Свободное исследование

Таша Тимсон

Герои мифов и легенд Беларуси

План.
1. Мифические существа Беларуси. Становление
2. Полевые герои
3. Водные герои
4. Связь героев мифов и легенд Беларуси с героями Украины
5. Возможность и полезность/опасность нахождения этих героев на территории мира Аргемона.

Введение.

Очень часто в современном мире можно услышать разнообразные пословицы, в которых фигурируют непонятные нам существа. Например, голод – не Тётка, подопрёт – и лыко съешь. Одевайся теплее, а то на дворе Зюзя. Зови Палясю, чтоб корова нашлася.

Очень часто в современном мире можно услышать разнообразные пословицы, в которых фигурируют непонятные нам существа. Например, голод – не Тётка, подопрёт – и лыко съешь. Одевайся теплее, а то на дворе Зюзя. Зови Палясю, чтоб корова нашлася. Для того, чтобы понимать, кого упоминаем в речи, а также, чтобы развеять туман об истоках одного из славянских народов, где я сейчас живу в маггломире, я и решила провести это исследование.

Очень часто в современном мире можно услышать разнообразные пословицы, в которых фигурируют непонятные нам существа. Например, голод – не Тётка, подопрёт – и лыко съешь. Одевайся теплее, а то на дворе Зюзя. Зови Палясю, чтоб корова нашлася. Актуальность для магического мира также важна.
Во-первых, изучение мифологии имеет отличный источник для изучения верований, обычаев и бытового уклада белорусов.
Во-вторых, изучение взаимодействия с этими существами может быть полезно и с практической точки зрения. Возможно, они могли бы переселиться на территорию мира Аргемона, и среди магов и них было бы взаимовыгодное сотрудничество.
В третьих, «кто предупреждён, тот вооружён». Маги по роду своей деятельности путешествуют и на территории современной Беларуси. Значит, они могут встретиться с этими мифическими героями. Как взаимодействовать, чего ожидать от сотрудничества, и ожидать ли его, кого звать в помощь – вся эта информация должна быть доступна после изучения.
И наконец, «не поминай всуе». Мало ли, как бы беды не накликать. Возможно, не стоит что-то делать или кого-то упоминать. Чтобы не случилось, как в украинской народной сказке « Ох!», где мужик не в том месте сказал не те слова.

1. Мифические существа Беларуси. Становление

Белорусы – восточнославянский народ. Культура белорусов самобытна и уходит своими корнями в глубокую древность.

Белорусы почитали Дуб, который рос далеко, посреди синего моря на острове с камнем. Это был центр мира. Если герою надо было попасть на Небо, то он залазил на этот Дуб по ветвям, а если в Подземный мир, то залазили в дупло, где и был вход.

Жизнь белорусов – это жизнь на родной земле. Основные виды природы: леса, болота, воды (реки и озёра). И то, что они занимались земледелием, также оставило след в мифологии. Непонятные явления природы, разумный страх перед неизвестным, способы выживания – всё это оставило след в мифологии белорусского края.

Многие жители мифов и легенд Беларуси добрые, хоть и любят пакостить простому народу ради развлечения. Белорусы обращались к ним за помощью, как себе, так и своим ж ивотным, когда ходили в лес, на реку, просили за хороший урожай. Знания о том, как подружиться с ними, чем задабривать и подкармливать, чтобы они стали добрыми помощниками, передавались из поколения в поколение.

Таким образом, учитывая исторические особенности бытового уклада белорусов, а также природные особенности местности, можно разделить героев мифов и легенд Беларуси на несколько подвидов.
* Это те, кто живут и помогают в доме и на подворье.
* Полевые герои, которые помогают в земледелии.
* Водные герои – жители рек, озёр и болот.
* Лесные герои и те, кто встречаются в дикой природе.
* Отдельной группой можно выделить тёмных героев.

В нашем исследовании мы затронем героев полей и воды.

