Свободное исследование

Эльсе Лунн

Орф: малоизученное чудовище Древней Греции

Содержание работы:
Введение
1.Орф и древнегреческая мифология
2.Орф и реальный мир
3.Похожие существа в мифологии и культуре других стран
3.1.Собаки в мифологии и культуре других стран
3.2 Двуглавые существа в мифологии и культуре других стран
Заключение

Введение

У неизученных существ, будь они просто потенциальными домашними любимцами, или страшными древнегреческими чудовищами, есть одна приятная особенность: о них почти ничего неизвестно. А значит, будучи обыкновенным студентом, каждый из нас может совершить маленькую научную революцию, сделать какое-то открытие или раскопать тайну, которую еще никто не раскапывал.
В этой работе я постараюсь разобраться, кто такой Орф, как он связан с Цербером, почему не стал таким же знаменитым, а главное – остался ли он там, в Древней Греции, или бродит и сейчас в других обликах по всяким разным странам нашего мира и по другим волшебным мирам.
Какие-то моменты в этой работе могут показаться неприятными: речь будет идти, в том числе, о болезнях и об экспериментах над животными, которые кто-то посчитает издевательством или жестоким обращением. Но, мне кажется, говоря о двухголовых собаках, нужно смотреть не только на мифологию. Реальный мир тоже важен. Во-первых, потому, что именно из реальности, пусть и очень давней, берет свои истоки мифология. Во-вторых, потому, что чудовища не всегда оказываются чудовищами. Очень грустно, когда чудовищами считают больных животных, которые не плюются огнем и ядом, не имеют хвост со змеиными головами, не вызывают своим воем демонов и вообще не делают ничего особенного.
Они просто отличаются внешне от здоровых собратьев.
Волшебникам терпимость к отличиям тоже важна, именно поэтому я включила в свою работу столь неоднозначную часть.

1.Орф и древнегреческая мифология

Согласно научной классификации,Орф относится к отряду хищных, семейству псовых, роду и виду волков, ну и подвиду собак, причем не обычных, а двухголовых. Но вся эта классификация достаточно условна: неизвестно до сих пор, можно ли вообще отнести чудовище к царству животных.
Что такое животное? Словари говорят, что это существа, в клетках которых имеются ядра, которые питаются готовыми органическими соединениямии ведут подвижный образ жизни. Если с питанием Орфа все понятно, с подвижностью – тоже, то вот под микроскопом его никто не изучал, поэтому однозначно сказать про ядра в клетках невозможно.
Про Орфа мы знаем из подвигов Геракла. Именно эта собачка сторожила стада волшебных красных быков трехголового великана Гериона, бога заката и правителя острова Эрифия,который считается хозяином Орфа. Товарищ Геракл бессовестным образом коров выкрал, собачку, пытавшуюся защитить добро хозяина от вора, убил дубинкой, а люди все это дело назвали не преступлением, а подвигом.
Описывается Орф в «подвигах» коротко: «Над ним стоял огромный лохматый пес с шерстью цвета свежей крови и свирепо лаял». Другим отличительным признаком, кроме лохматости и багровой шерсти (с греческого ?????? означает или предрассветный сумрак, или «всегда на страже») считаются две головы Орфа. В каких-то источниках встречается еще и упоминание змеиного хвоста, основанное на графическом изображении сцены из Подвига самими греками. Но изображение от текста отличается: на нем Орфубит стрелой, торчащей из живота, а по тексту – дубинкой.
Иногда его путают с Цербером, но у Цербера, который, кстати, является младшим братомОрфа, три головы. Логично, что следующей в этой семейке родилась Лернейская гидра…

Впрочем, я отвлеклась. Что известно опроисхождении Орфа? Появилась собачка на свет благодаря Тифону и Ехидне. Поясню: Ехидна – это полуженщина-полузмея, чье происхождение доподлинно неизвестно (называют чуть ли не три пары потенциальных родителей). Тифон – ее супруг и брат. Кровосмешение для греческой мифологии - норма, ну а нам понятно, почему их дети имели столько голов. Тифон, кстати, был великаном: не обычным великаном, а чудовищным великаном, выше и сильнее всех других существ на свете. Гесиод приписывал ему сотню драконьих голов на затылке (вот откуда гены у детей), ну а греки считали олицетворением огненных сил земли и разрушительных реакций, которые с этой землей происходят. Здесь, вероятно, имеются ввиду всевозможные землетрясения и прочие природные катаклизмы, непонятные древним грекам. В общем, та еще парочка была

