно и происходит во время разворота, который обе руки заканчивают вверху.

Как уже говорилось выше, если чары уровня Симпла и Максима должны быть исполнены в точности, то Ультима может быть изменена на усмотрение волшебника так, чтобы сохранялся посыл и основные элементы. Так, например, выглядит мой вариант Maledicero Ultima, в котором присутствует основное, хоть и более размашистое, движение этой чары правой палочкой, но добавляется левая палочка вразнобой и движение бедрами, что не противоречит смыслу чары — запутать, закружить голову и расстроить координацию движений: https://youtu.be/0M_x9DhPRvQ

После всего этого многообразия чар волшебник, хорошо выучивший все чары до единой, может подумать, что теперь он готов к боевым взаимодействиям, но это ошибка. Важно в любой ситуации и даже во сне на зубок помнить соответствие щитов атакующим чарам, уметь ставить щит мгновенно и атаковать в ответ, не задумываясь и не выбирая чару — любое промедление станет решающим. Это осложняется тем, что одна и та же чара должна быть разделена не меньше, чем двумя другими (то есть допустим порядок «Ступефай — Импедимента — Инкарцеро — Ступефай»), в противном случае волшебник теряет сознание на пятнадцать секунд. Нужно следить за тем, чтобы не делать лишних движений, а из конца предыдущей чары переходить сразу в следующую (с опытом это приходит само). Например: https://youtu.be/kFcaIiM299o

Так же важно запоминать собственные атаки и следить за тем, что делает противник, — правильно ли он исполняет чары и ставит ли все щиты. Нельзя ориентироваться только на звук, потому что противник может этим воспользоваться (нет греха в том, чтобы баловаться и заполнять паузы между настоящими чарами — пустым озвучиванием дополнительных). Внимательность к действиям противника поможет вовремя среагировать, но и начинать щит раньше времени не стоит — этим тоже можно воспользоваться. Вот, например, моя любимая уловка — в процессе одной чары исполнить другую: https://youtu.be/WR-73QvolMY

Нужно уметь сохранять дистанцию от двух до семи метров, или же уметь быстро наступать или быстро отступать, и вообще уметь передвигаться в пространстве одновременно с чарами, а не выполнять чары строго в одной точке. Чаще волшебнику нужно уметь разрывать дистанцию или хотя бы сохранить боевую при стремительном приближении нападающего; например, важно успеть исполнить довольно длинную Incendio Maxima до того, как догонит очень быстрый оборотень, для этого появился допустимый вариант чары, в котором, несмотря на шаги, сохраняется требуемый перенос веса: https://youtu.be/bqWYdWA54PE

Сократить же дистанцию часто нужно для того, чтобы на расстоянии до двух метров применить хулиганскую чару, от которой нет щита. Для этого удобно использовать Expelliarmus (Parabellum — долгий щит, во время которого трудно отступить), а также чары класса Диффендо, потому что щит Diffendo на пару мгновений дольше других классов при достаточно коротких атакующих. Например (здесь Plausus — хулиганская чара): https://youtu.be/wYmUr1ZdNkY

Есть две хулиганских чары, доступные взрослым волшебникам, — Silencium (немота, накладывается обратным хватом палочки, проведенной на близком расстоянии от горла) и Morfeus (сон, накладывается обведением обеими руками контура от головы до предплечья). Некоторые из непростительных заклятий так же контактны, поэтому всем волшебникам, часто взаимодействующим с темными силами, важно иметь хорошую реакцию, чтобы не позволить жесту чары завершиться правильно. В шутку это называется «позой аврора»: https://youtu.be/V9OWAkP66lE

Возможно исполнение боевых чар двумя палочками. Так как у каждого волшебника может быть только одна палочка (вторая, используемая в Ультиме, — «ненастоящая»), то вторая палочка может быть только чужой (даже если купленной честно). Такая палочка плохо слушается, с ней возможны только чары уровня Симпла, но и это может быть удобным — как минимум для того, чтобы не поворачиваться всё время, если противников двое: https://youtu.be/QD6HFrnublM