2. Полевые герои

Земледелие появилось наряду с животноводством и собирательством ещё в древности. Под посевы готовились небольшие участки в поймах рек, а обработка земли осуществлялась с помощью мотыг.

Также было подсечно-огневое земледелие. В этом случае вырубался на определённом участке лес, затем сушился, а высохшие деревья сжигались. Зерно сеялось в пепел и поле бороновалось.

С годами земледелие развивалось и возникло пашенное земледелие, когда для рыхления почвы использовали рало, которое тянули бык или лошадь.

С развитием земледелия создавались и поверья и мифы, о происхождении тех или иных явлениях природы, помощниках, наставниках или тех, кто наоборот подшучивает и строит каверзы людям.

Среди полевых героев известны следующие:

Бялун

Полевой дух, который является в облике старичка с большим носом и сумкой на шее. Он ходит во всём белом, и как б ы светится в темноте. Отсюда и пошло его имя.
Бялун ходит везде, где есть дороги и тропинки. Если вы случайно заблудились, то он молча выведет вас на дорогу. Также он помогает собирать урожай, направляя комбайны магглов во время жатвы.

Но чаще всего он может появиться в поле спелой пшеницы с каплей росы на носу обычно перед бедняком. Он зовёт его рукой и просит вытереть ему нос. Если бедняк не испугается и вытрет нос, то из сумки Бялуна посыплются деньги (монеты) и он исчезнет. Количество денег зависит от того, чем вы вытерете нос. Если рукой, то монет будет столько, сколько можно забрать рукой. А если вытереть нос шапкой, то столько, сколько в этото головной убор поместится.

Паляся

Это полевая хозяйка. Она умеет превращаться в птицу, а на голове носит гнездо. Считается, что она охраняет птичьи гнёзда, а также животных, что пасутся в поле.
Если вдруг вы потеряли животное или предмет где-то в поле, то можно задобрить Палясю: предложить ей хлеб или деньги и попросить о помощи. К вечеру животное вернётся домой, а потерявшийся предмет будет на своём месте.
Если Паляся не в духе, то она пугает своими жалобными криками, которые похожи на вопли большой птицы, людей.

Скарбник

Как видно из имени, Скарбник охраняет зарытые в поле сокровища. Да так долго, что уже и сам почти превратился в сундук. Он отличается жадностью: не потратил ни одной монетки из своего клада. А ещё он хорошо прячет свои богатства, что все думают, что на самом деле он нищий.
По слухам, иногда он выносит на солнце сокровища из-под земли, что бы просушить их. Но никто не может приблизиться к жадному Скарбнику и увидеть его богатств.

Если вдруг кто-то, особенно охотник за сокровищами, приблизится к месту хранения клада, то Скарбник превращается в собаку и загоняет человека лаем далеко-далеко, чаще всего в болото, которое находится поблизости. Либо может нагнать крепкий сон, после которого на утро проснётся человек в поле, а вспомнить ничего не сможет. Ещё может превращаться в сороку и щекотать бока, чтобы отогнать от своего клада.

Житень

Живёт в поле и следит за урожаем, поэтому ходит, сгорбившись, тихо и аккуратно ступая по земле.
У него тр и глаза, один из которых находится на затылке.
Тем, кто его встретил, кажется, что он вечно чем-то недоволен.
Следит за порядком на полях и огородах. Если урожай собран плохо, Житень собирает оставшиеся колоски в сноп и переносит на поле к трудолюбивым хозяевам, чтобы в следующем году у бережливых хозяев урожай был ещё лучше. А у ленивых будет плохой урожай.

Может притвориться бедняком и грозить пальцем тем, кто ленится и работает спустя рукава.