Семья у Орфа была большая и, мягко говоря, разнообразная. Всего великан и женщина-змея родили восьмерых детей. И каждый из этих детей был достоин стать темой этой исследовательской работы: двуглавый Орф, трехглавый Цербер, Лернейская Гидра, Немейский лев, Химера, Сфинкс, Колхидский дракон и Эфон. Впрочем, по ряду источников, Сфинкс и Немейский лев были не только братьями-сестрами Орфа по матери, но и его собственными детьми. Я же уже говорила про кровосмешение?
Таким образом, в отличие от многих древнегреческих чудовищ, рождавшихся у обычных богов, судьба Орфа была предрешена еще до его рождения. От связи полузмеи и великана с большим количеством голов обычный ребенок на свет появиться не может. Если взглянуть на братьев и сестер Орфа, можно сказать, что ему повезло, у него еще вполне нормальная мутация: две головы, да, но никаких других демонических признаков.

2.Орф и реальный мир

Когда речь идет о двухголовых собаках, люди, знакомые с научным миром, сразу вспомнят эксперименты ученого и хирурга Демихова. Демиховжил полвека назад и в середине 1950х годов подсадил одной собаке голову другой. До этого было множество других экспериментов, в том числе по пересадке сердца и легких собакам. У нас эти эксперименты часто называют странными и сомнительными, но за рубежом Демихова называли гением, который приближал возможность трансплантации жизненно важных органов и человеку.
Двухголовые собаки родились следующим способом: хирург под наркозом и при искусственном дыхании приживлял половину крупного щенка к целому туловищу взрослой собаки – на шею. У щенка оставались голова и передние лапы, но сердце и легкие удалялись. Жил он за счет организма взрослой собаки, ее кровообращения и дыхания, которые стали возможны при сшивании сосудов. Да, понятно, что такие описания звучат неприятно и страшно, но в медицине опыты на животных – обычное дело. Древние греки о таких пересадках, конечно, ничего не слышали, зато в СССР был свой собственный Орф.

Я не зря закончила прошлую часть словами о мутациях. Орф мог появиться в мифологии не случайно: у него существуют реальные прототипы. За историю человеческих наблюдений кто только не рождался с двумя головами: и собаки, и кошки, и ящерки-черепахи, и крокодилы, и свиньи – в общем, все подряд. Зафиксированы и случаи рождения детей с двумя головами. Вот только сегодня все эти случаи уже не называют появлением чудовищ.
Первые истории о сросшихся близнецах, которых сегодня называют сиамскими, были известны еще в античности. О них писал Аристотель, который о чем в своей жизни только не писал. В работе «О возникновении животных» ученый предполагает теорию о слившихся или недостаточно разделившихся зародышах и задает себе вопрос: это одно существо или два? По его логике и логике Фомы Аквинского, количество личностей зависит от количества сердец и голов. Голов у нашегоОрфа точно было две, а количество сердец установить невозможно.
Недостаточно разделиться зародыши, действительно, могут. Примеры рождения однояйцевых близнецов – это как раз та ситуация, когда разделение прошло до конца. А если где-то случился сбой? Если механизм был нарушен? Тогда зародыш застревает на этом моменте и дальше развивается как один плод.
Этот механизм, вроде бы, одинаково работает как с людьми, так и с животными. Но, так как наш Орф – животное, дальше я постараюсь сосредоточиться только на четвероногих. У животных существует заболевание полицефалия, и тех, кто ей болен, называют дипрозопами, носителями феномена многоликости. Эта болезнь была оформлена официально не так давно: в 1980х годах было открыто новое семейство белков hedgehog, которые и отвечают за развитие и формирование головы эмбриона. Позже ученые обнаружили, что один из этих белков, SonicHedgeHog, в случае его недостатка, может привести к другому «чудовищному заболеванию», циклопии и недосформированной голове. А если этого белка будет в избытке, то лицо может быть слишком широким, а в некоторых случаях может сформироваться два отдельных лица или две отдельные головы.
Чем не Орф?