...Так как в паспорте Мастера Чар (должность — единственный волшебник в Британии, знающий абсолютно все чары, включая специальные) написано, что Мастер Чар умеет всё, то Мастер Чар умеет и чары уровня Максима двумя палочками. Здесь возможен удобный переход левой руки из указания на противника сразу вверх в следующую максимную стойку прямо во время предыдущей чары, исполняемой правой рукой, хотя для меня это, конечно, только теория: https://youtu.be/XmpyOpBksLA

3. Отыгрыш воздействия сработавших заклинаний в ролевых играх

В связи с тем, что игроки уделяют особое внимание тренировкам чар, их исполнению и реакции в защите, появились две серьезные проблемы отыгрыша. Мало кто готов к ситуации, в которой щит вдруг по любой причине не будет поставлен. Во-первых, защищающийся игрок может не сразу вспомнить подробный эффект прилетевшей в него чары — какова продолжительность, каково отличие Максимы от Симплы. Даже те, кто в принципе помнит эффекты, не имеют на отыгрыш чары той же реакции, как на постановку щита, и опомнятся через несколько мгновений. И чем увереннее игрок знает чары, тем выше вероятность такого ступора — а ведь эффект чары можно получить не только чарой, но и, например, от воздействия волшебного существа, чья атака дает эффект, аналогичный некой чаре, а защититься от неё нельзя.

Во-вторых, атакующий игрок может не думать, чего на самом деле он в данный момент желает противнику. Благодаря тренировкам, на которых щит ставится всегда (а если нет — то это лишь тренировка ненастоящими палочками, и чара не работает), все боевые чары в сознании игроков сливаются воедино. Impedimenta, Conjunctivitus, Incendio — всё это просто боевые чары, и многие забывают, что за ними стоит, а потому не готовы к последствиям в случае, если противник не защитится. Далеко не всегда игрок, используя Инсендио, действительно желает противнику получить серьезные ожоги. Единственная чара, о которой все всегда помнят, — Tormencio, её эффект сложно забыть и потому легко никогда не использовать и вообще не учить. В принципе, важно помнить, что любая боевая чара — это в какой-то мере вред.

Система заклинаний на ролевых играх основывается на доверии между игроками — как и многое на ролевых играх. Считается на редкость нечестным и постыдным делать всё, что было бы невозможным в рамках игры (например, врать под Веритасерумом), но поймать на такой нечестности крайне трудно. С другой стороны, ннередки случаи, когда правда посередине: игрок может считать, что поставил щит успешно, в то время как его противник увидел в жесте серьезный изъян. Возникают споры о правилах, когда игроки помнят разное количество из написанного и интерпретируют по памяти. В таких случаях спор должен быть разрешен мастерами или игротехниками, но всё равно почти всегда оставляет недовольных. В масштабных боевых сражениях на поле присутствуют специальные люди, чья задача — отслеживать верность исполнения чар и немедленно вмешиваться в случае недопониманий.

4. Проблема обучаемости игроков заклинаниям на Хогвартских Сезонах

«Ваш персонаж не может уметь то, чего не умеет игрок» — одно из главных правил на Хогвартских Сезонах. Уметь боевые чары хотят почти все — и вообще все хотели уметь в то время, когда на Хогвартских Сезонах была война. Процесс обучения построен прямо Хогвартсе: абитуриенты приезжают, зачастую не зная чар совсем, за исключением отдельных детей, чьи родители серьезно занимались их обучением дома. Затем и едут в Хогвартс — чтобы учиться, писать эссе, сдавать экзамены, а в свободное время наслаждаться прочими радостями школьной жизни. Оптимальным считается, будучи новым игроком, поступить в Хогвартс, закончить его за положенные три года и после этого стать взрослым. Но пока дети учатся, кое-какие взрослые нужны сразу, без реального образования в Хогвартсе, а лишь в анамнезе. Такие взрослые, особенно авроры, вынуждены впихивать в себя все боевые чары в полном объеме и устраивать еженедельные тренировки, чтобы быстро наверстать упущенное.