Лёля

Она – молодая высокая красавица с русыми волосами, олицетворение весны. Весной выходит на чистый зелёный луг в белом длинном платье.
Чтобы год был урожайным, Лёлю надо правильно встретить. Поэтому девушки выбирали между собой высокую красавицу, надевали на голову венок из весенних цветов, а тело, шею и руки украшали зеленью. Ставили лавку у поля, усаживали девушку на лавку, а рядом с ней ставили молоко, сыр, яйца, хлеб. К ногам клали свои венки. Вокруг лавки с Лёлей водили хороводы, пели песни. В конце действа девушка раздаёт всем продукты и венки.

Так что, если хорошо встретить Лёлю, то весна будет тёплой, а урожай богатым.
А девушек ожидает удачное замужество и прибавление в семье. Не спроста аиста до сих пор называют лялека на Полесье.

Тётя

Щедрая хозяйка лета – Тётя. Крепка красивая женщина с колосками в волосах, держащая в руках овощи или фрукты, которые раздаёт голодным и бедным людям.

Именно она следит, чтобы земля была урожайной. Дотронется до яблонь в саду, и они клонятся от тяжести плодов. Пройдёт в поле и колосья наливаются соком, а хлеб, сделанный из такой пшеницы, очень вкусный и долго хранится.
Конечно, Тётя защищает девушек и помогает им удачно выйти замуж. Да и весь женский род находится под её защитой.

3. Водные герои

Беларусь находится в низине и на её территории много водных водоёмов: озёр, рек, болот.

Существует легенда, что Белбог (иногда называют Белуна) освободил узника из шара, коим оказался чёрт. Он попросил чёрта спуститься на дно моря и принести ему пригоршню земли, чтобы сотворить Вселенную. Тот подчинился, но решил схитрить и набрал ещё земли и в рот, чтобы и самому создать Вселенную. Вернувшись, отдал он землю Белуну и тот приказал ей расти. Горсточка земли быстро росла и превращалась в сушу. И земля, спрятанная во рту, тож е начала расти, поэтому чёрт, испугавшись, бросился наутёк. При этом он оставлял дорожку земли, из которой формировались горы и равнины.
А вот когда он добежал до Полесья, то запасы во рту почти кончились, земля была очень мокрой, смешанной со слюной, поэтому территория Беларуси осталась низинной, и на ней образовалось много болот.

Мы видим, что белорусы в своих мифах и легендах стараются объяснить окружающий мир, различные явления природы. Поэтому, и появлялись мифы и легенды о дивных существах, которых можно было встретить возле водоёмов, поскольку местность – полна водоёмов.

Малимон

Существует в Беларуси легенда, что глубоко – глубоко под землёй на югге Беларуси раскинулся море-океан, в котором живёт Малимон. Это огромная рыба, которая на своей спине держит землю с лесами и полями, реками и озёрами. Раз в се мь лет он всплывает наверх и тогда в Беларуси выходят реки из берегов, вода затапливает поля и деревни. А если он спит глубоко на дне, то на земле сильные засухи бывают. И реки обмелевают, и на дне можно найти старинные длинные лодки с деньгами, в которых в давние времена спасались люди от наводнений.

Вадяник

Усатый хозяин рек и озёр, покровитель всех подводных существ. Проживает в открытых чистых водоёмах. Может делать так, чтобы вода даже в ручьях не мёрзла зимой.
Любит проказничать и пугать тех, кто купается ночью . Ездит верхом на огромном соме, на нём же и за утками гоняется ради развлечений, а также баламутит дно, пускает пузыри, громко шлёпает руками по воде.

Если попадает на сушу, то быстро высыхает и превращается в пучок сухой тины. Если находишь такой пучок на берегу, надо бросить его в воду. В этом случае Вадяник оживёт и будет благодарен своему спасителю – не даст утонуть, и поможет, если спаситель захочет порыбачить.

Азярница

Это русалки, которые живут в глубоких чёрных озёрах (на их дне лежит топкий чёрный ил, поэтому и чистая вода кажется чёрной).
Длинные волосы, тёмная кожа и плавники, вместо крови – вода, руки очень холодные. Длинные платья из водорослей не согревают Азярниц. Они щебечут на своём непонятном языке или квакают, как лягушки. Да и ноги их похожи на ноги лягушек.