Как уже говорилось выше, дипрозопами могут стать практически любые животные: от змей до телят. Кроме особенностей внешнего вида их объединяет небольшая продолжительность жизни: набор органов у них один на двоих и быстрее «изнашивается». Если говорить о диких животных-дипрозопах, то им сложно охотиться, сложно убегать от опасности, так как разные головы могут иметь разные желания в один конкретный момент, в итоге и умирают они очень быстро. Впрочем, есть и счастливые исключения: известный двуликий кот Фрэнк-и-Луи прожил целых пятнадцать лет и умер от рака.

Таким образом, образ Орфа мог быть не вымышленным, а вполне реальным. Ученые сегодня пытаются выяснить зависимость развития аномалий от высокой температуры. Так уже есть наблюдения за куриными яйцами, в которых, при температуре выше 30 градусов, начинают происходить нарушения развития цыпленка. Такая же история и с повышением температуры воды, в результате которого биологи заметили двуглавых эмбрионов рыб.
Каким был климат в Древней Греции? Могло ли случиться так, что все эти проблемы с циклопами, гидрами, двух и трехглавыми псами – это случаи проявления полицефалии? По сути, достаточно одного-двух случаев, чтобы миф обрел краски, головы начали шевелиться и плеваться огнем, ну а количество этих голов перевалило за сотню. У страха, как известно, глаза велики. Увидел древний грек в лесу двуглавого волка, испугался – вот вам и Орф. Даже сегодня, когда мир знает о генах, белках, мутациях и прочих штуках, появление существа с двумя голова шокирует и испугает свидетелей. Что уж говорить о древности, где страх был сигналом опасности?

3.Похожие существа в мифологии и культуре других стран

Как ни странно, несмотря на то, что полицефалия была явлением, случающимся, пусть и редко, но по всему миру, в других мифологиях обнаружить следы двухголовых собак практически не удалось. Поэтому эту часть работы я разобью на две отдельные категории, постаравшись очень коротко рассказать и о собаках в мифологии в целом, и о двуглавых мифологических существах, и конкретно о братьях-близнецах нашегоОрфа, которых можно пересчитать по пальцам одной руки.

3.1 Собаки в мифологии и культуре других стран

В отличие от своего брата-Цербера, которому повезло стать знаменитым и просочиться в разные страны, став героем и фильмов, и книг, прототипов Орфа в других мифологиях или в литературе практически нет. Просто собаки есть. Просто собак хватает. Причем эти собаки выполняют совершенно разные функции: от схожих с Цербером, где они служат проводниками душ по подземному миру или охраняют вход в царство мертвых, до, наоборот, функций целителей и добрых богов в облике пса. Так, например, в армянской мифологии духи умерших собак зализывают раны умерших воинов, оживляя кого-то из них. Скандинавский пес Гарм, злобный и огромный, чуть не уничтожает весь мир, сорвавшись с оков, которые держали его у скалы. Если бы Тор вовремя не убил Гарма, люди и боги могли бы погибнуть. А у китайцев небесный пес Тяньгоуотвращает от людей все беды и напасти, а так же предупреждает их о войне, посылая специальные сигналы.
Двуглавая собака упоминается в полинезийской мифологии: на Южном острове, который является частью и самым большим островом Новой Зеландии жили огры, которые охотились с помощью двуглавых собак. Имя одной из таких собак – Mohorangi, она не просто имела две головы, но и могла превращать человека в камень, только взглянув ему в глаза. Напоминает смесь Орфа и Медузы Горгоны, но где Греция, а где Новая Зеландия?
Один из мифов маори, коренного населения Новой Зеландии, рассказывает о собакоголовом великане по имени Копуваи, который жил у реки Клута (Матау) в регионе Отаго. Великан жил не один, а со своими собаками, у каждой из которых было по две головы. Однажды великан похитил девушку по имени Каиамио, которая ушла в лес на охоту, но отстала от своих друзей и подруг. Копуваи дождался, когда крики девушки уже не услышат другие люди, натравил на нее своих двухголовых собак и утащил в свое логово. Несколько лет девушка жила там, обслуживая людоеда, решившего ее не есть, а потом смогла убежать. Родные Каиамио были счастливы, что она спаслась, но великану решили отомстить: они дождались летних ветров, которые усыпляют людоеда и его собак, подожгли его пещеру и убили Копуваи. Те собаки, которые спаслись от огня, окаменели после смерти хозяина. До сих пор камни, напоминающие их тела, стоят в пещере, а сам горный кряж с тех пор называют Копуваи.