Недостаточно сослаться на видеокурс — почти всегда необходим преподаватель, который поправит и укажет на ошибки. Так, например, меня два месяца ежедневно обучали чарам по видео-скайпу только для того, чтобы научить меня одной только технике. Кроме того, нужны время и опыт, чары нельзя выучить за несколько дней. Сейчас я тренирую чары левой рукой, и мне очевидно, что одна из главных проблем, на которую уходит много времени, — это расслабленность руки. Чары получаются неестественно, если рука хоть на долю напряжена, и это побеждается лишь со временем.

Многим нравится долго и упорно учить чары, но другим — нет, и они продолжают, как это принято называть, «бегать с одним Ступефаем». Здесь важно всем без исключения игрокам помнить, что боевые чары — это одна из многих областей, доступных для изучения, и нет нужды её выделять среди прочих. Волшебник, владеющий трансфигурацией или зельеварением, ничем не хуже боевого мага. На Хогвартских Сезонах есть тенденция к тому, что в процессе подготовки к игре всё крутится вокруг боевых чар, и это неверно, ведь любой волшебник должен знать бытовые чары, а не боевые, так же как далеко не любой маггл умеет фехтовать (ну или хотя бы драться).

Основная проблема здесь — объяснить игрокам, что если они недостаточно хорошо исполняют Floridus — значит, их персонаж не знает Floridus. Здесь нет снисхождения, и если игрок не может исполнить чару из-за неправильно сросшегося запястья, значит, его персонаж не может исполнить чару по той же причине (или другой, если это важно).

Ещё одна проблема — после закрытия проекта Хогвартских Сезонов и открытия проекта «Хогвартские Сезоны: 15 лет спустя», некоторые игроки, игравшие в прошлом проекте взрослых волшебников (или как минимум выпускников), отправились снова в Хогвартс. Практика показала, что невозможно (и неинтересно) изображать незнание чар, особенно в стрессовой ситуации, и таким игрокам пришлось придумывать любые причины, по которым они уже знали чары. К таким знающим добавились крайне увлеченные люди, быстро догнавшие их в чарах, и незнающие остались в меньшинстве.

5. Личный опыт магической дуэли

Настоящая дуэль — не тренировочная, а вполне реальная, с рабочими палочками, — была у меня один раз. По мелочам я не размениваюсь — это была дуэль за Хогвартс. :) Я максимально сокращу рассказ, уже представляя себе общий объем этой работы, поэтому не буду вдаваться в детали предыстории. Это была дуэль между некими темными силами и представителями Хогвартса. Темные силы желали захватить Хогвартс, но по законам магии, чтобы Хогвартс принадлежал им полноценно без возможности сопротивления, победить нужно было честно на дуэли. В виду большого числа участников с обеих сторон дуэль проходила по системе турнира: от каждой стороны выходил участник, и проигравший выбывал. Каждая дуэль состояла из девяти пар чар, исполняющихся поочередно и, как это принято на дуэли, достаточно медленно — это торжественная дуэль, а не боевая каша. Благодаря специальным защитам все пропущенные чары начинали разом действовать после конца всего турнира. (Честное слово, я сейчас пишу — и у меня трясутся коленки, хотя прошел год, и просто удивительно, что в тот момент они не тряслись, а начали трястись только через пару дней!!!)

Как водится, именно в этот момент в Хогвартсе было минимальное число взрослых (которые, к тому же, не желали лезть вперед детей во всякие приключения ;) ). Как водится, темные силы были хитры и, раз уж максимальный уровень чар не оговорен заранее, собирались использовать против детей Ультиму. Делать нечего — детям пришлось в свою очередь пойти на хитрость и объединиться в пары. Каждая пара при помощи определенного ритуала собирала сумму своих сил в одном человеке из пары, и это давало право этому человеку на Ультиму во время дуэли. Но, конечно, не обучало автоматически Ультиме, а лишь помогало тем, кто уже знал все жесты в теории.