Ночью Азярницы выходят на берег, из ветвей берёз делают качели, на которых качаются и поют как соловьи. Если заслушаешься этим пением, то можешь провести на озере всю ночь, не обращая внимания на то, что Азярницы будут проказничать: брызгать ледяной водой и щекотать до утра.

Русалка

Красивые девушки, живущие на дне рек. Весной выходят на сушу, где и остаются до самой осени.
Любят гулять по полям и раскачиваться на высоких деревьях.

Если встречают прохожего, то могут защекотать и утащит ь в воду, но если у вас есть веточка полыни, то можно их не бояться.
Чтобы задобрить русалок и чтобы они не скучали, девушки оставляют на деревьях венки из цветов для русалок, чтобы они их надевали и веселились на полях и лугах у рек.

Свитезянка

Русалки, которые живут в озёрах. Место обитания не ограничивается одним озером Свитязь (Гродненская обл, Беларусь), как можно было бы решить, судя по их имени. Кстати, озеро назвали так именно благодаря Свитязанкам, а не наоборот.
Белая прозрачная кожа, голубые глаза, волосы похожи на длинные тонкие водоросли и спускаются до самых колен.
Прохожих, особенно парней, заманивают своей красотой и песнями. Замечено, что когда поймают юношу, их глаза стекленеют.
Чтобы спастись, надо крикнуть «Чур моя!». Если успеешь первым, то Свитезянки не смогут навредить, а одной из ни х придётся пойти в дом и делать всю работу.

Жевжик

Это самый главный защитник и помощник людей и зверей на реках и озёрах.

Старичок с рыжей бородой, длинной шеей, тонкими руками и ногами. Для людей невидим, но всегда помогает тем, кто попал в беду. Спасает тонущих людей, отгоняет бури от лодок и кораблей (одним взмахом своей двузубой пики может успокоить ветер и волны).

Жевжику подчиняются все рыбы, речные животные и птицы.
Днём он плавает под водой, осматривая владения и наблюдая, а ночью катается на невидимой лодочке.

Цмок

Добрый водяной дракон с толстыми ластами и длинной шеей. Он живёт в лесу у водоёмов, однако никто не видел его гнездо.
Имя получил из-за того, что любит воду из реки или озера, при этом громко причмокивая: «Цмок-цмок».
Он большой чистюля – ходит в баню мыться каждый день, где чистит свои плавники до блеска. А потом любит греться на солнце.

Но при этом Цмок ленивый и важный. Если кто-то (человек или зверь) потревожит его, нападать сразу не станет, а будет сначала оценивать, надо ли тратить своё время на такие мелочи.

Хабёр

Царь всех раков. Живёт только в самых чистых реках, которые впадают в море.
Имеет золотые клешни и глаза. Имеет особенность: при потере клешни в сражении с врагом, на месте потерянной вырастает новая.
Зиму проводит в глубокой норе, летом же наводит порядки в своём подводном царстве и гуляет по дну. Хабёр защищает раков, особенно маленьких рачков, от врагов.
Если вам посчастливилось повстречать Хабёра, то он покажет все подводные клады.

Баламутень

Некрасивый водяной человек, голова которого похожа на кувшин, имеет большой живот и гусиную кожу. С ним никто не хочет общаться, ведь он любит подшутить. Например, над девушками, утащив их вещи в воду, пока купаются. Или тех, кто купается вечером, может щипать за бока.
Рыбакам Баламутень мутит воду или крутит лодку. Чтобы его задобрить, надо бросить пару рыбин.
Боится жары и солнца, поэтому не вылезает из воды днём.

Багник

Хозяин торфяного болота. Он лениво лежит на дне и почти не двигается. Вот почему стал толстым, покрылся тиной и улитками, а его маленькие глаза почти ничего не видят.