Еще одна история о двуглавых собаках пришла к нам из Индии. Впрочем, может быть, речь и не идет о двух головах: упоминают только «четырехглазые собаки», которые были спутниками, стражниками и вестниками Ямы, бога смерти. Эти собаки тоже охраняли вход в подземный мир, звали их Шабар и Удумбала.
Изображают Шабара по-разному: где-то на его морде горят огнем сразу четыре глаза (в два ряда по два глаза), а где-то он выглядит как Орф: пес с двумя головами.

3.2 Двуглавые существа в мифологии и культуре других стран

А если не собаки? Были ли другие похожие двуглавые существа в мифологической традиции разных народов? Таких существ тоже удалось обнаружить немного, да и внешне они совсем не напоминают Орфа.
Первый пример – Акеру, двуглавый лев в египетской мифологии. Да, у него две головы, но расположены они не рядом друг с другом, а на разных сторонах тела, так, что в лежачем положении Акеру смотрит в противоположных направлениях. Все четыре лапы у него при этом передние, так как каждая пара принадлежит своей половине тела, в общем, классический Тяни-Толкай Корнея Ивановича. Они символизировали вчерашний и завтрашний день, на их головах покоился солнечный диск, а сторожили они не огромных быков, а ворота рассвета и заката.
Правда, описание льва не сходится с его изображением: изображали, все-таки, двух отдельных львов, сидящих спинами друг к другу. Сложно сказать, кто именно допустил ошибку: возможно, художники просто не умели или не решались нарисовать настолько непривычное им существо?

В ливийской пустыне, на Антильских островах, на берегах Амазонки, в Канаде и в других регионах Америки люди встречали Амфисбену – змею о двух головах. Ее одним из самых первых описывал Плиний-старший, говоря о том, что одной головы ей мало, чтобы выплеснуть яд. Выглядит Амфисбена тоже как Тяни-Толкай: по одной голове расположено на противоположных частях тела. Считается, что родилась Амфисбена от капли крови, которую пролил Персей, пролетая над пустыней с головой Медузы Горгоны в руках, поэтому, с одной стороны, принадлежит змейка греческой мифологии и в этой главе рассматриваться не должна. Но,с другой, видели же ее в других странах! Где Греция, а где Амазонка и Канада? Так что пусть тоже останется в этом обзоре.

Перенесемся на Восток. В древнекитайской мифологии существует двуглавое чудовище Бинфэн. И он у нас снова имеет две головы по разные стороны тела, только предстает теперь в облике дикого кабана. Водится существо к востоку от Усянь – и это все, что о нем известно. Опасен Бинфэн или это просто милый и безобидный вепрь? Даже страшных рисунков и то не нашлось!

Подарили китайцы нам еще одно двуглавое существо, теперь уже из птиц. Их называют Бииняо, то есть, птицы, соединившие крылья. В виде птиц выступают соединившиеся утки, у которых две шеи, две головы, но по одному крылу у каждой – отличный пример дипрозопов. В китайской мифологии они были символом супружества и неразлучности, так как на любые приличные действия были способны только вместе.