Очень мало кто знал эти жесты. Совершенно случайно за пару дней до дуэли, когда о ней ещё не было известно, профессор чар на уроке продвинутого уровня показал жесты всех ультимных чар. Он показывал их довольно быстро, не останавливаясь на разборе каждой, лишь затем, чтобы студенты могли выбрать самую понравившуюся и определиться с тем, какая чара станет в положенный срок их первой Ультимой. Все запомнили треть-половину от увиденного, а мне повезло сказочно: накануне вечером (мы всё ещё не знали о грядущей дуэли) я была по определенным причинам крайне зла и решила слить негативную энергию в повтор ультимных жестов, какие смогу вспомнить. Я тренировалась несколько часов и в результате вспомнила все щиты и девять атакующих чар. Все щиты и ровно девять атак — ровно то, что мне пригодилось на дуэли, это было чудо!

И вот, дуэль, и я иду первая, потому что мой добрый напарник вытолкнул меня вперед, а напротив меня — некто в плаще и с капюшоном. Интересно, что моя первая Ультима закономерно не сработала — волнуясь, я, исполнив правильный ультимный жест, озвучила его как Sensus Videndi Maxima — и пропустила чару. Неудивительно, ведь это Ультима! Настоящая страшная Ультима! А я маленькая студентка и не планировала даже думать об Ультиме до тридцати трех лет. Конечно, настоящая Ультима не получается с первого раза. Мне повезло: я вовремя сообразила, что чары уровня Максима так же можно использовать, и послала Expelliarmus, а человек в капюшоне неправильно исполнил Parabellum, и мы разошлись с ничьей.

В последующих дуэлях выбывают большинство представителей Хогвартса, и снова мой черед, на этот раз напротив меня — моя однокурсница. Тут нужно пояснить: на стороне темных сил выступили некоторые студенты, хотя все они этого очень не хотели и у всех была крайне уважительная причина это сделать. Например, конкретно данная однокурсница вышла против Хогвартса, обменяв участие на их стороне своей и ещё одной пары — на участие моей пары. Как я выяснила уже после турнира, моего напарника ловко поймали на клятве и он был бы вынужден выйти на стороне темных сил, а так как пара неразрывна на время дуэлей — я вышла бы вместе с ним. Зная исход турнира, я была в ужасе и счастлива, что это не произошло! Однако в момент дуэли я этого не знала и не понимала, что делать с однокурсницей. Она же своя — как можно её атаковать, да ещё и опасной Ультимой? Но она вышла против Хогвартса, и это странно, и сдаваться нельзя, ведь позади Хогвартс, а использовать хотя бы Максиму — это то же, что сдаться, потому что она сможет защититься. Это было очень сложно, но эту дуэль я всё же выиграла.

Моя третья дуэль стала решающей — на стороне темных сил, как и в Хогвартсе, отсеялись все участники, кроме одного — того человека в плаще. Между моими дуэлями у меня не было сил следить за тем, что происходит, но внимательные зрители и участники, выбывшие непосредственно из-за этого «плаща», уже всё подсчитали: этот товарищ точно знает все ультимные щиты, и лишь один щит не удалось пока проверить: Floridus Ultima! Если он не знает Floridus Ultima, достаточно лишь наложить на него Tormencio Ultima, и дуэль выиграна — именно это шепчут мне в спину зрители. Ну конечно, не удалось проверить — ведь в Хогвартсе никто не знает Tormencio Ultima! Оно, блин, убивает! Оно запрещено Тиффорджской конвенцией, потому что признано антигуманным! (Только ультимное) Какого вы обо мне мнения? Единственный знакомый мне человек, который её знает, — это мой папа, да и то лишь потому, что он Мастер Чар и знает всё. И уж точно он никогда бы мне её не показал (собственно, после этого он мне её и показал — но исключительно в теории).