Заметить Багника не трудно. Он тяжело дышит и сопит, от чего болото булькает и пузырится, а иногда и огоньки над ним появляются.
От его тёплого дыхания торфяное болото не замерзает даже в лютые морозы.

Аржавенник

Хозяин болота, которое покрыто ржавчиной (на дне такого болота лежит много железной руды). Он толстый и ленивый, любит валятся на дне своего болота.
Никто не тревожит Аржавенника, т.к. вода такая грязная и плохо пахнет, что в ней не водятся ни лягушки, ни пиявки, ни даже болотная нечисть.
Когда смельчаки - кузнецы иногда заходят, чтобы достать железной руды, Аржавенник бьёт их осокой и хвощом.

Лазавик

Маленький старичок, у которого 1 глаз и длинная борода. Живёт в лозе.
Лазавик очень скрытный. Его домик (без окон и дверей) со всех сторон окружён болотом. В него кроме хозяина никто не может попасть. Только попробуй подойти к домику, как он исчезнет и появится в другом месте.

Отличается добротой и дружелюбием. Часто помогает людям. Если человек тонет в болоте, с помощью своего длинного кнута вытащит. А если застанет гроза, то укроет лозой и не даст промокнуть .
А если удастся заполучить помощь при собирании лозы, то из этого материала получатся добротные корзины.

Лихтарка

Болотные огоньки, сверкающие голубым или белым светом, появляющиеся в темноте в заброшенных местах близ болот и светят до полуночи. Верят, что там, где горят огоньки, спрятаны большие сокровища.
Иногда принимают форму старой лампы или свечи. На ощупь холодные и колючие, не обжигают.
Приближаться опасно, т.к. Лихтарки могут завести глубоко в болото.

4. Связь героев мифов и легенд Беларуси с героями Украины

Так как белорусы, русские и украинцы имеют одни этнокорни, то можно проследить связи и мифических героев этих стран.

Поскольку я родилась в Украине, прожила там почти всю жизнь и занималась изучением фольклора (участие в филологическом кружке по фольклористике на базе кафедры филологии педуниверситета, участие в песенной группе Черниговского отдела Союза Украинок, которая изучала и восстанавливала народные праздники, обычаи и обряды), то могу проследить некоторые взаимосвязи.

Украинцы также занимались земледелием, а Черниговщина, на которой я выросла, богата лесами и водоёмами. Поэтому, многие мифические герои схожи.

Например, русалки. Известно, что это были девушки в длинных белых сорочках, с распущенными волосами. Если повстречаешь русалку, то жди от неё вопроса: «Полынь или пе трушка». Если скажешь: «Полынь», то в ответ услышишь: «Сама ты сгинь!» и сможешь уйти по добру по здорову. Но если скажешь: «Петрушка», то в ответ: «Ох, ты ж моя душка!» и защекочет русалка до смерти.
Украинские русалки также любят сидеть на берёзах, любят пряжу и полотно, и любят загадывать загадки. В одной из обрядовых песен русалка задаёт вопросы девушке, за которой бежит:
- Что растёт без корней? Что бежит без повода? Что цветёт без цветов?
Если девушка не ответит правильно на вопросы, то её защекочут до смерти. Но наша героиня знает ответы:
- Камень растёт без корней, вода бежит без повода, папоротник цветёт без цветов.

Одна из разновидностей украинских русалок – это «лоскотниці» (щекотальницы) – души девушек, которые умерли зимой. Они появляются на полях, и встречая девушек или парней, стараются защекотать до смерти.

Спутницами русалок есть мавки – души детей, которые умерли некрещёными, и которые переселились в реки или озёра, где они плавают в виде золотых рыбок. Иногда превращаются в девушек, которые забавляются на берегу, но если уидят, что кто-то к ним приближается, то прячутся. Мальчик же, умерший до крещения, становится мавпуном – главным над мавками.

Свитязянки – русалки, живущие в озёрах есть и в Украине, как и озеро Свитязь, которое находится в Волынской обл., недалеко от белорусско-украинской границы.