Сисиютль тоже считается чудовищем с двумя головами и тоже – змеей. Точнее – змеем. Очень, очень страшным змеем! Родился этот персонаж на краю света, в мифах индейцев-квакиутлей, обитателей северо-западного побережья Канады. Считается, что встреча со змеем – это момент инициации, а тот, кто выстоит при встрече – получит особенный подарок: умение управлять снами и передвигаться с помощью ветра. Считается, что змей настолько страшен, что все кривые деревья и камни – это те, кто видели змея и пытались от него сбежать.
Живет Сисиютль в воде, хоть морской, хоть пресной, видит он и спереди, и сзади, так как вторая голова у него растет из хвоста. Задача человека – смотреть на существо, не отводя взгляд. Бояться можно. Убегать нельзя. Сисиютль – воплощение ужаса, поэтому и инициация заключается в том, что встретиться со страхом и выстоять. Не справишься –ну упс тебе. Когда змей окажется слишком близко, он увидит в глазах человека свое отражение, увидит истину, воплощением которой тоже является, и отступит сам, оставив магические способности в подарок.

Этот миф из всех прочитанных показался мне самым красивым и самым волшебным, поэтому именно им заканчивается часть о поисках двуглавых существ в мифологиях народов мира.

Заключение

Сегодня о псе по имени Орф знают только любители греческой мифологии (в том числе – любители игр по сюжетам греческой мифологии) и фанаты серии фантастических романов американского писателя РикаРиордана о Перси Джексоне– Орф и пастух Эвритион упоминаются в книге «ПерсиДжексон и лабиринт смерти». Остальные, прочитав в рамках школьной программы Подвиги Геракла, оставляют в памяти только сами подвиги: вроде конюшни чистил, вроде молодильные яблоки собирал, вроде цербера победил. А кто там кроме цербера был? Да разве всех упомнишь!
Сложно назвать очевидные причины, по которым Орф, хоть и упоминался в подвигах Геракла, известным существом так и не стал. Мне кажется, все дело в том, что он, как раз, не был особенно страшным монстром. Ну да, две головы. Ну да, вроде как, уродливое создание. И все. Он не обращал взглядом в камень, у него не было ядовитого дыхания, он даже не врата ада сторожил, а жалких коров! Кто запомнит пастушьего пса?
Существу, чтобы его запомнили, нужно быть страшным. Действительно страшным, таким, чтобы не только сами древние греки его боялись, но и их потомки через века и тысячелетия. Чтобы картинки рисовали одна другой ужаснее, чтобы писали о нем книги, чтобы упоминали в сказках и легендах, снимали фильмы или делали игры.
Церберу повезло стать суперзвездой. Орфу – нет. Как видно по проведенному исследованию мифологических источников других народов, однозначное упоминание двуглавых псов встретилось только в полинезийской мифологии. Остальные их… не боялись?
Сложно бояться собак, которых легко убить просто дубинкой. Сложно бояться собак, чье основное отличие – две морды, вместо одной. Да, конечно, зубов у нее тоже два комплекта, но проблема решается одной дубинкой. В подвиге о быках самым сложным для Геракла было не Орфа победить, а на острове оказаться, а потом со всеми коровами (включая потерянную) обратно к Ефрисфею добраться. Орф – крошечный элемент истории, о котором забываешь раньше, чем дочитаешь всю историю до конца.
Сложно бояться и собак, которые могли существовать в реальности. Мы не знаем, как обстояло в Древней Греции дело с полицефалией. Встречались ли там случаи этой болезни? Если да, то как часто? Насколько слабыми были больные животные, насколько быстро они погибали? Этот момент тоже мог наложить свой отпечаток на место Орфа в мифе, обеспечив ему такую бесславную гибель и отсутствие какой-либо памяти. Говорят, в ИберииОрф имел свое святилище и носил имя Гаргеттий, но иных доказательств, кроме слов Поллукса, не существует.

Список использованных источников:
1) Стадо Гериона
2) Орф
3) Тифон
4) Опыты Демихова
5) Как получить сросшихся близнецов
6) (англ) Two headed creatures do not only belong to the real mofmyth
7) Умер старейший двумордый кот
8) Животные в мифологии. Собака
9) Сказочные львы
10) Амфисбена
11) Словарь китайской мифологии
12) Сказание о Сисиютле
13) (англ) Hand book of Polynesian Mythology
14) Великие мифы и легенды. 100 историй о подвигах, мире богов, тайнах рождения и смерти
15) (англ) In Hot Pursuit of Language in Prehistory
16) Перси Джексон и Лабиринт Смерти