Словом, первые восемь чар проходят как обычно, и «плащ» действительно умело защищается, и вот осталась последняя моя чара. «Tormencio Ultima давай!» — опять шепчут мне сзади. «Да вы охренели!» — нервно думаю я, — «ОТКУДА мне её знать?». Я почувствовала, как всё вокруг замедлилось и затихло, а мои мысли ускорились. Я не знаю, благодаря какому чуду такая мысль вообще пришла мне в голову: а вдруг он не знает не только Floridus Ultima, но и Floridus Maxima? (Он же мужчина, им вообще труднее Floridus исполнять, а этот ещё и темный волшебник, кто его знает?) Мне было страшно, что я делаю большую глупость, ставя на Максиму, но в любом случае нужно было пробовать что-то новое, и я развернулась, встала в максимную и медленно исполнила Tormencio Maxima — тоже весьма неприятная чара, но хотя бы не запрещена всевозможными конвенциями, за неё может наказать директор, но тут, глядишь, и не накажет.

Я успела почувствовать, как в ту четверть мига между моей чарой и его щитом все вокруг замерли — в шоке от того, что я использовала Максиму, и в надежде на успех, поняв мой план. А потом «плащ» сделал что-то странное, отдаленно напоминающее Floridus Maxima, и все вокруг тут же взорвались, заглушив объявление судей, мой напарник первее всех опомнился и очень громко зааплодировал, а мои друзья кинулись меня обнимать. Я же стояла в шоке — от осознания, ЧТО я только что наложила на другого человека (его, к счастью, тут же вылечили колдомедики), а также от осознания наконец, что я только что использовала самую настоящую Ультиму, и ещё от осознания, сколько всего зависело от маленькой меня.

Когда всех выпустили из больничного крыла, весь последующий вечер меня поздравляли и благодарили, я слушала бесконечное количество похвалы от всех студентов (даже слизеринцев, которых я до этого видела лишь издалека) и преподавателей о том, какие красивые у меня чары, и даже директор, от которого я никогда в жизни не слышала ничего положительного, разродился на «Поздравляю, вы прекрасный боец», что стало, пожалуй, лучшей похвалой. Если бы у меня был Патронус, он вызывался бы именно воспоминанием об этом вечере! Хотя, конечно, немного портит эту историю тот факт, что гордая победа была одержана нехорошей чарой, но можно думать об этом по-другому: очень правильно (и многим урок), что победу принесла чара уровня Максима, а не Ультима.

Когда я вспоминаю об этой дуэли, меня удивляет, насколько я была спокойна в процессе. Я не чувствовала никаких эмоций и у меня не было лишних мыслей. Просто — чары. Большое чудо, что мне удалось выиграть при том, что Ультиму я фактически выучила накануне, а впервые увидела за день до этого. Это ведь не тренировка, где можно дважды ошибиться, подумать, исправить, — всё должно быть правильным сразу, без подготовки. Это в Симпле и Максиме я уверена на сто процентов, так что, даже подскочив среди ночи, готова поставить сразу верный щит, потому что эти чары так же естественны для меня, как обычные шаги при ходьбе. Но Ультима — совсем другое, руки не выполняют её сами по привычке, над ней нужно думать и исполнять её сосредоточенно, осознавая и вспоминая каждое движение, а это всегда риск (и на видео выше видно, насколько менее я уверена в ультимных чарах при том, что это не первые дубли).

Не менее приятно было оправдать ожидания зрителей — или, вернее, подтвердить их мнение. Ещё до дуэли я считалась лучшей в Хогвартсе по чарам, но сама я не была согласна с таким общественным мнением. Даже если признать, что я ненормально увлеченная чарами среди тех, кто недавно начал их учить, всё равно остаются талантливые студенты (которые были взрослыми «в прошлой жизни» и используют чары очень давно), так что в крайнем случае я — одна из лучших. Подозреваю, что мне уделялось особое общественное внимание в связи с тем, что я дочь Мастера Чар, — люди ожидали от меня чего-то особенного (хотя чары не передаются генетически) и радовались, видя обычное владение чарами. Хорошо, что и об этом я не думала во время дуэли, ведь очень мешает мысль об оправдании всеобщего ожидания. Наконец, хорошо, что мой папа уехал с игры незадолго до дуэли и я не слышала его едких комментариев прямо в процессе чар! :)

Бонус