Блуждающие огоньки, известные в Беларуси как Лихтарка, в украинской мифологии называются БлЫмавки. Верили, что это огоньки появляются над сокровищами, которые зарыты в полях или у водоёмов, чаще у болот, чтобы показать к ним дорогу, но такие сокровища прокляты и не принесут добра.

Болотяник – украинское имя Болотника. Согласно украинскому фольклору, утаскивает в болото проезжающих или проходящих мимо людей, которые играют на сопилке. А ещё он может пригласить к себе и подшутить, особенно над пьяным.
Есть легенда, что болотяник приглашает повитуху для своей жены, и если она всё сделает, что он скажет, то одаривает её так, что ей до конца жизни и работать нет необходимости, что бы прокормить себя.

Среди полевых мифических героев, можно отметить следующее.
Лелю тоже почитают украинские девушки. Они также собираются вместе, выбирают высокую красавицу, украшая её травами, зелёными ветвями. Водят вокруг неё хороводы, поют веснянки, в которых кроме всего прочего просят суженого и скорой свадьбы.
Когда хороводы заканчиваются, то девушки по очереди подходят к Леле, которая одевает каждой венок на голову и приговаривает:
- Будь счастлива и красива, как солнце,
Весёлая, как весна,
Рабочая, как пчела,
Богатая, как земля!
После чего девушки едят угощения, принёсшие с собой на праздник.

«Польовик» (полевик) – дух-хозяин поля схож с образом Житеня. Он охраняет поле, влияет на его плодородие, а также на благополучие скота, которое там пасётся. Человека может напугать, сбить с дороги, а если хозяин поля лентяйничает, то и навредить посевам.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно прийти в выводу, что схожесть рельефов, а также бытового уклада древних белорусов и украинцев, привела к тому, что мифологическое отождествление природных явлений и непонятных моментов, связанных с природой, похожи.

5. Возможность и полезность/опасность нахождения этих героев на территории мира Аргемона.

Поскольку в мире Аргемона упоминаний о плодородных полях нет (не считая теплиц Травяницы), то будем анализировать водных мифических существ Беларуси, упомянутых выше, с точки зрения возможности нахождения их на территории мира Аргемона, а также их полезности или опасности для его жителей, учитывая воды Дома Кранног.

Малимон. Учитывая, что живёт глубоко под землёй, а выныривая является причиной наводнений опасна для жителей мира Аргемо на. Зачем нам наводнения?

Вадяник. Проживает в чистых водоёмах. Если поселится в озере Дома Кранног, то будет очевидно, что с чистотой озера всё в порядке. Благодаря ему не замерзают водоёмы зимой. Тоже плюс для его проживания у нас. Любит проказничать, но какой кранножец (да и аргемоновец) не любит проказничать, тем более если это происходит беззлобно. Вывод: возможность нахождения присутствует, полезность также явно есть.

Азярница. Нахождение в мире Аргемона нецелесообразно, поскольку не разговаривают на человеческом (щебечут или квакают), также любят проказничать над теми, кто их заслушается (обливают холодной водой, щекочут всю ночь). Нам нужны хорошо отдохнувшие и выспавшиеся студенты.

Русалки. Если есть веточка полыни, то для вас они не опасны. Возможность нахождения есть, учитывая нашу местную Русалку (хотя бы с точки зрения исследований и докладов на тему чем они отличаются и чем схожи). Но представляют опасность д ля неподготовленных студентов.

Свитезянки. Опасны, особенно для парней, коих у нас не так уж и много. Однако, если будешь расторопным и быстрым, то можешь заиметь отличную помощницу по дому. Но надо ли это умелым магам?

Жевжик. Очень полезен для местного населения, т.к. всегда помогает тем, кто попал в беду (отгоняет бури, спасает тонущих). Учитывая наличие озера, целесообразность приглашения на место жительства в наш мир есть.

Цмок. Неопасен, поскольку отличается добрым нравом. Однако ленив, поэтому может плохо влиять на трудолюбивых аргемоновцев и показывать дурной пример. Хотя с другой стороны – чистюля, но с этим проблем у жителей нашего мира нет. Поэтому, не опасен, но целесообразность нахождения? Ну разве для любителей разнообразных драконов.

Хабёр. С точки зрения исследования дна озера на предмет кладов очень даже полезен для нашего мира. Для тех, кто не обижает раков, неопасен.

Баламутень. Проказник и баламут. Для нашего мира не целесообразно принимать, поскольку расшалившись, может быть опасен.

Багник. Неопасен, поскольку со дна болота не вылезает. Целесообразность: благодаря его тёплому дыханию болото не замерзает даже в лютые морозы. Однако полезность для нашего мира необходимо обсуждать с хозяйкой местного болота Рэбэль.

Аржавенник. Возможности не вижу, поскольку болото в котором он живёт плохо пахнет и там никто не живёт. К тому же опасен для случайных посетителей, т.к. бьёт их осокой.

Лазавик. Неопасен, наоборот отличается добротой и дружелюбием, всегда придёт на помощь. К тому же будет полезен нашим магам-умельцам, которые любят плести из лозы.

Лихтарка. Опасны, т.к. могут завести вглубь болота или в чащу леса. И хотя они показывают, где спрятаны сокровища, «овчинка выделки не стоит». Лучше написать несколько домашек или написать пару статей в Агору, чтобы подза работать арумов.

Таким образом, среди всего разнообразия героев мифов и легенд Беларуси было бы неплохо подружиться с некоторыми из них, и при их желании и согласия Хранителей, пригласить их к нам в гости, а может и на постоянное место жительства.

Заключение

В ходе исследовательской работы мы изучили ряд героев мифов и легенд Беларуси, которые обитают в полях и у водоёмов либо в них. Особенности этих существ, насколько опасна встреча с ними. Также были изучены ряд факторов, которые влияют на взаимодействие с ними. Вёлся поиск общего среди героев мифов и легенд Беларуси и Украины, граничащих территориально. А также был проведён анализ с точки зрения целесообразности их приглашения и проживания в мире Аргемона.

Таким образом, в итоге этой работы стали более понятны верования древних белорусов, а также их «страхи» перед природными явлениями, которые они вкладывали в своих мифических героев. Определены способы взаимодействия и сотрудничества с теми, кто лояльно настроен по отношению к человеку, а также способы защиты от тех, кто настроен враждебно и опасен. Определён список водных мифических героев, которые гипотетически могли бы быть полезны в качестве жителей мира Аргемона.

Библиография

В ходе работы, использовались материалы следующих фолиантов и порталов:
1. Украинская народная сказка «Ох!» http://allforchildren.ru/ft/sk_ua06.php
2. Герои мифов и легенд Беларуси: иллюстрированная энциклопедия с элементами дополненной реальности для детей. – Минск: Полиграфкомбинат им Я. Коласа, 2018
3. http://bonsticks.by/
4. Боги древней Беларуси. https://greecehist.ru/drevnij/bogi-drevnej-belorussii.html
5. §4 Первобытные животноводы и земледельцы в бронзовом и железном веках. История Беларуси. 6 класс. https://botana.biz/uchebnik/istoriya/06/by001/p004.html
6. §7 Культура наших предков. История Беларуси. 6 класс. https://botana.biz/uchebnik/istoriya/06/by001/p007.html
7. Олекса Воропай. Звичаї нашого народу https://svit.in.ua/kny/voropaj/znn_t1.pdf
https://svit.in.ua/kny/voropaj/znn_t2.pdf
8. Мифические существа разных народов https://www.bestiary.us/contents
9. Полевик https://ru.wikipedia.org/wiki/Полевик_(мифология)
10. Собственные записи украинского фольклора, сделанные в 2000-2003 годах на Черниговщине, Украина.